В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышло в свет уникальное издание – «Старец Ефрем Аризонский. Беседы и письма». Ученик преподобного Иосифа Исихаста известен православному миру по книге «Моя жизнь со старцем Иосифом». Его попечением и трудами его учеников воссозданы многие монастыри на Святой Горе Афон, в Греции, основано около 20 монастырей в США, где старец проживал в последние годы своей жизни. Он окормлял более полутысячи монахов и монахинь и тысяч с десять мирян, стекавшихся к нему в аризонский духовный оазис со всего мира. Предлагаем вниманию читателей одну из бесед его новой книги.
«Непрестанно молитесь, за все благодарите…»
О пользе устной молитвы
6 сентября 1976 г.
Один человек поведал мне на исповеди, что однажды в нем пробудилось стремление постоянно вслух произносить молитву Иисусову. Мне сложно сейчас вспомнить, что послужило поводом для этого Божественного просвещения и подобного усердия, но он непрестанно произносил молитву, хотя и был обычный светский человек, имел семью и множество забот. Так вот однажды, когда он вел машину, молитва в нем начала как-то очень особенно действовать и он испытал душой единение со всем сотворенным миром. В то же время он пережил такую связь с Богом, что сам недоумевал, как все это произошло. И хотя такое состояние продолжалось всего несколько минут, он испытал великую радость, почувствовал внутри себя нечто божественное и воскликнул: «Что это со мной сейчас происходит?»
Когда он исповедовал все это мне, я размышлял: «В каких же потемках блуждаем мы, монахи, по причине нерадения, лени и этого диавольского парения мысли! Бог даровал нам, живущим в послушании, большую свободу и беспопечительность, а мы, прельщенные нерадением, ленью и бесовским парением мысли, теряем это бесценное время нашей жизни, теряем эту возможность молиться таким же образом, как молился этот человек, хотя имеем все преимущества жизни в послушании, которые ему недоступны». Он был обременен множеством забот и имел семью, но своей душой познал такие вещи! В нем родилась великая вера в Бога. Когда я услышал его рассказ, моя совесть начала сильно укорять меня, потому, что мы, монахи, не преуспеваем в такой степени, как этот человек. Он рассказал мне, что стремился избегать компаний, всевозможных излишеств в быту и в мыслях и всего себя посвящал молитве. Я сидел, слушал все это и недоумевал: «Откуда взялся такой человек в наше время?» К тому же он и свою жену старался научить молитве и беспопечительности.
Мы же, монахи, живущие в послушании, ни семьи, ни попечений, кроме монастырских работ по послушанию и каких-то необходимых нужд, – не имеем и поэтому совершенно свободны для молитвы. Он также говорил мне, что большую часть дня молился вслух, потому что находился среди людей и не мог творить ее умом. Он нашептывал молитву в своем офисе, в машине, в пути и вообще везде, где бы ни был. Это говорит только о том, что мы с вами со всей нашей свободой и огромным количеством времени можем молиться с еще большей отдачей. «Чем оправдаемся в очах Божиих? – думал я. – Ведь Бог укажет, что Он все устроил для нашего особенного преуспеяния в молитве!» У нас только одно попечение – работа по послушанию, однако можно очень легко вместе с ее выполнением произносить молитву вслух.
Из своего незначительного опыта умного делания мы заключили, что даже простая устная молитва приносит огромный результат. Когда Богу будет угодно, человек не только придет в единство со всем тварным миром, но и будет способен познать его, услышать голос всякого творения, говорящего ему, для чего и с какой целью Бог это создал. Только когда человек произносит вслух молитву, его время не тратится зря, но приносит пользу. Ведь ее слышит и диавол и уже не может беспрепятственно приблизиться к молящемуся.
Произносящий молитву легко избегает празднословия, многословия и прочего, его слышит находящийся поблизости брат, который, возможно, рассеян в мыслях, и тотчас в нем просыпается совесть, и он задумывается: «Ну разве он один пришел сюда для подвига и молитвы? А я чем занимаюсь? Зачем я пришел сюда?» И, таким образом, побуждаемый совестью и вразумляемый Господом, он тоже начинает нашептывать молитву. Если монах молится вслух, то его слышат и паломники, посещающие монастырь, вдохновляются его примером и говорят: «Вот, монахи здесь не тратят времени зря. Они не только по внешности монахи, но и на деле выполняют слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия!..»
Прежде всего главное действие молитвы совершается внутри нас самих. Невозможно, могу даже сказать, совершенно немыслимо, чтобы человек, который хотя бы только устами постоянно молится, не имел духовного преуспеяния. Тому, кто творит молитву устно, открывается путь умного делания, и позднее он сможет обрести и умную молитву. Устное призывание Бога значительно облегчает для ума молитвенный труд.
После Вознесения Господня апостолы начали проповедовать Евангелие во имя Его. Иудеи схватили их и потребовали, чтобы те перестали учить о Христе как о Боге. На это апостол Петр ответил смело: «Мы не можем молчать о том, чему были свидетелями, но будем благовествовать о нашем Учителе как об истинном Боге». Диавол приближается к молящемуся и создает тысячи помех, преследуя одну цель – воспрепятствовать молитве, помешать человеку познать Царствие Божие, сокрытое внутри его сердца.
Молитва просвещает человека, настолько приближает его к Богу, что он начинает познавать Его и получает силы любить Его, потому что Бог первым возлюбил его, и уже потом он – Бога. Молитва приносит душе мир Господень и умиротворяет внутреннего человека, успокаивает совесть и придает мужества для дальнейшего подвига.
Раньше у отцов-пустынников было мало книг. Само мироздание было для них неисчерпаемой книгой. Молитва, очистив их изнутри, давала возможность безошибочно читать эту книгу, и таким образом пустынники становились философами. Поскольку же мы не имеем их молитвы, то мы и не научились читать ее и имеем нужду в текстах, которые помогают нам узнать что-нибудь о Боге.
Несмотря на то что Иисусова молитва очень коротка, она имеет огромную силу, о чем свидетельствуют даже бесы. Во-первых, это видно из тех препятствий, которые они создают начинающему молиться человеку. Но еще отчетливей это проявляется через одержимых нечистыми духами людей. Находящиеся в человеке демоны кричат и свидетельствуют о силе этой небольшой молитвы.
Жил как-то на подворье монастыря один современный нам монах, который совершенно забросил свои монашеские обязанности. Он находил предлоги пренебрегать выполнением молитвенного правила, не посещать службы и так далее. Он проводил невнимательную жизнь, и в результате диавол начал его подстрекать: «Ты ничего не делаешь! Не спастись тебе и не освободиться от злых привычек, которые уже укоренились! Иди в мир и хотя бы оставшиеся годы проживи в удовольствиях. По крайней мере, время, которое тебе еще отпущено на земле, проведешь в наслаждениях, ведь все равно вечную жизнь ты уже потерял».
У него не было сил сопротивляться этому помыслу, и в один прекрасный день он собрался и пошел к себе на родину в Кефалонию. Там он направился в монастырь преподобного Герасима Кефалонийского, и когда вошел туда, один бесноватый сказал ему: «Ах, если б ты знал, монах, что держишь в своих руках!» А монах держал в руках четки. «Ты держишь их просто так, бесцельно, но на меня это все равно очень сильно действует! Пламенем жжет меня изнутри!» Тогда с Божией помощью монах опомнился и сказал себе: «Что это я собираюсь сделать? У меня в руках такое сильное оружие, о чем даже диавол свидетельствует, а я хочу его бросить? Хочу снять монашеское одеяние и переменить жизнь, а ведь диавол видит это и понимает, что происходит. Он же сам меня потом схватит и отправит в ад! Он обвинит меня, так как знает, что я держу эти четки для вида, а молитву внутри себя не творю».
Итак, инок вернулся в свою обитель с решимостью подвизаться и просил игумена принять его. И старец принял его! Расскажу вам еще кое-что об этом монахе. Однажды во сне он как наяву увидел себя высоко в небе висящим над бездной и держащимся обеими руками за тонкую нить. А внизу зияла пустота и мрак. Представляете, в какой ужас он пришел? Он подумал: «Что будет, если эта нить сейчас порвется?» И услышал голос: «Инок! Инок! Будь внимателен! Твоя жизнь висит на волоске: и земная, и вечная!» От страха он проснулся. И это тоже помогло ему вернуться в обитель, в которой я его и застал.
В монастыре его видели непрестанно произносящим молитву «Господи, помилуй!» безостановочно, вслух. Игумен определил его на послушание распределять хлеб и вино, и там он непрерывно говорил: «Господи, помилуй». Постоянно повторял молитву и временами горько плакал. Однажды я, будучи еще иеродиаконом, пришел взять у него сухарей и прочего, как это было у нас заведено, когда мы жили в пустыне. Он сказал мне: «Диакон, посмотри-ка на эту икону». То была икона блаженной Феодоры, на которой изображены проходимые душой мытарства. «Видишь, – говорит, – вот здесь внизу изображено, как умирает Феодора. Потом поднимается на мытарства, потом к ней приближаются бесы и говорят то про один, то про другой ее грех и пытаются ее задержать. Смотри, видишь ангелов, которые сопровождают ее? А вот она достигает престола Божия. А тут она кладет поклон и ждет суда Божия. Итак, будь внимателен, диакон! Господи, помилуй, Господи, помилуй!» Вот что сказал он мне и сразу продолжил молитву: «Господи, помилуй». Постоянно. Он не останавливал молитву, пока его душа не покинула тело.
Какое, подумайте только, испытание проходит душа в страшный час смерти! Тогда тысячи мыслей будут посещать ее, тысячи предметов и истин она будет обдумывать, потому что в тот час рассудок чист и душа свободна от всех попечений, ибо осознает, что еще немного, – и это конец. Она собирается предстать перед Судией и понимает, что все в ее жизни закончилось и теперь перед ней мытарства. В тот час душа, освободившись от всех превратностей, заблуждений, сомнений в вере и недоумений, ощущает истинную реальность. Все страсти отступают и не оказывают на нее никакого влияния. Она абсолютно уверена, что не умрет, но только перейдет в вечность точно так, как об этом учат отцы Церкви.
Поэтому часто бывало, что многие люди, по большей части – миряне, говорили своим ближним, что скоро умрут, и даже указывали время своего отшествия. Они хотели увидеться с родными и попрощаться с ними, словно перед какой-то поездкой. Иногда эти люди не отличались особой верой или благочестием, но в предсмертном состоянии их душа говорила в них очень отчетливо. Если близстоящие родственники тревожили их, то умирающие просили только тишины и покоя, потому что чувствовали и понимали, что жизнь заканчивается. Они размышляли о том, что будет с ними дальше. Они чувствовали, что их жизнь была пустым обманом, как бы некой игрой, которая уже закончилась.
Современные люди в какой-то мере находятся в прелести, так как не знают, что будет с ними в час смерти. Не знаю этого и я. Однако те, кто находится в предсмертном состоянии и уже умирает, неспособны передать свои переживания, потому что Бог не позволяет этого. В час смерти душа размышляет обо всех истинах, а в особенности душа монаха, который яснее это осознает. Ему известно больше, и он думает: «Что происходит? Как пролетело время моей жизни?» И просит Бога повернуть время вспять, чтобы еще помолиться о прощении грехов.
Все происходит согласно тому, как о том предупреждал его старец, о чем он читал в книгах и как ему это внушала совесть. Теперь она говорит: «Все, кончился праздник! Теперь ты направляешься в иной мир, и что было, то было. Что ты приобрел – то приобрел, и что ты потерял – то потерял. Время не воротится. Не вернешь ни минуты из прожитых лет». Тогда начинаются угрызения совести: «Ушло время, ушло! Молитва, в которой я имел шанс подвизаться при жизни, теперь невозможна». Каждый из нас будет отходить в иной мир подобным образом – мучаясь угрызениями совести. И блажен тот человек, который, во-первых, по вразумлению благодати Божией, а во-вторых, применением собственных малых усилий смог примириться со своей совестью, проявляя послушание ей.
К примеру, случается, я услышу, что некоторый брат произносит вслух молитву, и мне прекрасно известно, что лично и я, и вообще каждый из нас должны произносить ее вслух, но, несмотря на это, я не проявляю усилия и не заставляю себя делать это. Я разбрасываюсь пустыми словами, размышляю обо всем на свете, а о молитве не забочусь. Все это будет предъявлено мне в час смерти, и совесть об этом напомнит. Она вообще много о чем напомнит: «Не сделал то, не сделал другое. Там не послушался, там огорчил кого-то, там осудил, там солгал, там пренебрег обязанностями!» Все это очень ясно предъявят нам совесть и бесы, у которых все с большой точностью записано. Мы придем в ужас, когда увидим, что они собираются нам предъявить. У нас по человеческой слабости, забвению и по многим другим причинам все это стерлось из памяти, но у них все записано и всплывет, когда душа будет возноситься от тела. Тогда наш ум придет в себя, но уже будет поздно!
Сейчас и здесь, слыша слово Божие и всю истину о том, что случится с нами в час смерти, все мы, каждый в отдельности, и, во-первых, я сам должны с полной серьезностью отнестись к этому. Признаю, что я должен подвизаться, бороться, должен умиротворить свою совесть. Без этого невозможно спастись… Один из отцов Церкви сказал: «Нет ничего мучительнее угрызений совести. Это предвкушение ада». Если мы будем подвизаться в молитве, то многие вещи сами собой встанут на свои места. Молитва разрушит создаваемые диаволом препятствия, мало-помалу освободит нас от скверны страстей, подаст Божественное просвещение, и мы будем ясно видеть путь, по которому следует идти.
Всегда будем помнить о смерти. Велика польза от памяти смертной! От нее молитва приобретает большее умиление и резонанс. Когда душа внутри плачет, она готова к молитве и в самой себе находит побуждение к ней. К примеру, если бы в сию же минуту ко мне приблизилась смерть, то моя душа немедленно взмолилась бы и начала просить Божией милости: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, спаси меня, не наказывай меня, милостив буди мне, грешному…», и прочее, в соответствии с тем, как свойственно ей чувствовать себя в такое время и в состоянии плача. Да поможет нам, монахам, получившим от Бога так много даров, пример того мирянина, который непрестанно произносил молитву. В том не наша заслуга, что мы пришли в монастырь – это промысл Божий. Милость Божия привела нас сюда. Столько миллионов людей живут там, в миру, среди всего того, чем этот мир является, а Господь выбрал именно нас и привел в это святое место.
Все нам подал благой Бог. Он призывает нас: «Ныне подвизайтесь, чтобы спастись. Вот вам время, вот беспопечительность. Вас более не занимают дела этого мира, так молитесь теперь, трудитесь. Рай открыт!» И мы верим, что рай существует и ожидает нас. Постоянно через нашу совесть Бог побуждает нас устремляться горе. Он никогда не оставляет нас в «покое».
Давайте же начнем устами творить молитву. Благодаря этому очень многое будет приведено в должный порядок. Пчелы жужжат, когда влетают и вылетают из улья, показывая тем самым, что они делают мед. Подобно пчелам и мы, монахи, в улье монастыря и в каждой отдельной келии будем постоянно произносить молитву и собирать «мед» добродетелей. Этот «мед» и тому, кто молится, и тем, которые слышат молитву и видят молящегося, сообщает сладость и благоухание. Ведь даже простое лицезрение молящегося человека дает нечто душе того, кто видит и слышит его. И особенно это чувствуют паломники, которые посещают нас.
Люди, обуреваемые житейским морем, приезжают, чтобы увидеть в монахах нечто иное, нечто сверхъестественное, что могло бы помочь им самим, позволило ощутить внутри себя действие Божественной благодати и вернуться в мир более сильными. Все это мы сможем им предоставить, если будем подвизаться. А если они увидят, что мы празднословим, кричим, смеемся, шатаемся без дела, то что они скажут? «Чем эти монахи от нас отличаются?» Я говорю это потому, что часто диавол играет с нами, когда, либо на послушаниях, либо на общих работах, либо когда вы принимаете пищу вне общей трапезы, без уставного чтения и в отсутствие игумена, – вы становитесь какой-то шумной толпой. И если кто погрешает таким образом, то это способно принести только вред и ничего другого!
Что-то подобное говорит святой Феодор Студит в своих наставлениях: «Видите, какие прекрасные слова сказали посетившие нас паломники, заметив, что во время общих работ вы молились и пели псалмы! Но совсем по-другому они высказывались, когда замечали, что вы не молитесь и не поете духовных песнопений». Будем тщательней следить за своей жизнью, чтобы среди нас не было соблазнов, искушений, недоразумений, но давайте с любовью приведем все в должный порядок.
Известно, что когда в человеке есть подлинная любовь к своим братьям, тогда ничто не может смутить или оскорбить его, потому что любовь не допускает и не позволяет возникнуть возмущению. Почему? Потому что любовь вся покрывает, вся терпит, не мыслит зла… Если он и увидит нечто злое, то обращает это во благо, находя оправдание случившемуся. Что на самом деле причиняет нам зло, так это наш эгоизм. Он ничего не терпит. Для того и нужна Иисусова молитва – чтобы сжечь и умертвить его.
Самое важное в жизни монаха, на что мы вновь и вновь должны обращать внимание, это послушание. Не будем уклоняться от этого, не будем творить свою волю, ведь собственная воля – это яд для души. Первое, в чем мы должны будем дать отчет как монахи, это – сохранили ли мы послушание. В нас есть эгоизм, и когда игумен отсекает нашу волю, то эгоизм тут же восстает и протестует, не желает склонить голову. Сразу начинает противоречить. И если человек не успевает заткнуть ему рот, то есть уничтожить его молитвой, то эгоизм сбивает его с правого пути. Авва Варсонофий называет монаха, который не слушается, сыном диавола. Послушание Христа принесло спасение человечеству, тогда как преслушание Адама и Евы осудило на жизнь в изгнании, где мы и находимся теперь, а в будущем веке – на вечное осуждение.
Значение слова «послушник» – это совершенное послушание. Возможно ли, чтобы хороший послушник встретил препятствия на воздушных мытарствах? Разве может такой человек не достичь своей вечной цели, разве возможно ему не спастись? Исключено! Был ли осужден какой-либо добрый послушник на вечные муки, случалось ли, чтобы он не был увенчан пред Богом?.. Послушник, который сохранил послушание, на своем личном опыте познает, что такое – избавление от страстей. Его бесстрастие послужит подтверждением тому, что он сохранил послушание в той мере, в какой это от него требовалось. Зачем нам терять драгоценное время, которое дает столько возможностей подвизаться?!
Что нам сейчас препятствует произносить молитву, что не позволяет отвергать все внушаемое помыслом? Мы сможем преуспеть в послушании, если будем обо всем спрашивать игумена и поступать соответственно его указаниям. Теперь в нескольких словах мне бы хотелось определить, а точнее, разложить по полочкам то, в чем состоит духовная борьба, чтобы мы поняли саму ее суть. Она в том, чтобы мы творили молитву постоянно – или устно, или умом, избегали мечтаний, которые приносит на ум какая-либо страсть или диавол. При этом нужно во всем следовать указаниям игумена, сохраняя послушание ему и исповедуя все – все помыслы и все, что случается. Так монах будет уверенно продвигаться к достижению своей цели. Молитва, трезвение, послушание и духовное поучение помогают человеку достичь своей цели. Надо не только положить хорошее начало, но и достичь наилучшего конца. Опираясь на вышесказанное, мы будем продвигаться.
Подошло время моего отъезда из монастыря. Поэтому, как обычно, я прошу вас проявлять особенное внимание во всем и усиленно подвизаться, чтобы вас защищала благодать Божия. И за меня, немощного, молитесь, так как, покидая монастырь, я буду сталкиваться в миру со множеством забот и суетой и поэтому нуждаюсь в том, чтобы Бог меня особенно оберегал. Ведь никто не должен надеяться на самого себя. Все от Бога, и абсолютно ничего нет у нас своего. А я, согласно моим обязанностям, всегда молюсь за вас, особенно когда нахожусь в отъезде. Где бы я ни находился, никогда не перестаю молиться о вас, чтобы Господь покрыл вас и помог в вашей борьбе. Желаю вам, чтобы вас оберегала благодать Божия, и надеюсь увидеть вас снова в лучшем состоянии, чем оно было перед моим отъездом. Приобрести новую книгу можно в Духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заказав ее по тел. 8(995)655-14-20 или по электронной почте book@lavra.ru