Что такое чудо? В самом общем смысле чудо – это удивительное, невероятное событие. По определению писателя Бориса Зайцева, чудо – это проявление любви, «врывающейся оттуда».
Господь может творить чудеса не только Сам, но и через людей Своих (Пс. 76:15), стяжавших благодать Его. Им, святым Божиим человекам, дается Духом дар чудотворений (1 Кор. 12:10). И они, избранники Божии, исцеляют больных, воскрешают мертвых и изгоняют бесов (Мф. 10:8).
Первое великое чудо в новозаветную эпоху совершилось у Красных ворот в Иерусалиме. Это чудо сотворили апостолы Петр и Иоанн: они исцелили хромого, и тот вошел в храм Божий, «ходя и скача, и хваля Бога»(Деян. 3:8).
Другое не менее великое чудо было явлено в Древней Руси на Красной горке (Маковце) – ныне в Сергиевом Посаде. Это чудо сотворил родившийся 700 лет назад смиренный игумен Сергий Радонежский. Чудо состояло в том, что Преподобный совершил предопределенное ему Богом. Он исполнил волю Божию о себе. На нем сбылись слова святого апостола Павла: «…кого Он [Бог] предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30).
О чудесах Преподобного Сергия и поведем рассказ.
Избранник Божий обычно виден с детства. Он, как правило, отличается серьезным, скромным видом, не играет с обычными детьми в их шумные игры, любит читать Священное Писание, часто ходит в храм Божий.
Преподобный Сергий был избран Богом еще до физического рождения. Уже в утробе матери своей, Марии, святой Духом познал Бога и взыграл от радости, подобно святому великому пророку Иоанну Предтече (Лк. 1:44). Великое чудо избрания Святой Троицей было явлено утром в воскресенье на литургии в небольшом сельском храме, где молилась мать чудотворца.
О чуде рассказывает древнерусский писатель, ученик Преподобного Епифаний Премудрый. Оно было отмечено «печатью» Святой Троицы. Согласно житию святого Епифания, жены, стоявшие в храме на молитве, неожиданно услышали троекратный младенческий крик («верещание»). Крик раздался перед чтением Евангелия, затем – в начале Херувимской песни. И наконец, после возгласа: «Святая святым!»
Жены пришли в недоумение. «Кто кричал?» – спрашивали они друг друга. Приступили к Марии, думая, что ребенок находится у нее за пазухой. Мария же, трепеща, призналась, что кричал ее ребенок, но еще не родившийся, находившийся в утробе. Жены не знали, что это означает. Даже родители младенца Варфоломея, преподобные Кирилл и Мария, пребывали в недоумении.
Только через 40 дней свет Христовой Истины осиял ростовскую землю. Господь открыл Свою волю через иерея Михаила, совершавшего над Преподобным Таинство Крещения. Иерей прозрел Духом, что младенец сей будет «сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы».
Чудо случилось по Слову Божию, Который готовит тех, кто с Ним, от начала (Ин. 15:27). Всеведущий Бог от начала предузнал в младенце твердое расположение к подвигу и выбрал его. Рождение святого произошло не пред очами людей, в земном времени, но пред очами Божиими, в Вечности. Пророк Давид говорит: «Зарождение мое видели очи Твои»(Пс. 138:16).
Бог часто призывает избранных в момент испытания их веры. Пророк Моисей удостоился беседы с Творцом после долгого блуждания по пустыне. Пророк Самуил услышал божественный призыв: «Самуил! Самуил!» – после долгого сослужения в храме с порочными сыновьями священника Илия.
Варфоломей был призван Богом во время учения в сельской школе, созданной при храме. В школу ходили и его родные братья Стефан и Петр. Для семилетнего отрока это время было временем испытания его веры, ибо в школе Варфоломей не преуспевал, ему не давалось познание книжной грамоты. Со слезами Варфоломей молился Творцу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня». И Господь не посрамил детской веры Своего избранника. В тот момент, когда отрок не ждал уже никаких вестей, Бог послал к нему Ангела с неба.
Чудо призвания произошло под дубом. Варфоломей оказался там по смотрению Божию. Боярин Кирилл послал сына разыскать лошадей, а сын нашел молящегося под дубом «старца-черноризца, саном пресвитера». Смиренный отрок, конечно, не предполагал, что старец – Ангел и послан с неба специально к нему. Мальчик увидел в Ангеле обычного странника. Пусть благолепного, может быть, святого, но человека. Варфоломей открыл старцу свое горе (трудности с учением), попросил молитв и позвал странника домой, чтобы родители, по древнему правилу Авраама, накормили алчущего.
Старец удивил отрока. Он сказал, что отныне Господь дарует ему отличное знание грамоты. А затем вручил анафору (кусочек просфоры. – Ред.) – в знамение Благодати Божией и понимания Священного Писания. Эта анафора была слаще меда в устах Варфоломея. Вкусив ее, отрок по слову старца стал читать Псалтирь в домашней часовне.
Чудо произошло по Слову Божию, Который хочет, чтобы все знали, что именно в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). На примере этого чуда следовало уразуметь, что книжная премудрость есть дар Божий и дается любому человеку по искренней молитве. Неслучайно апостол Иаков говорит: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5).
Бог призвал Преподобного к познанию сокровенной Премудрости Своей не потому, что призывал к Себе одних только предопределенных. Нет. Господь призвал отрока потому, что увидел в нем твердое расположение к подвигу, к сохранению и проповеди правой веры. Бог предузнал в Преподобном золотой сосуд для почетного употребления (2 Тим. 2:20).
Варфоломей ответил на Божественный призыв через несколько лет. Не гордостью, но строгим воздержанием. Отрок (в 12 лет!) стал молиться по ночам и вкушать пищу один раз в день, а то и вовсе через день.
В Ветхом Завете оправдание предполагало внешнюю жертву. Авраам, оправдываясь пред Господом, возложил на жертвенник сына своего Исаака.
В Новом Завете оправдание требует от человека самопожертвования. Мученик отдает Господу тело – Преподобный посвящает Богу дух и душу.
Блаженный юноша Варфоломей выбрал путь преподобных, дабы стать живым камнем веры. Этот путь – один из самых узких путей в Царство Небесное. Он вымощен змеями и скорпионами. Они, по толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, «суть полки бесов». Змеи (бесы блуда) язвят видимым образом. Скорпионы (бесы лени, уныния) поражают скрыто.
Преподобный не побоялся силы вражьей. Он срубил в радонежских лесах келью, маленькую церковь во имя Святой Троицы, принял постриг и стал подвижничать. Главным его оружием стала молитва «Да воскреснет Бог». Бесам, конечно, не понравилось, что молодой инок, по их словам, «напал на них». Они объявили юноше жестокую войну. Сначала пытались напугать его: врывались сквозь стены, скрежетали зубами, грозились растерзать… Затем пытались переубедить аргументами. Проявляли «заботу». Говорили: место здесь пустынное, в лесу много кровожадных зверей, да и бесы много «пакостят» здесь (так бесы говорили о самих себе – в третьем лице). Наконец, демоны хотели уязвить подвижника стрелами похоти, ибо Преподобный был молод и крепок телом, силы у него было, как у двоих.
Сергий показал себя искусным воином Христовым (Еф. 6:12–13). Против страхований он вооружался молитвой, как написано в «Лествице». В споры с бесами не вступал. А похотные стрелы отражал постом и тяжелым трудом. Духи злобы не вынесли брани и отступили. Преподобный прогнал их. Он отстоял радонежские леса и Красную горку. Оправдался верой (Рим. 3:28).
Чудо оправдания произошло согласно Промыслу Божию, Который хочет, чтобы святые, как верно свидетельствует преподобный Ефрем Сирин, «удостоились небесных благ, лишь соделавшись победителями в брани». Преподобный победил бесов и освятился. Он удостоился небесных благ и приобрел нетленный венец. Подобно орлу, он взлетел на высоту небесную.
В радонежских лесах вокруг Сергия собрались монахи. Был устроен большой монастырь. В нем подвижник был избран Игуменом. Бог вел к тому, чтобы подвиг Преподобного послужил примером для многих (1 Кор. 10:33).
Служение оправдания, как свидетельствует апостол Павел, изобилует славой (2 Кор. 3:9). Бог прославил Преподобного Сергия многочисленными дарами: исцелений, вспоможения, управления. А также даром чудес.
Смиренный Радонежский Игумен получил право дерзновенной молитвы. Он мог по великой вере своей вымаливать у Творца все благопотребное. Однако Сергий пользовался этим даром только в случае крайней необходимости. Для телесных нужд Преподобный испрашивал воду и хлеб. В случае духовной нужды святой изгонял бесов и даже воскрешал мертвых.
Первым чудом Преподобного было изведение источника. Монастырь находился далеко от воды. Многочисленная братия смущалась и роптала. Тогда подвижник спустился ночью в овраг и произнес молитву, говоря: «Боже, даруй нам воду на этом месте, да разумеют все, что Ты преклоняешь слух к боящимся Тебя». Как только Преподобный осенил крестным знамением избранное место, из земли забил источник. Он бьет и поныне.
В другой раз братия возроптала из-за недостатка хлеба: свежего в обители не было, а заплесневелый монахи есть не хотели. Виновником ропотники выставили Преподобного. Ведь это он устроил обитель в глухом месте. Игумен долго вразумлял маловеров примерами из Священного Писания. Еще Сергий не окончил беседы, как подбежал вратарь и доложил, что у ворот монастыря стоит телега с хлебами. Хлебы были теплыми и мягкими, как будто только что испечены. А на вкус – чудесно сладкими и медвяными.
В третий раз в монастырь привели бесноватого вельможу, жившего на Волге. Он был жестоко мучим бесом, так что даже разрывал железные цепи. Преподобный собрал братию и стал служить молебен об исцелении болящего. По окончании молебна Сергий вышел из церкви и осенил вельможу крестом. Бесноватый закричал: «Как жжется это страшное пламя!» И с того момента исцелился Благодатью Христовой и молитвами святого.
Однажды к Преподобному пришел крестьянин с тяжело больным сыном. Пока отец просил Сергия об исцелении, отрок испустил дух. Отец был безутешен. «Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома», – говорил он, ибо верил, что Сергий ему поможет. И Бог не посрамил такой веры. Преподобный помолился, и отрок восстал из мертвых.
Чудесам Преподобного нет числа. Все вместе они составляют толстую книгу. В чудесах святой является заступником, утешителем и помощником. Матерь Божию Игумен просит за свой монастырь, больных утешает исцелениями, находящимся в опасности помогает спастись от смерти.
Преподобный ходатайствует за всю Русь Православную. Он благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Во времена Смуты помогает троицким монахам защитить монастырь от польских интервентов и подвигает Минина и Пожарского на освобождение отчизны.
Святой Сергий стоит на страже любезного ему отечества – Православной России – и сейчас. Он по-прежнему во всяком обстоянии помогает людям. Подходит к страждущим, утешает их. Есть много свидетелей его явлений. Очевидцам не забыть облик подвижника: его кроткие, исполненные безмерной любви темные глаза, полукруглую серебряную бороду, летящую над землей походку. Этот облик и есть главное чудо Преподобного.
Павел Коряков (Журнал «Встреча»)