Один из лучших горнолыжных курортов мира в сочинской Красной Поляне – «Богом целованном месте» – возник недалеко от места молитвенных подвигов монахов-пустынников, за могилами которых до сих пор ухаживают местные жители. О новых краеведческих находках специалистов рассказывает Александр Галкин, заместитель председателя Краснодарского регионального отделения Русского географического общества.
Прежде мало известный поселок Красная Поляна превратился сегодня в горнолыжный курорт мирового класса. Население поселка увеличилось в несколько раз, причем идет постоянная ротация, люди приезжают и уезжают, отработав один или несколько сезонов. Такой перекос в пользу приезжих может явиться питательной средой для негативных социальных процессов, если вовремя не принять меры.
Трагические события в Кущевке заставили всю Россию с содроганием заглянуть в бездну людской греховности и открыть, что в некоторых населенных пунктах на юге России повседневная жизнь превратилась в настоящий ад. Но мало кто знает, что приснопамятная станица Кущевская в значительной своей части возникла на территории лагеря для немецких военнопленных после Великой Отечественной войны. После ликвидации лагеря люди быстро заселили эту относительно застроенную освободившуюся территорию, и никому в голову не приходило, что отсутствие традиций среди разношерстных переселенцев, родительских могил и в целом отсутствие не успевшего сформироваться внутреннего нравственного закона этого социума, да еще в богоборческие времена, даст такие ужасные всходы.
Город, как и любой социальный организм, быстро развивается при благоприятных внешних условиях, однако то, что заложено в генетическом коде его жителей, будет постоянно воспроизводиться, множиться. Из репейника никогда не получится прекрасная роза.
В этом плане Красной Поляне удивительно повезло: здесь не было войны, она здесь закончилась. В 1864 г. в урочище Кбааде после парада войск был зачитан Высочайший манифест об окончании Кавказской войны. На место солдатского поселения пришла греческая община, до этого терпевшая притеснения в Османской империи; позже к ним присоединились эстонцы, также до этого несколько лет скитавшиеся в поисках лучшей доли.
Первый душевный импульс русских, пришедших на эту землю, понятен по восторженным письмам офицеров: «Это будет русская Швейцария, это место достойно носить имя Романовск!» Вся дальнейшая история развития поселка до наших дней является цепочкой чудесных метаморфоз в полном соответствии с этим первоначальным возгласом, порожденным божественным видом окружающей красоты. В эту цепочку логично укладывается строительство первой дороги из Адлера при Николае II в 1898 г., и сооружение Краснополянской ГЭС в 1949 г., и последующее бурное развитие недорогого профсоюзного туризма во времена СССР. Наконец, события новейшей истории России, когда были проложены скоростные магистрали и построены современные спортивные, развлекательные сооружения, позволяющие жителям всей планеты, а в первую очередь россиянам, набираться сил и здоровья в этом «Богом целованном месте» – еще одно звено этой драгоценной цепи.
Недавно в Краснополянском представительстве Русского географического общества (РГО) мы просматривали кадры кинохроники 90-х гг. прошлого века, снятые бывшим настоятелем местного храма во имя священномученика Харлампия – отцом Симоном. На пленке майская цветущая Поляна в пасхальные дни, весь в строительных лесах, но уже просматривается в византийском стиле новый храм, толпа встречающих вертолет на местном вертодроме. На ступеньках трапа появляется Патриарх Алексий II, обводит взглядом горы, и у него вырывается: «Райский уголок!»
За прошедшие 150 лет Красная Поляна, к счастью, усилиями многих поколений не утратила своей первозданной красоты, а риски такие реально были. В новейшие времена выдающуюся роль в сохранении исторической территории сыграли жители поселка, которые перед началом олимпийского строительства на встрече с ответственными чиновниками просто попросили: «Не трогайте Поляну! Не сносите наши дома!»
И Бог отвел на несколько километров в пустынные ущелья все эти гигантские перекраивания ландшафта, изменения русел рек и много чего еще, необходимого для спортивных сооружений.
Иногда мне кажется, Господь промыслительно привел сюда 150 лет назад маленькую общину греческих переселенцев, поставивших в Поляне первый православный храм и открывших первую школу.
Затем, в 70-е гг. прошлого века, в Поляну пришла удивительная, творческая, образованная волна переселенцев из разных уголков России. Эта была молодежь первого послевоенного поколения, проведшая свои студенческие годы в занятиях альпинизмом и горным туризмом. Они уже не смогли расстаться с горами и, поселившись в этом прекрасном месте, сыграли решающую роль в превращении поселка в туристический горнолыжный центр. Все эти переселенческие волны образовали костяк коренного населения Красной Поляны. Эти люди, напитавшись красотой, в очень важный момент истории нашли нужные слова, отвели беду и сохранили это райское место.
В Красной Поляне, кстати, до сих пор сохраняют традицию ежегодного похода мужчин по горным перевалам, через которые 150 лет назад горстка греков пришла в эти места.
В 2013 г. я собрал инициативную группу местных жителей, и в Пасхальные дни мы установили гранитный памятный знак к 100-летию со дня рождения ученого-географа, певца Красной Поляны Юрия Константиновича Ефремова. Фигура это знаковая и для полянцев, и для всех, занимавшихся горным туризмом в 1960–1970-е гг. в СССР. Его книга «Тропами горного Черноморья» была издана в 1963 г. 65-тысячным тиражом и быстро стала редкостью. Два года назад она была переиздана в третий раз усилиями Сочинского и Краснодарского отделений РГО. Не могу не сказать также о том, что полтора десятка гастарбайтеров-таджиков, привлеченных для ручного подъема гранитной глыбы на горку Монашку, узнав о цели работ, дружно отказались от оплаты.
В том же году была издана книга «Альпика-сервис» – имя розы», рассказывающая об истории создания первого горнолыжного комплекса в Красной Поляне, с которого началась ее всероссийская известность. Эти инициативы были отмечены дипломом на конкурсе «Хрустальный компас» Русского географического общества в 2014 г., а в следующем году уже открылось представительство РГО в Красной Поляне.
Эти работы, как оказалось, были небольшим прологом к более масштабным краеведческим находкам в истории Красной Поляны. Несколько лет назад сотрудники государственного дома-музея Михаила Михайловича Пришвина привезли в библиотеку при местном храме книгу мемуаров Валерии Дмитриевны Пришвиной «Невидимый град». Центральное место в ней занимают события 20-х гг. прошлого века, произошедшие в окрестностях Красной Поляны, – речь идет об аскетическом подвиге монахов-пустынников Кавказских гор. Мы, в частности, узнали потрясающую историю о молодом философе, покинувшем Москву и поселившемся в скиту Святителя Николая, на берегу речки Монашки, чтобы написать труд, навсегда избавивший человечество от бед. Этого молодого человека звали Олег Поль (Бурданов), его сочинение называлось «Остров Достоверности». Книгу он напишет, примет монашеский постриг с именем Онисим, однако будет вовлечен в трагические события «сергианского раскола» конца 1920-х гг. Сохранится лишь черновик первой части книги, который будет опубликован на интернет-ресурсах в 2016 г. усилиями сотрудников музея М.М. Пришвина и Краснодарского отделения РГО.
Дальнейшее сотрудничество представительства РГО с активом православного прихода в поселке и его пастырем отцом Николаем, а также с Пришвинским музеем дало удивительные плоды. Прихожане начали рассказывать и показывать места захоронений монахов-пустынников с могилами, сложенными из крупных камней, – оказывается, они по завету своих родителей уже много лет ухаживали за этими захоронениями. Минувшим летом отец Николай организовал крестный ход к одной из таких могил, где были установлены православный крест, памятная доска, сделана ограда.
Дальнейшие краеведческие исследования дали новые интереснейшие результаты. Через тексты Олега Поля мы вышли на фигуру Владимира Францевича Эрна – надежду русской религиозно-философской мысли начала ХХ века. Оказывается, лето 1916 г. Владимир Эрн, глава русских поэтов-символистов Вячеслав Иванов и «литературный духовник» Анны Ахматовой – Николай Недоброво провели со своими семьями в Красной Поляне. Что они искали в этой тогдашней глуши, где не было ни гостиниц, ни ресторанов, где няни с ужасом отгоняли медвежат от полянок с детьми? Об этом мы узнали из писем Вячеслава Иванова, его стихов и воспоминаний его дочери.
После восстановления монастырей и храмов в Новом Афоне и расселения в эти места монахов-пустынников, в том числе имяславцев, вывезенных с Афона, в Красную Поляну началось настоящее паломничество многих видных деятелей российской культуры начала ХХ века. Этому в немалой степени способствовала книга Валентина Павловича Свенцицкого, ныне классика отечественной патристики, «Граждане Неба: мое путешествие к пустынникам Кавказских гор» (1915). Лучшие российские умы приезжали в Красную Поляну в поисках истины, проводя многочасовые молитвенные стояния с монахами-пустынниками. Однако хлынувшие волны революции, Гражданской войны и идеологического террора наглухо, на 100 лет погребли под собой даже само видение той развилки, где находилась Россия.
Удивительное дело, но уже в 1930-х гг. начинают слагаться новые стихи и появляться тексты о той же самой непостижимой мистической сущности природного ландшафта Красной Поляны. В стихах уже упоминавшегося Юрия Константиновича Ефремова мы находим слова: «…Я болен ощущением пространства», – как крик о бессилии человеческого языка, не способного также мощно и прекрасно выразить свои чувства, как говорит с нами Бог языком сотворенной природы.
Сегодня ясно, что мы находимся в самом начале краеведческих исследований сравнительно недавних, но основательно забытых фактов краснополянской истории. Однако даже того, что уже открылось сегодня, достаточно, чтобы не относиться к этому поселку как к рабочей слободе или как к одному большому развлекательно-увеселительному комплексу. Настала пора обсудить вопрос о стратегическом развитии исторической территории Красной Поляны – интересного маршрута историко-познавательного туризма, новой точки притяжения паломнического движения, истоку духовно-нравственной культуры.
Александр Галкин