Фильм-размышление о любви – Божественной и человеческой, что не замыкается в себе, а щедро изливается на окружающих, снят к 80-летию настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Валериана Кречетова в подмосковном Акулове. Картина повествует о духовном пути удивительного русского священника, всей своей жизнью засвидетельствовавшего Истину православия.
Премьера фильма состоялась 3 апреля 2017 г. в Доме кино в рамках встречи батюшки с кинематографистами Москвы. Зал не вмещал всех желающих. По окончании фильма долго не смолкали аплодисменты, а зрители не хотели отпускать отца Валериана.
Идея снять фильм о протоиерее Валериане Кречетове давно появилась у его духовных чад. Батюшка вот уже 48 лет стоит пред Престолом Божиим − он сподобился служить при четырех Патриархах, а это целая эпоха. Огромный духовный и житейский опыт батюшки − это настоящее сокровище, богатство, которое трудно даже осознать. Отец Валериан имел общение со многими духовными наставниками, исповедниками православной веры. У него семеро детей, 35 внуков и огромное количество духовных чад.
И вот, наконец, эта идея воплотилась. По рекомендации игумена Киприана (Ященко) было решено обратиться к режиссеру Вячеславу Хотулёву, которого сразу же заинтересовала личность отца Валериана, и он с радостью согласился взяться за это дело.
Когда стали писать сценарий, стало понятно, что если попытаться охватить все, то документального фильма не получится – личность батюшки настолько многогранна, а жизнь его настолько духовно богата и насыщена, что едва ли хватит и десяти серий, чтобы это передать… Задача перед режиссером и съемочной группой стояла непростая. И тогда было решено: снимать фильм о самом главном.
Когда-то один из духовных наставников батюшки сказал: «Есть любовь – есть пастырь». Да и сам батюшка часто вспоминает отрывок из Евангелия, в котором Господь говорит Петру: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паса агнцы Моя» (Ин. 21:15−17).
В результате получился не биографический очерк и не историческая драма. А получился фильм о любви. Название пришло само собой – Господь вразумил. В основу фильма легли знаменитые слова из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла (1 Кор. 13:1−8), где как раз и говорится о любви. Этим даром батюшка щедро делится со всеми, забывая подчас о себе: «любовь не ищет своего…» Такая любовь была и у его родителей, наставников, учителей, и именно она помогла им пережить тяжкие годы гонений, войны, голода, скорбей. Они передали эту любовь и будущему отцу Валериану.
Тема благодарности старшему поколению проходит красной нитью через весь фильм. Это и благоговейная молитва на могиле отца в селе Царево, и лобзание крестов на погосте Покровского храма в Акулове, где покоятся исповедники православной веры (в том числе и мама батюшки Любовь Владимировна), и молитвенное преклонение колен на могиле старца Николая Гурьянова, которого батюшка исповедовал и причащал последние несколько лет его жизни. Это очень трепетные кадры, наполняющие сердце теплом.
Съемочной группе посчастливилось побывать вместе с батюшкой в местах, особо значимых для него. Конечно, организовать экспедиции получилось лишь в некоторые из них – ведь за отцом Валерианом не угонишься, за свои 80 он объездил всю страну. Да и формат документального фильма не вместил бы этого. График у батюшки настолько плотный, что съемки растянулись на полгода – невозможно было застать отца Валериана на месте. Даже первый день съемок пришлось начинать без него. Так получилось, что это был день памяти преподобного Силуана Афонского, одного из очень почитаемых батюшкой святых. Как раз именно в это самое время святые мощи преподобного Силуана пребывали в Москве, так что все члены съемочной группы восприняли этот факт как благословение Божие.
Фильм начинается с воспоминания батюшки о своем детстве. Мы видим кадры из его родного города Зарайска. Там он родился и уже в шесть лет сподобился прислуживать в церкви. Это был Благовещенский храм, куда водила маленького Валериана его мама, − она с 15 до 90 лет пела в церкви. В этот старинный город 21 ноября и поехала съемочная группа, чтобы вместе с батюшкой помолиться на престольном празднике Благовещенского храма, один из приделов которого освящен в честь Архангела Михаила. Когда-то в ранней юности отец Валериан увидел во сне себя, стоящего в этом приделе храма в полном священническом облачении. И спустя 10 лет он был посвящен в диакона именно в день Архангела Михаила. Об этом рассказывает батюшка в фильме.
Воспоминания отца Валериана о своих родителях сопровождается старыми фотографиями военных и послевоенных лет, хроникой конца 1920-х годов и съемками в подмосковном селе Царево, где и закончил свою земную жизнь отец батюшки, который после войны стал священником. Сюда перебралась семья Кречетовых из Зарайска. В Никольском храме этого села протоиерей Михаил прослужил 30 лет.
Портрет отца Валериана прекрасно дополняют интервью с некоторыми из его детей. В кадре они вспоминают свое детство и те примеры любви, которые они постоянно видели в семье и которой научили их родители. Двое из сыновей батюшки – священники: отец Феодор и отец Тихон. В фильме звучат замечательные слова одного из них, Тихона, верно характеризующие своего отца: «Батюшка служит очень благоговейно, вся душа его пребывает в службе». А отец Феодор вспоминает: «Родители всегда были для нас примером – прежде всего потому, что они никогда не ругались между собой. Никогда!»
Один из ярких эпизодов фильма – съемки в гостеприимной семье дочери батюшки Насти и ее супруга Михаила. У них 10 детей. «Каждый раз ребенок для меня – это чудо!» − с радостью делится Настя. В своей жизни она всегда старается положиться на волю Божию. Именно так советовал ее дедушке Михаилу старенький епископ, с которым тот сидел в лагере. Примеры добрых отношений, царивших в ее семье, Настя всегда хранит в сердце: «Родители научили нас доверять людям и любить их», − рассказывает она.
Еще одна сторона личности отца Валериана – его постоянный инженерный поиск. Он автор двух запатентованных изобретений. По словам батюшки, мысли обычно посещают его в уединении на лоне природы. И вот, съемочная группа направляется в глухую деревню в Пензенской губернии за 600 км от Москвы. Там осуществляется очередной проект отца Валериана – малогабаритная печь. В свое время батюшка специально ездил на Урал, чтобы перенять опыт у потомственного печника, священника Сергия Комарова. И в фильме мы видим эти кадры – отец Валериан кладет кирпичи. Неожиданно? Да. И очень красиво получилось. В кадре звучит густой бас отца Валериана – батюшка очень любит петь. Этому с детства их научили родители. В семье батюшки всегда пели духовные стихи – псалмы и канты. Все это перемежается интересными монологами батюшки о жизни, о любви и о том, почему нашу страну невозможно победить. «Христианство – это жизнь», − повторяет отец Валериан слова своего отца. Просмотрев фильм, начинаешь понимать смысл этих слов.
Финальные съемки картины происходили на острове Талабск (Залит) на Псковском озере. Здесь жил и подвизался старец Николай Гурьянов. Экспедиция на остров очень долго откладывалась по разным причинам. Помимо того что батюшка – очень занятый человек, были еще объективные обстоятельства, от людей независящие. Ведь попасть на остров, когда закончилась навигация, почти невозможно. Долго ждали, когда встанет лед. Но зима выдалась теплая, и даже к концу декабря озеро так и не замерзло. Первый ледок появился на Рождество. Это было очень радостное известие, появилась надежда, что съемки все-таки состоятся.
И вот на Татьянин день батюшка назначил поездку. Утром была литургия в храме Спаса Преображения на Болвановке, где служит настоятелем брат батюшки, отец Николай. В этот день у них малый Престол. После литургии и небольшого отдыха съемочная группа выдвинулась в Псков. Доехали очень быстро. Но когда добрались до самого острова, некоторым стало немного не по себе. Казалось, что лед слишком тонкий. Когда режиссер спросил у водителя, не страшно ли ему, тот ответил: «А чего бояться-то? Батюшка же благословил, он с нами – значит, все будет хорошо». Так оно и вышло.
Когда начали служить панихиду на могиле старца Николая, вдруг слетелись голуби. Их было много, целая стая. Они расселись на деревьях вокруг. А потом, когда панихида закончилась, голуби слетелись на могилу, буквально закрыв всю ее плотным ковром, и затем стали садиться на батюшку и всех, кто там присутствовал. Отец Николай Гурьянов всегда держал голубей. Спустя столько лет после кончины старца это воспринималось как послание отца Николая из иного мира. В финале получились очень теплые и радостные кадры.
Фильм украшают прекрасно сделанные панорамные съемки Покровского храма, а также кадры росписи его фасада иконописцами. Съемочной группе как раз удалось застать тот период, когда храм полностью обновился.
Надо добавить, что в фильме звучит прекрасная музыка, создающая полноту восприятия картины.
К сожалению, многое из того, о чем хотелось рассказать, осталось за кадром. Не удалось побеседовать с братом батюшки, отцом Николаем. Да и матушка Наталия редко появляется в кадре по причине своей необычайной скромности. Много интересного могли бы добавить к портрету главного героя прихожане и духовные чада. Но все это, видимо, останется для будущих съемок…
Светлана Скворцова
Авторы сценария документального фильма «Любовь не ищет своего» (продолжительность 57 мин.) – Вячеслав Хотулев и Светлана Скворцова. Режиссер − Вячеслав Хотулев. Оператор – Екатерина Тютина. Студия «Ступени», 2017 год.
Справка:
Вячеслав Хотулёв − драматург, режиссер, писатель. Кавалер ордена Сергия Радонежского. Лауреат российских и международных фестивалей. Автор сценариев и режиссер около 40 фильмов. Среди его фильмов – «Жизнь и смерть П.А. Столыпина», «Заступник» (о Патриархе Тихоне), «Рассыпающиеся звезды» (о поэтах Серебряного века) и др. Автор романа «Свет огня» (о Преподобном Сергии Радонежском).