Почему современный мир оказался на грани катастрофы? Что может сделать каждый из нас для спасения личного и всего человечества? На эти и другие вопросы отвечает доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры библеистики Московской духовной академии, лауреат Макариевской премии РАН Валерий Яковлевич Саврей.
Вся жизнь и весь подвиг преподобного Паисия Святогорца заключены в попытке ответить на самый фундаментальный вопрос: как спастись в современном мире? Выдающиеся труды старца, как и его святая жизнь, стали откровением современному миру. Преподобный Паисий сделал объективную «кардиограмму» нашего времени и поставил точный диагноз нашей эпохе.
«Мир горит. Вы это понимаете?» – пишет старец Паисий, обращаясь к сердцу каждого из нас. Мы понимаем, в какую эпоху мы живем? Тот летаргический сон, та беспробудная спячка, в которой мы пребываем, привели к тому, что мы не осознаем самого главного: мы не просто находимся на краю пропасти, а, как отмечал старец Паисий, мы летим в пропасть. И помочь может только чудо.
Мир мучается, погибает. Зло, поначалу бывшее «малым снегом», сегодня превратилось в лавину. Далее преподобный Паисий обращается к образу дома, который рушится, разваливается на наших глазах. И еще один очень важный образ – корабль. Преподобный говорит, что корабль тонет, и каждый из нас пытается ухватиться за мачту, думая, что это его спасет. Но оказывается, что как раз мачта является самым уязвимым местом судна, она ломается в первую очередь. Этот образ олицетворяет наши человеческие привязанности. Мир, делает вывод старец Паисий, превратился в сумасшедший дом.
Возникает вопрос: а что же мы должны делать, чтобы спастись, находясь в этом сумасшедшем доме? В чем смысл этого сумасшествия?
Любая культура, цивилизация, если она хочет выжить, имеет свои ценности, своих героев. Это и древние культуры (такие, как древнеегипетская, шумерская, персидская, римская, классическая греческая), и культуры Средневековья, Ренессанса, Нового, Новейшего времен. Что происходит сейчас? Сейчас, говорит преподобный Паисий, диавол посягнул на самое святое. На то, что является духовным ядром любой цивилизации, любой культуры – это ее идеалы и ценности.
Для того чтобы понять характерные признаки нашего времени, обратимся к парадигмальному подходу в изучении истории. Важно вспомнить, что в истории человечества были три основных эпохи, три ключевых парадигмы: эпоха премодерна (до XVI века), эпоха модерна (XVII–XX века) и та эпоха, которую мы с вами проживаем, – эпоха постмодерна (с середины XX века до нашего времени). В чем принципиальное отличие этих эпох?
Эпоха премодерна – это время классических ценностей, период до XVI века, до эпохи Ренессанса. Это Средневековье, когда Бог был в центре вселенной, когда Евангелие, Библия, Церковь, икона оставались святыми для человека и никто не смел посягать на эти святыни.
Но далее приходит эпоха модерна (XVII–XX века). Ее представители усомнились в классических ценностях эпохи премодерна. На место Бога, Который был в центре мироздания, поставили человека, начали преклоняться не духу, а телу. В наше время воспет универсальный гений Леонардо да Винчи, ярчайшего представителя, «пророка» и «титана» эпохи Возрождения. Но важно помнить, что именно он посягнул на Святая Святых, перевернул картину мира.
А что такое картина мира? Каждый из нас обладает мировоззрением. Мировоззрение – та осознанная система ценностей и идеалов, которая отражает миропонимание и миросозерцание человека. Вот почему Спаситель говорит нам в Святом Евангелии: «…Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Каждый из нас должен спросить себя: а что является сокровищем моего сердца, моей души, какова моя картина мира? И святой Паисий берет пример апостола Павла, который сказал великие слова: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19).
Весь труд, весь пот, вся жизнь преподобного Паисия заключались только в одном: в стремлении к тому, чтобы в душе, в сердце отобразился лик Христа Спасителя. Что для этого нужно? Господь говорит: «…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Многие не понимают, что значит «отвергнуть себя». А «отвергнуть себя» означает отвергнуть свой эгоцентризм. Вот почему в своей замечательной книге «Когда чужая боль становится твоей болью» преподобный Паисий Святогорец говорит о том, что человек способен вместить не только боль ближнего, но и боль всего мира.
Один поэт хорошо сказал: когда мир раскалывается пополам, то трещина проходит сквозь сердце поэта. Сейчас идет военная операция, мы все знаем, что происходит. Почему попущена эта катастрофа? Ведь это не случайно, это глубоко закономерно. Что делать в мире, когда он погибает?
«Если хотите узнать основательно дух христианства, – пишет русский религиозный философ Иван Киреевский, – то необходимо познакомиться с монашеством». Монашество есть цвет христианства, его «идеализм», отображение евангельской жизни. Но соль и концентрация самого монашества – это старчество.
Старчество – особое явление, особый феномен в нашей жизни. И мы с вами счастливы, что имели возможность в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре общаться с такими великими русскими старцами в духе святого Паисия, как архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Наум (Байбородин), которые, я думаю, в свое время будут прославлены. Есть важное высказывание преподобного Паисия, его ответ на вопрос: что такое настоящая молитва? Настоящая молитва – это прежде всего безмолвие нашего сердца. «Безмолвие – великое дело. Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится, даже и не молясь, – пишет старец. – Безмолвие есть таинственная молитва, и оно очень помогает молитве, подобно тому как кожное дыхание приносит человеку пользу. Тот, кто в безмолвии занят духовной работой, впоследствии погружается в молитву. Знаешь, что такое погружаться? Затихший в объятиях матери малыш не говорит ничего. Он уже находится в единении, общении с ней». И далее: «Внешнее удаленное от мира безмолвие, сопряженное с рассудительным подвигом и непрестанной молитвой, очень быстро приносит монаху и внутреннее безмолвие – душевный мир».
А что испытывает сейчас мир? Есть замечательный фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра». Его герой – дирижер – пытается управлять хором, который, однако, свергает своего руководителя. И в конце, когда начинаются катаклизмы, когда разрушается храм, режиссер кричит: «Грохот – это еще не музыка!»
Вот и мы с вами переживаем ситуацию грохота. Посмотрите, сколько сейчас информации, даже монахи прикованы к экранам, к гаджетам, к интернету. А старец Паисий говорил, что всей этой шумной техникой человек разрушает предпосылки для молитвы. То, что люди считают удобным, по большому счету не содействует молитве, спасению души.
Блаженный Августин еще в V веке писал: как подстреленная птица не может подняться на одном крыле, так и человеческая душа, по своей природе христианка, не в состоянии подняться на одном крыле.
Старец Паисий раскрывает данное высказывание: одно крыло – это молитва, сокровенная беседа души человека с Богом. Но есть и второе крыло, не менее важное, – чтение Евангелия каждый день. Если мы хотим спастись, одной молитвы недостаточно, нужно читать Евангелие, как можно больше. Архимандрит Кирилл (Павлов), наш современник, внимая старцу Паисию, дает завещание: «Когда мы молимся – мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие – Господь беседует с нами». Старцы приоткрывают тайну святости, которая связана с непрестанной молитвой, ежедневным чтением и размышлением о ценностях, сокрытых в Евангелии.
В Евангелии есть ответы на все самые фундаментальные, насущные, животрепещущие вопросы нашей жизни. Вместо того чтобы получать субъективные ответы у друзей и подруг, важно оставаться наедине с Евангелием, размышляя о вечных ценностях, сокрытых в Благой Вести о нашем спасении. Потому что остаться наедине с Евангелием означает остаться в безмолвии наедине с Богом.
Господь в Евангелии говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (Ин. 2:15). Если мы любим земные, человеческие ценности, то есть то, чему поклоняется этот мир (мамоне) – в нас нет любви Божией. Доказательством подлинной любви является способность бороться со своими страстями. С этого начинается рождение христианина.
Старцы архимандрит Кирилл и архимандрит Наум советовали, помимо Евангелия, в нашей современной жизни иметь настольными три книги. Первая книга, которая является зеркалом душевного устройства каждого человека, – это «Духовные поучения преподобного Аввы Дорофея». Преподобный Амвросий Оптинский, другие Оптинские старцы пишут в своих мемуарах, что не менее 20 раз каждый христианин должен прочесть эту книгу. Потому что это то зеркало, благодаря которому мы можем увидеть изъяны своей души. Вторая – не менее важная книга – бессмертная «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, описывающая 30 ступеней сознательной борьбы христианина со страстями, которыми заражен современный человек (чревоугодием, блудом, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, гордостью, тщеславием), через покаяние, аскетические подвиги, изменение всего образа жизни. Сущность покаяния (др.-греч. μετάνοια – изменение ума) есть кардинальное изменение ума, сознания, всего образа жизни человека. И наконец, третья книга – это «Невидимая брань» великого Афонского подвижника – преподобного Никодима Святогорца.
Старец Паисий подчеркивает: мало читать Евангелие. Это делают и сектанты, не понимая его. Понимание только тогда рождается, когда мы опираемся на творения великих святых отцов Церкви. То есть Предание. Любимым подвижником самого старца Паисия был преподобный Исаак Сирин, который поистине проникал в тайны духа человеческого.
Мы живем в эпоху постмодерна, которая несет на себе печать духа последнего времени, заключающего в себе итог всего пройденного цивилизационного исторического пути. И этот дух времени является антиподом Духа Божия, Его диаметральной противоположностью.
Дух времени – понятие, отражающее сущность любой культуры, любой цивилизации и любой эпохи. Мировоззрение, вера, менталитет, стиль жизни, культура, язык могут быть обозначены этой формулой, а именно: печать последнего времени.
В чем смысл этой печати? Известен классический треугольник, константа любой культуры, в основании которого лежит вечная Истина. Правая сторона треугольника – вечное Добро. Левая сторона – это вечная Красота. И вот на этих трех столпах – Истине, Добре и Красоте – держался мир. Но пришли постмодернисты, такие как Мишель Фуко, Делез и другие, которые посягнули на этот Божественный треугольник.
Было понятие аrbor mundi, в переводе с латыни означающее «мировое древо». Это «мировое древо» имеет ствол, корни, ветви. Но философы постмодернизма сказали: нет никакого ствола, нет кроны, нет корня. Есть только «ризома», то есть корневище. А это означает отрицание фундаментального принципа космоса – иерархии.
Ведь что такое иерархия? В основе мироздания лежит соподчинение низшего высшему: ученика – учителю. Но философы постмодернизма посягнули на иерархию, на авторитеты. А любая классическая наука, образование, вся культура держатся на авторитетах, это главный нерв любой цивилизации.
Сейчас нет авторитета не только учителя, профессора – разрушен авторитет родителей. Разрушен авторитет семьи, предков, отца, матери. И мы, чтобы противостоять этому повсеместному разрушению, должны, как говорит преподобный Паисий, не просто читать Евангелие, а жить по Евангелию. Именно в исполнении Евангельских заповедей – высший смысл христианской жизни. И преподобный Паисий явил нам пример такой жизни в современную эпоху, когда так не хватает живых примеров. Почему старец Паисий стал святым? Потому что достиг высшей цели христианской жизни – стяжал Благодать Духа Святаго. А мы с вами в отличие от него успокоились.
Господь через святого апостола Иоанна Богослова обличает современную фарисейскую закваску, то есть лицемерие.
«Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Притч. 3:12). «Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:15–19).
Мы думаем, что мы, христиане, ходим в храм, исповедуемся. И мы успокоились. Нет! «Ты – нищ!» И далее сказано: «Се, стою у двери сердца и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Старец Наум (Байбородин) как-то спросил меня: «Ты – ученый философ. Как ты думаешь, в чем смысл жизни?» И пока я думал, он, как всегда молниеносно, ответил: «Запомни. Смысл жизни только в одном – успеть покаяться».
Если мы хотим получить ответ на то, почему мир оказался на грани катастрофы, отчего мы переживаем апокалиптические времена, то мы должны проникнуть в сокровенный смысл евангельских строк.
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее; на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:1–9).
Этот фрагмент фактически отражает святоотеческий дух творений преподобного Паисия Святогорца. Все его труды есть попытка доказать, что без покаяния невозможно спасение, Царство Небесное. Именно поэтому и взывает, стучится в сердце современному человеку Христос Спаситель: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).
Пример для всех нас – преподобный Паисий, который стяжал Благодать Духа Святаго, получил прощение всех согрешений: вольных и невольных, постоянно думал о смерти, о Страшном суде. И он достиг обóжения. А это и есть высшая цель нашей жизни – преобразиться, избавиться от страстей. И этим – только этим – мы поможем и себе, и миру.
Валерий Саврей