Проповедь на Праздник Светлого Христова Воскресения
Христос Воскресе!
Мы с вами дожили до Пасхи, а значит – одержали победу над грехом. Ведь основное содержание Пасхи – это победа и избавление от греховного рабства.
С момента Воскресения Христова главная цель нашей жизни – это восстановление в себе образа Божия, воссоздание того общения, которое было у Адама с Творцом. Когда-то человечество жило в Раю в лице Адама. Назначение Адама было таково, что он царь надо всей природой, над самим собой. А когда Ева и Адам согрешили и не покаялись, то Господь изгнал их из Рая и ждал, когда они покаятся.
Потом человечеству был дан закон, несколько законов, заповедей – Ноя, Авраама, Моисея, и все равно множество поколений после Адама жило во грехе и Рая не видело. Никакого продолжения жизни дальше не было, все шли в ад. Вот такое было всеобщее наказание для всех. И люди, которые грешили, не имели возможности покаяться, у них не было Чина покаяния. Царь Давид каялся пред Богом в 50-м псалме: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50). И Господь это принимал, но Таинства покаяния, такой Благодати, которая была бы на Литургии, не было.
А теперь с Воскресением Господа нам всем до единого дана радость искупления наших грехов и жизнь в Боге. Какой смысл обоживания? Это соединение того общения, которое было у Адама с Богом. Оно может реализоваться уже здесь, на земле. И святые, которые достигают особой Благодати, здесь, на земле, достигают этого общения с Богом. Бог их слышит, Бог их направляет. Бог и нас направляет, дает нам полную свободу, уравновешивает нашу и Свою волю и желает, чтобы мы потрудились и одержали победу над своим грехом.
Господь в день Своего Воскресения хочет, чтобы мы потрудились и восстановили изначальную иерархическую подчиненность духа, души и тела: чтобы дух управлял нашей душой, а душа – телом и чувствами. Апостол Павел пишет, если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна. А если воскрес – то и мы с вами воскреснем. Вот она, истина христианская!
Но чтобы, воскреснув, мы смогли действительно наследовать жизнь вечную, нам надо победить в себе грех. И если нам удалось, хоть в малой мере, сделать это в течение Великого поста, то пост прошел для нас не зря.
На Пасху принято дарить подарки. Удивительно, но даже простой подарок может стать своего рода духовным подвигом и малой жертвой. Жертва может принимать разные формы: мы можем потратить на подарок деньги, время, свое внимание. Можем пересилить себя, и преподнести подарок не только родным и друзьям, но и врагам. Так или иначе, но во всех этих случаях мы одержим малую победу над собой, своим сребролюбием, равнодушием, лицеприятием, другими грехами и слабостями. И тогда наша пасхальная радость станет еще сильнее и полнокровнее.
Короткий миг земной жизни мы часто используем как некое удовольствие, свое продвижение, путешествие в этом мире среди людей, как некое самоутверждение и накопление знаний. По-всякому люди устраивают себе жизнь в этом мире, но, в конечном счете, перед лицом смерти человек, оглядываясь, спрашивает самого себя, была ли моя жизнь наполнена смыслом? И даже если человек уверен, что смысл его жизни в детях, в богатстве, в том, что он посадил дерево, построил дом, то этого мало. Когда мы предстанем перед Царем Истинным, что мы будем говорить? Что мы дерево посадили, что мы дом построили, что-то сделали на своей работе? Разве это все может быть смыслом нашей жизни?
Подлинный смысл нашей жизни заключен в восстановлении связи с Богом!
Помогай нам всем Господь достойно встретить Пасху, вдохновиться пасхальной радостью. И чтобы сердце выстукивало:
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Игумен Киприан (Ященко)