Беседа кандидата педагогических наук, игумена Киприана (Ященко) о внутриутробном развитии и воспитании ребенка.
Попробуем разобраться с тем, с какого возраста ребенок может жить святой жизнью. Как-то в Кисловодске я пришел в православную гимназию и спрашиваю: «Ребята, а вы можете жить святой жизнью?» – «Можем». – «А с какого возраста это возможно?» Они подумали, один мальчик тянет руку, говорит: «Еще в утробе матери можно жить святой жизнью». – «А как ты догадался?». Он отвечает: «Преподобный Сергий еще в утробе матери вскричал в церкви. А если он реагировал на Евангелие, значит, он был святым. Ведь его уже благодать евангельская привлекала».
Я подивился зрелости ответа юного гимназиста. Действительно, многие дети в младенчестве и даже раньше – в утробе – пребывают в благодатном состоянии.
А может ли человек творить смертные грехи, а потом стать святым? Примеров можно привести много: царь Давид в ветхозаветной истории, в новозаветной – равноапостольный князь Владимир, Мария Египетская грешница была, а стала величайшей святой. Определяет святость степень покаяния. В дневниках святого праведного Иоанна Кронштадтского описано, как он, оказывается, с утра до вечера грешил. Был человеком вспыльчивым, раздражительным и всех осуждал. И это – величайший святой, который исцелял, творил чудеса.
Он пишет, как встал в четыре утра, пошел в собор, смотрит–сидит женщина на паперти. Вся в лохмотьях, грязная, от нее дурно пахнет. И он подумал: сколько тысяч людей мимо тебя проходят, тебе жертвуют, что же ты не можешь себя в порядок привести, помыться, одеться? И только он так подумал, как почувствовал, что от него благодать отошла – страсти навалились, мысли грязные полезли, вообще, стал греховным человеком. Он упал перед иконой Божией Матери и начал молиться: «Матерь Божия, прости, что я осудил нищенку у храма. Я же не знаю, какой жизнью она живет. Может быть, она Христа ради юродивая, на себя такой подвиг взяла». И он начал всячески ее оправдывать, молиться у иконы Божией Матери, пока наконец не почувствовал, что благодать к нему вернулась.
Чем он – великий святой – принципиально от нас отличается?Во-первых, видением своего греха, а во-вторых, глубочайшим покаянием. И нет такого греха, которого бы Господь не прощал.
В этом, собственно, и состоит признак святости – человек постоянно стремится к чистоте, чувствует ее, радуется чистоте.
Ребенок, зачатый святыми родителями, может жить святой жизнью. Зачатие и есть начало жизни: и наука, и Церковь здесь едины, слава Богу. В упомянутом нами житии Преподобного Сергия Радонежского сказано, что Господь избрал великого подвижника еще «от чрева матери и дал о нем знамение».
Однажды, когда мать Преподобного пришла в церковь к Божественной Литургии, Господь дал возможность не только ей самой, но и всем молящимся услышать, как перед чтением Святого Евангелия, затем во время Херувимской песни и, наконец, когда священник произнес: «Святая – святым», – младенец трижды громко вскричал во чреве. Мария едва не упала от страха. «Поняв, что Господь предызбрал ее дитя, благочестивая мать стала необыкновенно внимательна к своему будущему ребенку. Во всеостальное время беременности она не употребляла ни мяса, ни молока, ни рыбы, ни вина, но питалась хлебом и семенами, а пила одну воду и часто втайне молилась хранящему младенцев Господу. Таким образом, дивный плод ещево чреве очищался и освящался постом и молитвой».
«Зародыш в утробе матери есть живое существо, о коем печется Господь», – писал Афинагор. Святитель Василий Великий указывал на то, что греховность уничтожения плода не зависит от срока беременности. Иоанн Златоуст называл этот грех хуже убийства, так как здесь не умерщвляется рождение, но самому рождению полагается препятствие. Святой Паисий Святогорец учил: «Родителям необходимо понять, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия».
О том, что зачатие есть начало жизни, свидетельствует Евангелие от Луки (1:41–44), повествующее о встрече после Благовещения Девы Марии и непраздной Елисаветы, будущей матери Иоанна Пророка: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем…»
Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский, в толковании на главу 1 Евангелия от Луки отмечает: «А Иоанн, получив некоторое особенное дарование пред прочими людьми, играет в утробе матери, почему он и больше пророков (Мф. 11:9), ибо они пророчествовали после своего рождения, а он удостоился такого дарования будучи еще в утробе матери». Иоанн Предтеча был удостоен благодати еще во чреве и соделался пророком еше в утробе матери своей Елисаветы. «…Ибо пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему…»
Псалтирь Царя и пророка Давида говорит о каждом человеке как о создании Божием, лично известном Богу еще в материнской утробе: «Ибо Ты создал меня, принял меня от лона матери моей. Прославлю Тебя, ибо Ты грозен и дивен; чудны дела Твои, и ведомо это душе моей. Не утаились от Тебя кости мои, сотворенные Тобой втайне, и весь мой состав в лоне матери моей, как в недрах земли; зарождение мое видели очи Твои. Имена всех внесены в книгу Твою; и никто, даже во чреве матери, не забыт Тобой».
Как можно духовно воспитать ребенка внутри утробы? Причащаться почаще. Каяться. Жить добродетельно. Слушать спокойную, лучше духовную музыку. Читать духовную литературу. Многие женщины говорят, что, когда читают Евангелие, ребенок прямо играет в утробе. Евангелие оказывает духовное действие – ребеночек радуется. Бог непосредственно действует на человека. Минуя сознание, даже его волю, чувства. И если родители здесь помогают привлекать Благодать Божию, если они сами стараются жить благодатно, молятся, читают Евангелие, причащаются, то эта благодать нисходит на ребенка. На свет появится не просто желанный, а благодатный ребенок. То воспитание, которое можно дать ребенку именно внутри утробы, уже ничем не заменишь. И оно всплывает – рано или поздно.
А чем мать может навредить будущему ребенку? Для плода, например, опасно курение матери, а также еепребывание в накуренном помещении, в роли пассивного курильщика. Установлено, что никотин задерживается в плаценте, в околоплодных водах и это продлевает его вредное воздействие на плод, ухудшает снабжение плода кислородом.
Еще опаснее алкоголь, вызывающий изменения в наследственных структурах человека, обусловливающий развитие уродств, умственной и физической отсталости. Древнегреческий писатель Плутарх замечал: «Пьяница не родит ничего годного». У алкоголиков каждый четвертый ребенок рождается мертвым, а дети в возрасте от 1 года до 2 лет умирают в 2,5 раза чаще, чем дети непьющих родителей.
А отражаются ли на состоянии ребенка ссоры родителей? Отражаются, еще как! Все, что происходит с матерью, происходит и с ребенком. В практике чаще всего сталкиваешься с тем, что приходит заплаканная мать, носящая ребенка, и рассказывает, как они каждый день ссорятся с мужем, у них скандалы, дрязги. И вот их просишь, умоляешь: друг друга не жалеете, хоть ребенка пожалейте. Нервное потрясение, раздражение отразится на малыше! Ребенок часто бывает поврежден и физически, и психически, и духовно. Появившись на свет, он начнет воспроизводить ту программу, которая в него была заложена, когда его носили.
Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. В русских семьях с наступлением беременности будущие матери переходили жить из общей комнаты в светелки, где могли заниматься в молитвах и занятиях рукоделием, готовились к родам.
А нужно ли соблюдать пост во время беременности? По церковным правилам пост отменяется: мать кормит младенца. А супружеское воздержание необходимо, дабы не повредить ребеночку – и физиологически, и духовно. Господь Адаму и Еве после изгнания из рая дал влечение полов – дабы они не уклонялись от продолжения рода. Человечество это влечение довольно сильно исказило, превратив в некую индустрию удовольствий; даже влечение внутри полов стало некоей европейской нормой узаконенного греха. Но все же сущность физической близости между супругами состоит в том, чтобы продолжать род. И если зачатие произошло, то потребность в физической близости отпадает.
В последнее время очень много невыношенных беременностей – какое-то поветрие: внутриутробный период заканчивается выкидышем. С чем это связано? На формирование плода оказывают влияние множество факторов: генетика, экология, образ жизни родителей, поведение матери, ее психологическое отношение к беременности. К сожалению, и здоровье у большинства женщин сейчас подорвано, и само зачатие, плодоношение редко когда осуществляется с особой молитвой. Думается, праведная жизнь и усиленная молитва во многих случаях могли бы предотвратить невыношенную беременность.
Иногда медики говорят, что невозможно иметь ребенка, а мать молится – и рождается здоровый малыш. Или говорят: что-то случилось с плодом и необходимо сделать аборт. Мы переживаем тяжкие времена, когда чуть ли не вся медицина брошена на то, чтобы убедить мать отказаться от рождения ребенка. Наверное, 8 из 10 беременных приходят и говорят: скрининг показывает нам, что будет даун, что ребеночек инвалид, надо прерывать беременность. А потом оказывается, что малыш совершенно здоров. Работает целая индустрия – во всем мире, не только у нас.
Известно, что матери немецкого композитора Людвига ван Бетховена врачи категорически запретили рожать: она сама страдала туберкулезом, отец композитора – алкоголизмом, во младенчестве умерли два их ребенка. И женщина вопреки всем медицинским предписаниям родила младенца.
Если бы наши матери во всем слушались медиков – мы бы недосчитались многих великих людей.
Спрашивают, надо ли молиться за невыношенных детей? Конечно надо. Начало жизни положено, это уже человек, уже ребенок, родная кровушка – даже если он еще не успел появиться на свет, не было наречено имени, младенец не был крещен, но все же Господь знает о нем. Есть такие иконы Страшного суда, на которых с одной стороны изображены праведники, с другой – грешники, которые претерпевают мучения после разлучения души с телом – в соответствии со своими грехами. А посередине находятся младенцы в белых одеждах, которые не родились на свет, пострадав в утробе матери. Они не наказаны местом в аду, но и не могут попасть в рай. Какова их судьба – это тайна Божия.
Таким образом, общая святоотеческая рекомендация и традиция по внутриутробному периоду состоит в том, чтобы носящая мать пребывала в покое, в мире, не гневалась, не раздражалась. Всякое ее беспокойство или страсть так или иначе будет передаваться будущему ребенку.
Внутри утробы уже начинается духовное воспитание младенца, когда сама непраздная женщина часто молится, причащается. Во многих храмах в Москве проводятся молебны для будущих мам и их близких. Молятся покровителям супружеской жизни, святым праведным Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Богородицы, святым праведным Захарии и Елисавете – родителям Иоанна Предтечи, святым благоверным князю Петру и княгине Февронии – покровителям супружества.
Частое причащение Святых Христовых Таин помогает ребенку в будущем. Хорошо, если супруг или супруга читают Евангелие – вслух, громко. Ребенок в утробе на поздних сроках все это усваивает. Само чтение Евангелие обладает благодатью, которая освящает и плод, и мать. И когда ребенок рождается – он уже просто требует, чтобы молились, читали Евангелие, прикладывали его к иконам. То есть младенцу все это знакомо, в нем заложена духовная основа.
Или наоборот – если супруга нервничает, переживает, раздражается, никак не может с собой справиться – это сказывается на ребенке. Младенец может унаследовать болезни, быть достаточно беспокойным, гиперактивным, а когда его приносят в храм, например, во время Крещения, он сильно плачет. То есть он не знаком с той благодатью, которая пребывает в храме, для него это неродная обстановка. Сродное прилепляется к сродному.
В целом период внутриутробного развития очень схож с нашей земной жизнью. Внутри утробы ребенок телесно и духовно подготавливается к тому, чтобы жить в этом земном мире. А мы в земном мире готовимся к жизни в вечности, в Ангельском, духовном мире. К чему душа здесь, на Земле, подготовилась, тем она и продолжит жить в вечности. Так же и внутриутробный период: какой душа созрела внутри утробы, такой она и продолжит жить в земной жизни. Это – два подготовительных периода для рождения в жизнь вечную.
Записала Ольга Каменева.