Наместник Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской митрополии игумен Петр (Мажетов)
Если говорить о главных личностях в истории России XX века, то я бы назвал две персоны, значимые для XX века: святой император Николай II и Иосиф Сталин – через них раскрылась не столько трагедия русской истории, сколько глубина христианской сути произошедшего тогда в России.
Царь олицетворял собою уходящий в прошлое дух патриархальной Руси. Скорбя, но не злобясь, он молча созерцал безумие своего народа. Он уходил красиво, жертвенно, подобно Христу. И тоже слышал вслед себе: «Распни, распни его». В лице императора уходили многие: дворяне, чиновники, интеллигенция, духовенство, простой набожный люд царской России. Уходили покаянно, осознавая свое отступление от исторических путей, предназначенных Богом.
Затем, казалось бы неожиданно, но вполне закономерно появляется «великий упроститель», как его называют историки, Иосиф Сталин. Сам, движимый отнюдь не христианскими идеалами, послужил тем не менее орудием Промысла Божия, во очищение русского народа от множественных похотей.
Мне здесь вспоминается образ Понтия Пилата, его жест указующий на плененного Христа и роковая реплика: «Вот Человек!» Язычник, далекий от какого-либо Богопознания, невольно произнес основополагающее определение библейской антропологии.
Перед вами стоит Тот, Кто только и может быть назван подлинно Человеком, – так можно раскрыть таинственный смысл этого сюжета. Священная История Нового Завета не ушла в прошлое, она живет в жизни каждого человека, в каждом народе, в каждой исторической эпохе. Мы все, движимые духовной интуицией, занимаем соответствующие своему нравственному выбору евангельские персоналии.
Проводя аналогию с Евангелием, подчеркну, что жизненный подвиг царя Николая заключался в том, что в «нечеловеческих» условиях (нравственного разложения) он оставался человеком, причем Человеком с большой буквы, являвшим собою образ Богочеловека – Христа. В то время как Иосиф Сталин своими действиями уподобился Пилату так, что помимо своей воли выводил ослепший духовно народ к познанию подлинной человечности. Сталинским «барокко» очищалась не только московская архитектура, но очищалось само русское общество, прежде всего от того нигилизма, что давно уже беспощадно терзал души литературных героев Достоевского, Толстова, Тургенева и многих других русских писателей и, соответственно, людей. И блеск добродетелей появлялся не извне, но подобно меди, покрывшейся налетом и через трение снова обретающей в себе блеск, благодатное «лицо» души русского народа, страданиями высвобождалось от того зловещего «макияжа», что так долго накладывали на него иноземные знатоки «красоты».
Сталин был порождением своего безбожного времени, но Господь «вся поспешествует во благое». То поколение воспитывалось в жестком, точнее жестоком следовании земной правде. Труд, честь, общество, жертвенность и т.п. Достаточно вспомнить изнеможенные лица и руки наших дедов и прадедов. Было запрещено – верить, думать о Боге. Но как порою это бывает необходимо – на время сокрыть святыню под спудом. По сути, в аспекте хронологии эпоха сталинизма являет собою некий железный «иконостас», что ограждал духовное невежество народа от священного алтаря. Но проходит время, и возглас «оглашении, изыдите» сменяется на «святая святым». Как и жестокость ветхозаветных предписаний в свое время привела ко встрече со Спасителем.
В книге первых христиан «Пастырь Ерма» раскрывается образ двух Ангелов, где сатана изображен добрым пастырем. Его тучные овцы нежатся в атмосфере сытости и вседозволенности. В то время как святой Ангел Покаяния, сурово правит своим стадом овец, гоняя их по острым камням и сухим степям. Думаю, нетрудно усмотреть аналогию с соответствующим временем.
А какое главное событие XX века? Конечно же, это Победа в Великой Отечественной войне, совпавшая в 1945 г. не только с празднованием памяти Георгия Победоносца, но и со светлой Христовой Пасхой. Это не просто праздник государственного значения. Это торжество русского духа! Именно в России, благодаря тому, что пережили наши деды и прадеды, ощущается соль жизни, что еще долго будет сохранять нашу культуру, ментальность и вообще дух жизни нашего общества от нравственного разложения (см.: Мф. 5:13–14). Наверное, только в России такое возможно – сопряжение светско-советской Победы с благодатной Победой Света над тьмою. И это в самый разгар атеизма!
Недавно я услышал перевод гимна одной европейской страны: «Наше пиво – лучшее, наше вино – лучшее…» и т.д. Вряд ли эти люди нас поймут. В феврале 2014 г. главным персонажем на открытии Олимпиады в Сочи была «летающая» девочка. Белое платьице, светлый девичий лик олицетворяли собой чистую русскую душу. Если вспомнить, что за несколько лет до этого на открытии Олимпиады в Англии шоу будоражили «летающие ведьмы», то нетрудно понять, насколько мы далеки друг друга. Жизненный подвиг наших родителей и прародителей обеспечил для нас, нынешних россиян, огромный кредит, мы унаследовали потенциал внутренней красоты и глубины духа на долгие-долгие годы вперед. В России, благодаря ее истории, не просто осознается, но глубоко чувствуется, на каком-то мистическом уровне, цена жизни, смерти, веры, любви.