18 июля празднуется обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Сергий Радонежский необычайно дорог и близок сердцу русского человека. Лавра Преподобного Сергия, его святые мощи – драгоценная национальная святыня, всегда привлекавшая множество паломников, получавших необыкновенное благодатное утешение, исцеление, укрепление в несении жизненных трудностей и невзгод.
Божия педагогика
Преподобный Сергий, в крещении – Варфоломей, родился в семье обедневших бояр. Часто именно боярское сословие – сословие администраторов – поставляло, из числа монашествующих выходцев из бояр, настоятелей иноческих обителей. И Преподобному Сергию суждено было именно это поприще.
Нам известны еще ветхозаветные примеры того, что именно от благочестивых и святых родителей рождается святое потомство. Оба родителя Преподобного – благочестивые Кирилл и Мария – окончили жизнь в монашестве и причислены к лику преподобных. То, что воспитание начинается еще от материнской утробы, было подтверждено примером Преподобного Сергия. Благочестивая мать, прилежавшая молитве и церковному богослужению, уже в период чревоношения оказывала благоприятное воспитательное действие на плод, созревавший в ее утробе. Это даже имело свое внешнее проявление. Однажды во время церковной службы два особенно важных момента литургии были сопровождены небывалым чудом: младенец во чреве святой Марии каждый раз троекратно вскричал. Этим он еще прежде своего появления на свет воздал честь Пресвятой Троице, которой впоследствии будет посвящена созданная им обитель. Это напоминает евангельский случай, когда святой Иоанн Предтеча «взыграся радощами во чреве» святой Елисаветы в ответ на приветствие Пресвятой Богородицы…
Отрок Варфоломей родился, возрастал, и, когда был отдан в школу, произошло важное событие в его жизни. Как известно из его жития, ему с большим трудом, при всем старании, давалась грамота, и приходилось терпеть насмешки сверстников, укоризны и наказания со стороны наставника и родителей. И вот ему повстречался дивный святой старец, к которому отрок обратился с просьбой помолиться Богу, чтобы ему в учении была оказана помощь свыше. И по молитве старца он с тех пор получил способность бегло читать по-славянски, и ему стало доступно сокровище книжной премудрости. Явный Божий дар.
Здесь мы видим действие одного из тех, если можно так выразиться, приемов «Божией педагогики», при помощи которых Господь воспитывает Своих угодников, добиваясь, чтобы они приобретали смирение. То есть вначале, от рождения, Господь не дает человеку ту или иную способность, но потом, по молитве, он получает этот дар даже в большей степени, чем окружающие. Таким образом, для него становится явным, что ему нечем гордится, так как этот дар получен от Бога. Смирение и благодарность Богу – особо ценные свойства души, необходимые для духовного возрастания.
Смертник
Родители Преподобного, Кирилл и Мария, умерли, когда он был еще молод – 21 года от роду. Кончина их, почти одновременная, произвела на него такое действие, что он больше ни к чему уже не мог стремиться, ничего желать – ни женщин, ни богатства, ни вкусной еды, помышляя о том, что он – смертник. И чтобы ничто не препятствовало и не отвлекало его от углубленного размышления и молитвенного сосредоточения на Едином на потребу, удалился в безлюдное место и в короткий срок – за два года – стяжал там такую благодать Святаго Духа, что и сам спасся, и весьма многих спас…
Все люди – смертники. Но чаще всего они полагают, что смерть за горами, а потому у них есть еще время занять свое внимание и силы своей души – ум, сердце, волю – другими, вожделенными для них, предметами. И только иногда, когда, например, человек убедился, что болен неисцельным недугом и смерть близка, он уже не может думать ни о чем, как только о том, что ему очень скоро предстоит умереть. Но он приходит в отчаяние, потому что не успел стяжать к этому моменту дар молитвы, спокойствие совести, мир душевный и присутствие Святаго Духа.
Существуют примеры, когда избранные угодники Божии обретали это состояние смертника спонтанно, как Божий дар. И при этом они не были неизлечимо больны, им не угрожала смертная казнь. Память смертная посещала их во цвете лет, когда они были еще молодыми и здоровыми. И это бывало причиной их особого духовного преуспеяния.
Среди таковых – Преподобный Сергий Радонежский.
Память смертная помогла молодому подвижнику отрешиться от всего, кроме Бога, и все силы своего естества сосредоточить на Едином на потребу, на любви ко Господу во исполнение главной заповеди Священного Писания: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27). И эта безраздельная любовь к Богу привела к достижению цели христианской жизни – к единению с Ним.
Магнит
На Преподобном Сергии в полной мере исполнились и слова преподобного Серафима:
«Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи».
И мы здесь видим, как подвиг ради спасения души одного человека мог явиться причиной душевного спасения весьма многих, а также – избавления целой страны от иноземного владычества.
В короткий, двухлетний, срок иноческой жизни достигнув высокого духовного преуспеяния, Преподобный Сергий приобрел свойство магнита, привлекающего души, ищущие спасения. Около него начинают селиться люди, нуждающиеся в духовном руководстве, и так возникает святая обитель, не учрежденная административным указом, но образующаяся естественным путем. Ибо зажигается светильник, на свет которого слетаются души, ищущие свет.
Любому мастерству и ремеслу удобнее учиться вблизи живого мастера, а не по книгам, содержащим инструкции и руководства. Этот закон распространяется и на тех, кто собирается приобрести мастерство в искусстве из искусств и науке из наук – в духовной жизни, в которой также гораздо удобнее преуспевать вблизи живого старца и учителя, стяжавшего благодать Святаго Духа.
И от огня таких светильников, как Преподобный Сергий, зажигаются другие светильники, от которых потом, в свою очередь, зажигаются новые многочисленные светильники, и таким образом происходит нечто вроде цепной реакции.
И мы видим, что монашеская община, выросшая около такого духовного магнита, как Преподобный Сергий, явилась рассадником таких же духовных магнитов, распространившихся по всему лицу Русской земли, – вся она стала изобиловать монастырями, преображавшими строй народной жизни.
Под влиянием иноков, во главе с Преподобным Сергием, которые укреплялись духом благодаря спасительной памяти смертной, молитве и трезвению, народ освобождался от малодушной боязливости, панического страха перед иноплеменными завоевателями и укреплялся в молитвенном обращении к Богу и Божией Матери. Восставал из состояния нравственного падения, когда, по словам летописи,
«и хлеб не шел в уста от страха».
Как сказал историк В.О. Ключевский, погребенный, кстати, в некрополе Донского монастыря, Преподобный Сергий был «благодатным воспитателем русского народного духа».
Высшие Богословские Курсы МПДА, действующие под небесным покровительством Преподобного Сергия, призваны взращивать соработников Преподобному. Неслучайно, что и слушатели вечернего отделения собираются на занятия в Донской монастырь, – здесь, на месте нынешнего Малого собора в полотняной церкви, освященной во имя Преподобного Сергия, совершалось молебствие перед Донской иконой о защите Москвы в момент нашествия Крымского хана. В наше время, также как во времена Преподобного Сергия, этот подвиг молитвы и нравственного просвещения народа особенно актуален.
Победа
Куликовская битва, осеняемая, как победоносным знаменем, Донским образом Богоматери, стала знаком этих перемен. То, что совершил Преподобный Сергий в связи с Куликовской битвой, служит одним из многочисленных подтверждений того, что кроме достижения главной христианской цели – Царства Небесного – он стяжал также дары Святого Духа, прозорливость, способность чудотворения.
Особое поминовение усопших – Дмитриевскую субботу – первоначально было установлено совершать в Русской Церкви именно в память воинов, павших на поле Куликовом, в субботу, ближайшую к памяти небесного покровителя Димитрия Донского. А первое такое поминовение воинов, в этой битве живот свой за веру и отечество положивших, совершил сам Преподобный Сергий. И совершил его необычным и чудесным образом. Узнав от святого благоверного князя Димитрия, что кровопролития избежать невозможно, Преподобный благословил его на эту битву и предрек победу. На всем протяжении этой баталии он у себя в монастыре, в Троицкой церкви, совершал богослужение, молясь о победе православных. И время от времени прерывал службу, чтобы сообщить присутствовавшей братии о некоторых подробностях происходившего в этот момент на Куликовом поле, созерцая происходящее на расстоянии многих километров, как будто это происходило на его глазах. И в конце битвы он совершил панихиду о павших в сражении, поминая их поименно, начиная со старших, военачальников и кончая простыми воинами. И все это было подтверждено прибывшими вскоре гонцами.
Вожделенный город
Трудами Преподобного Сергия, святителя Алексия, московских великих князей была преодолена междоусобица и раздробленность, совершено объединение русских земель в единое Московское государство, способное противостоять иноверным завоевателям, защищать народ Божий от иноверных влияний и этим обеспечить возможность надлежащего воспитания новых поколений православного народа.
Можно сказать, что Преподобный Сергий явился не только монахом, поглощенным своей внутренней духовной жизнью, и наставником иноков на пути в Отечество Небесное, но и выдающимся общественным деятелем, доставившим великую пользу своему земному отечеству.
Непрестанная молитва как средство соединения с Богом, к которой призывает Своих последователей Господь и Его апостол, удобнее всего достигается благодаря практике Иисусовой молитвы:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Как сказал в проповеди один батюшка, воин обязан постоянно упражняться, чтобы довести владение оружием до совершенства. И это приобретенное постоянным упражнением мастерство может пригодиться ему только для одной атаки. Так и христианин должен непрестанно упражняться, чтобы довести до совершенства владение своим оружием – молитвой. И это приобретенное непрестанным упражнением мастерство тоже пригодится ему для одной атаки – в момент смерти. Тогда могут быть рассеяны устремившиеся на душу полчища демонов и может быть взят приступом вожделенный город – Небесный Иерусалим… Который, как написано, «силою берется».
Эта молитва – оружие битвы не только за Отечество Небесное, но и за земное отечество. В тот момент, когда Византия переживала страшный нравственный упадок и вот-вот должна была уже сделаться добычей мусульман, явились Григорий Синаит и Григорий Палама, которые так вдохновили весь народ своим учением об умном делании, что начали молиться все – и монахи и миряне. Это привело к оздоровлению народной жизни в такой степени, что мусульманское завоевание было отодвинуто на 100 лет.
Дух Божий дышит где хочет и, по своей вездесущности, может одновременно действовать на всем земном пространстве. Появление в Греции обоих Григориев совпало по времени с появлением в России Преподобного Сергия Радонежского, также насаждавшего в своем отечестве умное делание, оздоровившее народную жизнь и сделавшее народ способным к сопротивлению иноплеменному игу.
И греческий архиерей, оказавшийся в тот момент в московских пределах, был поражен тем, что и в этих, по греческим представлениям того времени, диких странах сияет тот же самый Фаворский свет…
Оружие нашей битвы
Сегодня, после 70-летнего богоборческого плена, когда систематически искоренялось благочестие, мы переживаем время крайнего ослабления жизнеспособности народа. На наших глазах катастрофически сокращается его численность. По словам протоиерея Владимира Воробьева,
«у нас люди утратили способность организовывать свою народную жизнь, разучились трудиться, любить, жить семейной жизнью, воспитывать детей».
Повторяется та же библейская история – истребление семени нечестивых, подобное тому, которое происходило в Синайской пустыне… Но «когда убиваше я, тогда обращахуся и утреневаху к Богу», то есть народ начинал молиться. И«молился вождь народа – Моисей, который в ответ на слова Бога о том, что Он готов уничтожить этот народ, упорствующий в нечестии, и от него – Моисея – произвести новый, послушный народ, сказал:
«Если Ты уничтожишь этот народ, то и меня изгладь из Своей книги жизни»…
И Господь откликался на такую молитву народа и его вождя.
Сегодня нам необходима сугубая молитва, ибо над народом нависла страшная опасность исчезновения с лица земли. Пренебрежение умной молитвой, по мнению архиепископа Аверкия, есть признак беды:
«Это грозное знамение полного упадка духовной жизни, крайнего оскудения умного делания: духовная жизнь подменяется и заменяется жизнью душевной и даже жизнью плотской – животной».
С упадком умного делания владыка связывает и прошлые наши, и будущие катастрофы:
«Только на почве таких настроений», как забвение умного делания, «и мог иметь успех коммунизм-большевизм, поработивший нашу несчастную Родину, за последние два века своей истории отказавшуюся от столь прежде любимого православным русским человеком умного делания… Отказ человека от самого главного, самого необходимого для его спасения – от внимания к себе и внутреннего делания – не мог пройти ему даром. А то ли еще ожидает человечество впереди».
Пророчества
В России, говорил преподобный Серафим Вырицкий, будет великое нравственное падение молодежи: будут собираться в банды, пить, развратничать, воровать… Но опустившись таким образом, тем горячее будут каяться. «Идеже умножися грех, преизобилует благодать…» В книге «Подвиг в миру» читаем:
«Бедные современные дети!.. Они имеют в своих душах засеянного греха несравненно больше, нежели их сверстники, скажем, в ХIХ в., но, несмотря на этот скорбный факт, отчаиваться не стоит. Как говорит старец Паисий Святогорец, хотя современные молодые люди и узнали все зло, все множество таких грехов, которых не знали прежние люди, тем не менее они могут спастись, если проявят особо усердное покаяние…»
После беспрецедентного погружения во тьму преподобный Серафим Вырицкий предсказывал горячее покаяние в России и воспламенение духовной жизни. Так что Восток, войдя в России в соприкосновение с живой христианской верой, обратится в православие. Сегодня
«весь небесный мир, – говорил преподобный, – молится о просвещении Востока…»
Сейчас трудно поверить в это. Но в защиту оптимизма говорит то, что когда мы рассматриваем историю Церкви и общества в ретроспективе, мы можем наблюдать, что все усилия сатаны в конце концов приводили к результатам, прямо противоположным его целям.
Это один из евангельских парадоксов: когда человек ясно видит, что он последнее ничтожество, подонок дальше некуда, чудовище, как говорится, «хуже всех» – и если он в этом состоянии воззовет ко Господу, то, к его удивлению, Господь его слышит, и даже чудеса происходят по его молитве.
Реальность этого феномена в истории христианства доказана неоднократно. И этот духовный закон, как всегда, относится как к отдельному человеку, так и к кнароду. Это и покаяние апостолов Петра и Павла, которые больше остальных учеников провинились пред Господом, но они же и оказались сильнее всех в слове и в деле – самыми ревностными, первоверховными.
«Кому больше простится, тот больше возлюбит».
Именно в этом смысле надо понимать слова
«не согрешишь – не покаешься».
И именно для этого попускает Господь иногда страшное падение человека. И народа. И никого не велит судить. И превозноситься.
«Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное».
Это и покаяние Ниневии – то есть всенародное. Чем больше будет соработников у Преподобного и у Самого Бога, тем скорее это покаяние и спасение народа состоится.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)