Человека, любящего мудрость, окружают книги. Из них он черпает знания о жизни, ими руководствуется, на них ссылается, ими восполняет недостаток сведений об интересующих его предметах. Есть среди книг одна, которая всем открыта, хотя не всем доступна.
Для того чтобы научиться читать эту книгу, не нужно ни знать алфавита, ни уметь складывать из букв слова и предложения. Необходима лишь любознательность и способность запоминать увиденное и услышанное. Книга эта, как вы догадались, не человеком написана. Название ей – Божий мир, что раскинулся вокруг нас.
Сколько же всего вмещается в эту книгу! И небеса, и земля, и царство природы, люди, звери, птицы и земные недра с их содержимым! Изучать это дивное творение Господа призван человек с первых дней своей жизни, едва лишь у ребенка раскроются глаза и он начнет делать свои первые наблюдения. «А когда же завершается чтение Божией книги?» – спросите вы. Думаю, никогда. Ибо и после кончины, если получим милость у Господа, в Его Царстве мы будем вникать в тайны Божии, разумение которых даруется христианам в непостижимой на земле полноте.
Но что за уроки способен извлечь годовалый малыш, называемый обыкновенно несмышленышем, из своего опыта общения с миром? О, не спешите сомневаться и иронизировать, дорогие мои собеседники. Ведь недаром сложена пословица: «Устами младенца глаголет истина». Мы хвалимся нашими умственными способностями, почитаем себя семи пядей во лбу. Но давайте исследуем, в каком же состоянии находится наш ум. Сколько в нем посторонних, ненужных и несвязных мыслей! Как они непостоянны и обрывисты! Как быстро сменяют одна другую без всякой внутренней последовательности! Поэтому часто из-за внутренней сумятицы и внешней суеты, имея глаза, чтобы видеть, мы не видим, умея уши, чтобы слышать, не слышим. А у младенчика? Да, ум у него еще не раскрылся. Однако ж посмотрите, как он пытливо всматривается в окружающие его предметы. Малыш часами может находиться на природе и вовсе не испытывать скуки, сосредоточенно вглядываясь в розовый благоуханный шиповник или прислушиваясь к шелесту листвы над головой. И мне хочется верить: чистым сердцам младенцев понятна песнь соловья, вдохновенно встречающего вечернюю зарю, им раскрывает свои тайны прохладный ветерок, который, неизвестно откуда взявшись, потеребит ласково локон над ушком дитяти и вмиг умчится, не оставив за собой и следа. Думаю, нужно стать таким младенцем, чтобы понять признание русского поэта, сказавшего в минуту душевного просветления: «И в небесах я вижу Бога».
Мир потому и называется Божиим, что свидетельствует каждому разумному и чистому сердцем человеку о Боге, нашем Создателе и Попечителе. Как по прекрасному произведению мы судим об искусности и премудрости мастера, так и через внимательное, неспешное рассматривание творений мы восходим к познанию Всемогущего и Всеблагого Бога. И что замечательно, подобное исследование доступно не только многоученому профессору, но и вихрастому мальчишке с доброй душой и пытливым острым умом. Подумать только, решительно все, созданное Богом, учит нас правой и правильной вере в Него, преподает нам уроки добра и любви в отношении друг друга. Посмотрите-ка, если можете на солнышко! Как дивно оно рассказывает о тайне Троицы! Вашим очам открывается солнечный диск. Он порождает лучи яркого света. Эти лучи пронизаны живительным теплом, что исходит от диска и доносится до земли. А вместе – единое Солнце, без которого и помыслить нельзя нашего бытия. Таков единый Бог, дарующий о Себе познание как об Отце, Сыне и Святом Духе.
Солнышко, как оно бескорыстно! Посылает свой свет и на праведных, и на неправедных, всем дарит жизнь, никем не пренебрегает. Солнечные лучи могут скользить и по лужайке, усыпанной цветами, и по болоту, едва прикрытому зеленоватой ряской. Один и тот же луч с нежностью прикасается к девственным лепесткам ландышей, освещает застоявшуюся, побуревшую от гнилушек воду в лесной канаве – и остается чистым, нетленным, светоносным, никогда не оскверняясь, но все собой облагораживая! Таков и Господь наш, посылающий земледельцам дождь, поздний и ранний, повелевающий земле каждый год плодоносить, утешающий всякое живое существо чистотой и прохладой воздуха. Бог никого из созданных Им людей не обделяет Своими милостями, очевидно, с целью утвердить добрых и благих в добре и делах правды, а грешных и порочных самой благостью Своей преклонить к покаянию и исправлению.
Сколько полезных нравственных уроков мы извлечем применительно к себе из изучения явлений Божиего мира! Вот уж истинное природоведение! Вглядитесь только в прозрачные воды тихой неторопливой речушки, что протекает там за рощей, меж зеленых холмов. Останавливается ли она хоть на минуту, с леностью ли и небрежением совершает порученное ей дело? Нет, реченька устали не знает; даже когда мы спим, она катит свои воды к намеченной цели. Вот такими и мы должны если не быть, то стать: постоянными, исполнительными, скромными тружениками, отличающимися прежде всего целеустремленностью в главном деле нашей жизни – богопознании, или проще – познании Бога и служении Ему.
А какая вода мягкая, нежная! Никого не обидит, ни с кем грубо не обойдется, но каждого прохладит, освежит, да еще и омоет, очистит… Таково свойство истинной любви, заповеданной нам Христом: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Так живи, так действуй, так поступай, чтобы всякий, даже случайно подошедший к тебе человек, перемолвившийся с тобой двумя-тремя словами, отошел просветленный, утешенный, словно сделал глоток свежей, прохладной воды.
Хотите еще один урок? Попробуйте бросить в воду камень – что будет? Раздастся всплеск, камень исчез, а по воде пошли круги – один, второй, третий. Минута – и все пропало. Река, как была спокойна, такой и осталась, а камня уж и не сыскать. Вспомни это чудесное свойство любимой реченьки, когда кто-то бросит в тебя камень – обидное, резкое, злое слово. Побеждай зло добром, учит нас Евангелие. Пусть Сам Христос сделает душу подобной воде: злое слово (оскорбление, напраслина, издевка) вошло в нее и мгновенно потонуло, пропало, исчезло в чистых водах вашего сердца. А вы лишь посмотрите спокойно и кротко на оскорбителя: зачем же произносишь такие жестокие и ложные слова? Умение переносить неприятности, заливать огонь чужой раздражительности водой собственной кротости называется смирением, которое делает своего обладателя разительно похожим на Христа.
Всего и не опишешь, что просится на перо. Задам-ка я лучше вам вопросы, мои любезные читатели. Бог, как известно, сотворил всех животных, наделив их самыми разнообразными свойствами. Вот и скажите, чему полезному нам можно и должно поучиться у… бобра? Правильно: работоспособности, искусству созидать, рачительности. А у… лисицы? Некоторые догадались: ловкости (но не плутовству, конечно), сноровке, я бы сказал, грациозности. Может ли преподать нам назидательные уроки верблюд? Конечно, он же такой запасливый и терпеливый: попьет загодя и затем может много дней терпеть и зной в безжизненной пустыни, пока-то дойдет караван до следующего оазиса. Пить и есть, в отличие от верблюда, нам нужно часто, зато терпеть, быть выносливым, мужественным в перенесении испытаний, согласитесь, не столько верблюжья, сколько человеческая добродетель. И не дай Бог перенять от двугорбого жителя пустыни привычку плеваться – такого незадачливого ученика я бы отправил на перевоспитание куда-нибудь в пустыню Каракумы.
А кто это оглашает рощу удивительными трелями и звуковыми каскадами, которым позавидовали бы и Вивальди, и Моцарт? Это наш русский соловушка – ему нет равных среди пернатого царства! Подумать только: невзрачная серая пичужка заменяет собой целый симфонический оркестр! Какой прекрасный урок для подрастающего поколения! Ведь подлинная красота и значимость личности не в миловидности лица и пропорциональности телесных форм, не в изысканности одеяния, а тем паче не в затейливости прически. Прекрасным в очах Божиих становится лишь тот, кому свойственны молитвенность ума и сердца, нравственное благородство и желание своими талантами бескорыстно служить людям.
Мне кажется, нам удалось с вами совместить приятное с полезным, а серьезное со смешным, немного отдохнуть. Благо, и статья уже подходит к концу. В заключение скажу еще об одном. Никогда, выйдя из дому и увидев пасмурное небо, мелкий моросящий дождь, не говорите: «Скверная погода!» Вспомните хотя бы слова мудрой песенки: «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать, дождь, пургу в любое время года надо благодарно принимать…» Помните, в мире нет ничего случайного! Не случай правит миром, но Божий Промысл, то есть попечение о каждом из нас любящего Небесного Отца. Вот почему наши предки со знанием дела говорили: «На все воля Божия. Утро вечера мудренее. Господь управит. Слава Богу за все».
Протоиерей Артемий Владимиров