Урок Основ православной культуры.
Сказка – ложь, да в ней намек
Смиренный человек – кроткий, послушный, любвеобильный, радостный, в его душе царит мир. «Смиренье – Богу угожденье, уму – просвещенье, душе – спасенье, дому – благословенье и людям – утешенье», – говорится о добродетели смирения в словаре Владимира Даля.
Смиренный не ленится, не спорит и не задается, не перечит старшим – даже если они неправы. Добродетелью смирения обладает, например, главная героиня сказки Шарля Перро «Золушка». Мачеха взвалила на добрую и кроткую девушку все тяжелую работу по дому, ругала ее и обижала, но Золушка не отвечала злом на зло. Спала девушка на чердаке, на тоненькой подстилке, отдыхала у самого очага, сидя на золе. Но и в стареньком платьице она была во сто крат милее своих разряженных сестриц. И неслучайно ее полюбил принц.
Героини многих русских сказок – Марья-Искусница, Настенька из «Морозко» и др. – ласковы, послушны, расторопны, хороши не только внешне, но и внутренне – они как будто тихо светятся изнутри. Такой представлялась многим молодым людям на Руси идеальная невеста. Послушайте христианскую притчу о том, как искал свою суженую некий хлебороб.
«Задумал молодой хлебороб жениться и отправился с друзьями на праздник, чтобы выбрать себе невесту. Такие красавицы вышли в хоровод, что у парней глаза разбегаются – одна лучше другой. Вышагивают как павы, плечами поводят, себя в лучшем виде показывают. И лишь одна из них стоит скромно в стороне, низко склонив голову и опустив глаза.
– Вот моя суженая, – показал на нее хлебороб.
Удивились друзья такому странному выбору, а парень объяснил:
– Я ведь хлебороб и привык судить по пшеничным колосьям. Когда они стоят, гордо выпрямившись, так что их издалека видно, то в таком колосе почти наверняка нет зерна. А колос, наполненный хлебом, всегда преклоняется книзу, так что порой его сразу и не заметишь. Точно так же и невеста».
Награда для смиренных
Иногда смирение неправильно понимают как забитость, слабость. Но в душе смиренного человека живет Сам Бог, Дух мира и любви. И люди кроткие, тихие, по слову Господню, блаженны, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). Сам Спаситель показал высокий пример смирения всей Своей земной жизнью. «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29–30), – сказал Он своим ученикам.
Младенец Христос явился на свет не в царском дворце, а в пещере для скота, в вертепе, животные согревали Его своим дыханием. Царь Ирод гонялся за ним, желая погубить. Подрастая, Христос находился в послушании у Девы Марии и праведного Иосифа, Он трудился своими руками – был плотником. После 30 лет Спаситель вышел на проповедь, терпя неудобства, зной, холод, преодолевая усталость. Он исцелял, творил милости и в то же время молча терпел поношения – и в конце концов был предан распятию на Кресте. «Он, будучи образом Божиим… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6–8).
Незадолго до своих Крестных страданий Спаситель совершил необычный поступок – умыл ноги своим ученикам. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:12–15). «Кто хочет быть первым, – говорит Спаситель, – будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).
Смиренных ожидает награда: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6).
Божественная благодать – это Божественная сила, которая наполняет нас радостью, любовью и добром. О ней воочию поведал преподобный Серафим Саровский своему другу и помощнику Николаю Александровичу Мотовилову. С 12 лет того мучил вопрос: какова же цель христианской жизни? И вот во время духовной беседы преподобный Серафим отвечает: цель жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа; добрые дела, послушание, милостыня, пост, молитва – только средства для очищения души, для стяжания благодати.
Николай Александрович – в смущении от столь странного ответа. Тогда батюшка Серафим крепко берет Мотовилова за плечи, и лицо его сияет неземным светом. В теле, в душе Мотовилова разливается неизъяснимая радость, мир, покой и теплота, сердце его трепещет от блаженства.
«Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Под Царствием же Божиим Господь разумел Благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а Благодать Духа Святого и освящает и согревает нас, наполняя благоуханием воздух, услаждая наши чувства, питая сердце радостью неизъяснимой», – говорит преподобный Серафим.
Христос в гостях у мужика
Прощение врагов, покаяние, признание своих грехов и ошибок – средства стяжания благодати. Об этом – рождественский рассказ русского писателя Николая Лескова «Христос в гостях у мужика».
…На поселении в Сибири с молодых лет живет некий Тимофей Осипов, из первогильдийных купцов – человек честный, кроткий, любящий Священное Писание. Одно его мучает – никак не может забыть он своего дядю Тимофея – страшного обидчика всей семьи. Дядя смертельно огорчил отца Тимофея, свел горем в могилу его мать, оклеветал его самого и при старости своих лет женился на молодой девушке, которую Тимоша с детства любил. Назначенный после смерти родителей опекуном Тимофею, дядя растратил почти все его имущество. И вот в ссоре молодой человек ранил своего дядю оружием, за что и был сослан на поселение в Сибирь.
Небольшие деньги у Тимофея все же остались, и через год он женился, перестав скучать в далеком краю. «И в десять лет стал у всех в виду как самый капитальный человек. Дом вывел, как хоромы хорошие; всем полон, всего вдоволь и от всех в уважении, и жена добрая, и дети здоровые. Чего еще надо? Кажется, все прошлое горе позабыть можно, но он, однако, все-таки помнил свою обиду».
Друг его увещевал: «Пока ты зло помнишь – зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покое жить станет». Все без толку: если скажут ему слово про дядю – Тимофей побледнеет, и в глазах вместо обычной ласки загорится гнев.
Был он в ссылке шестнадцатый год, когда однажды, читая в своем саду Евангелие, горячо, от всего сердца пожалел Спасителя, Которому у фарисея не дали воды, чтобы – по восточной традиции – умыть ноги. «Господи! Если б ты ко мне пришел – я бы тебе и себя самого отдал», – воскликнул он. А ему вдруг откуда-то, как в ветерке, дохнуло: «Приду!»
Стал с тех пор Тимофей дожидаться Спасителя в гости, даже за столом оставлял Ему почетное место перед креслом.
А на Рождество Христово собрал хозяин богатый стол, пригласил ссыльных, бедняков, тех, кто еще не наладил жизни своей в суровом краю. Люди пришли всякого звания, из разных мест – и русские, и поляки, и чухонцы – мужчины, женщины, дети. Одного только гостя нет – Который всех дороже. Темно уж стало, метель на дворе разыгралась. Вздохнул тогда Тимофей и решил садиться за стол. Прочитал «Отче наш», а потом «Христос рождается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земле…»
И только это вымолвил, что-то страшно ударило в стену со двора, зашумело в сенях, двери в горницу сами настежь отворились. Посмотрели – а на пороге стоит страшный старик в рубище, со шрамом на лице, побелевшем от стужи, дрожит, еле на ногах держится. Перед стариком – белая как из снега рука – держит глиняную плошку с огнем. Ветер с вьюгой с надворья рвет, а огня не колышет…
Тимофей, как увидел это, вскричал:
– Господи! Вижду и приму его во имя Твое, а Ты Сам не входи ко мне: я человек злой и грешный. – Да с этим и поклонился лицом до земли…
Взял Тимофей за обе руки старика и посадил за первое место.
А кто был этот старик, может быть, вы и сами догадались? Это был враг Тимофея – дядя, который его разорил. Рассказал старик, что все у него пошло прахом: и семьи, и богатства лишился, и ходил давно, чтобы отыскать племянника и просить у него прощения. В метель сбился с пути и уже совсем замерзал, как вдруг кто-то невидимый осиял его и сказал: «Иди, согрейся на Моем месте и поешь из Моей чаши».
С той поры старик остался у Тимофея и, умирая, благословил его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.
Заканчивается рассказ такими словами: «Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце может быть такими яслями, если оно исполнило заповедь: «Любите врагов ваших, благотворите обидевших вас». Христос придет в это сердце, как в убранную горницу, и сотворит Себе там обитель.
Ей, гряди, Господи; ей, гряди скоро!»
Учись прощать
Послушайте стихотворение Бориса Львовича Пастернака «Учись прощать».
Учись прощать. Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта,
Великодушье лечит как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.
Слово «прости» – по-настоящему волшебное. Ветеран войны в Афганистане, кавалер ордена Красной звезды, член Союза писателей Виктор Николаев рассказывал, как однажды в Афганистане отряд советских солдат оказался в окружении душманов. Бойцы поняли, что сейчас погибнут, и перед смертью решили попросить друг у друга прощения – каждый вспомнил, что когда-то кого-то обижал. И произошло чудо: по свидетельству Виктора Николаева, афганцы прошли мимо – либо не заметили скрывшихся в развалинах дома русских солдат, либо решили, что все они уже погибли. Молодые бойцы остались целыми и невредимыми – Господь покрыл смиренных Своей Благодатью.
Свет-государыня, матушка!
Противоположная добродетели смирения страсть – гордость – есть непослушание Богу, заповеданной Им иерархии. Господь установил малое послушание первому человеку: не есть плодов с древа познания добра и зла. Человек, нарушив эту заповедь, получил в наследство непослушание всего творения. Созданный Богом владыкой мира, он после грехопадения стал рабом: маленький клещ укусит – и человек может умереть.
Но когда люди, именуемые Церковью преподобными, уподобляются своему Творцу, тогда и творение приходит в послушание. Страшная ядовитая змея ехидна не причинила вреда апостолу Павлу. Преподобному Герасиму Иорданскому лев вместо ослика возил воду – даже у животных есть смирение.
Издревле благочестивые русские семьи были сильны послушанием: детей – родителям, жен – мужьям, мужей – Господу Богу.
В памятнике древнерусской письменности «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, великий князь назидает молодежь «соблюдать слово Господне» и поясняет: «…при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь… глаза держать книзу, а душу ввысь».
По правилам того времени, после смерти отца старшинство в семье передавалось матери, и дети, даже взрослые, не должны были выходить из-под ее опеки: «А вы, дети мои, слушайте своей матери во всем, из ее воли не выступайте ни в чем, – писал в завещании святой Димитрий Донской. – А который сын мой не имеет слушати матери, а будет не в ее воли, на том не будет моего благословения».
Дети участвовали вместе с отцами в крестьянском хозяйстве: им находилось посильное, но настоящее дело. Малолетних князей в восемь лет «сажали на коня» и брали на битву. В традициях воспитания было не просто послушание, но активность и трудолюбие. Дети должны были все делать для себя сами и не затруднять других.
«Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит, – призывает автор «Домостроя». «Аще охудеет разумом в старости отец ваш или мать ваша – то не безчествуйте их, не укоряйте, и тогда почтут вас ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас…»
Изречения и пословицы донесли до наших дней народную мудрость: «Какую честь принесешь своим родителям, такую ожидай от своих детей на старости».
«Смехом, срамом и безчестьем роду» называли наши предки тех, кто не уважал родителей, пренебрегал заботой о них. Пренебрежение и забвение памяти родителей резко осуждались: «Аще кто злословит родители свои – проклят есть от Бога и от людей».
«Свет государыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка!» – таковы обращения к матери в русских песнях, былинах, сказаниях. Церковные поучения наставляли младших: «не забывай материнского труда, ее печали и болезни о своих чадах».
Послушание – это проявление смирения и любви – высшей христианской добродетели, о которой мы поговорим с вами на следующем уроке.
Притча о смирении и благодати
В давние времена жил один человек. Святость его была так велика, что ей удивлялись даже Ангелы и нарочно сходили с неба, чтобы посмотреть: как, живя на земле, можно так уподобиться Богу?
И сказали однажды Ангелы Богу:
– Господи, даруй этому человеку дар чудотворения!
– Я согласен, – отвечал Господь, – спросите у него, хочет ли он.
И спросили Ангелы святого:
– Хочешь ли ты одним прикосновением рук подавать здоровье?
– Нет, – ответил святой. – Пусть лучше Сам Господь творит это.
– Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силой которого ты бы обращал грешников к покаянию?
– Нет, это дело Ангелов, а не слабого человека. Я молюсь об обращении грешников, но не обращаю.
– Может, ты хочешь привлекать к себе сиянием добродетели и тем прославить Бога?
– Нет, привлекая к себе, я буду отвлекать людей от Бога.
– Чего же ты хочешь? – спросили Ангелы.
– Чего мне еще хотеть? Да не лишит меня Господь милости Своей! А с ней у меня все будет.
Но Ангелы продолжали настаивать.
– Хорошо, отвечал святой. – Я хочу так творить добро, чтобы самому об этом не ведать.
А Ангелы решили, что тень этого человека, которую он не видит, тоже может исцелять больных, облегчать на земле скорби и печали. Так и повелось с тех пор: где бы ни появлялся этот святой, тень его покрывала зеленью вытоптанные дороги, возвращала воду высохшим ручьям, под ней распускались цветы и высыхали слезы людские.
Пословицы и поговорки о гордости и смирении
Лучше дурак с кротостью, чем умный с гордостью.
Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись.
Загордился кот и с печи нейдет.
Не смейся, горох – не лучше бобов: намокнешь – сам лопнешь.
Высоко взлетел – низко падать.
Сатана гордился – с неба свалился, фараон гордился – в море утопился, а мы гордимся – куда годимся?
Домашнее задание
Совершить подвиг смирения – уступить товарищу, брату или сестре. Постараться слушаться с первого слова родителей. Попросить прощения у того, кого обидели. Постараться простить обидчика.