Рождество Пресвятой Богородицы – великий праздник, открывающий церковное новолетие. Празднуем начало осуществления нашего спасения.
21 сентября Церковь празднует преславное рождество преблагословенной Девы Марии, предизбранной Матери Господа нашего Иисуса Христа. Рождения этого младенца ждало все, чающее спасения и возвращения к единению с Богом человечество. По отцовской линии Дева Мария происходила от царского рода, по материнской – от архиерейского. Царственность и священство объединились в Ней. Рождество Пресвятой Богородицы – начало всех новозаветных праздников, знаменует собой исполнение обетований роду человеческому. «День Рождества Богородицы, – писал преподобный Иоанн Дамаскин, – есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился».
Родители Божией Матери – святые праведные Иоаким и Анна по особому Промыслу Божию долгое время были бездетными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось проклятием. Иудейский народ ждал рождения Мессии, и каждый желая предвосхитить это славное Рождество, участвовал в исполнении заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Если же у супругов не было детей, их подозревали в тайных страшных грехах. Так относились в обществе и к благочестивым Иоакиму и Анне. Когда Иоаким пришел принести жертву Богу в Иерусалимский храм, он был прилюдно подвергнут унижению: священник отверг жертву безчадного Иоакима. Пережив этот позор Иоаким, не возвращаясь домой, ушел в пустынные места, где пастухи пасли его стада. Уединившись там, он стал молиться о снятии этого поношения. Узнав от слуг, что произошло, и куда после этого выказанного презрения ушел ее праведный супруг, скорбела и молилась и святая Анна.
40 дней они провели в строгом посте. Иоаким в пустыне не вкушал ничего, даже хлеба, испрашивая у Господа милости. Анна, считая себя повинной в том, что у них нет детей и что супругу приходится нести такое поругание, также постилась, плакала и, уединившись в саду у своего дома, усердно молилась о ниспослании им чада. Оба супруга были уже в преклонном возрасте. Но молитва их была услышана. По истечении 40 дней праведной Анне явился Ангел, предрекая рождение у них Дочери, благословенной среди женщин. Назвал он и имя ребенка: Мария. «Иди в Иерусалим, – было возвещено Анне, – там принесите жертву Богу, и Господь услышит вашу молитву». Иоакиму в пустыне также явился Ангел, повелевая: «Иди в Иерусалим, там ты и Анна встретитесь у Золотых ворот. Господь услышал вашу просьбу, и с вами произойдет чудо». Золотые ворота в те времена были действующими, открытыми – это сейчас они заложены, а тогда были главным входом в город и вели непосредственно в Иерусалимский храм. Здесь супруги, как им было предсказано, и встретились. Именно это событие встречи часто пишется на иконах святых праведных Иоакима и Анны. Вскоре произошло великое событие в истории человечества: зачатие праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Девы Богородицы. Этот день празднуется в Богослужебном круге отдельно: 9/22 декабря.
Богоотцы – как называет наша богослужебная традиция тех, кто стал дедушкой и бабушкой Спасителя – Иоаким и Анна дали обет, что посвятят свое Дитя Богу. Этим исстрадавшимся людям, очищенным своим подвигом и верностью Богу, и была дарована Преблагословенная Дева Мария. Родилась Она так же, как рождаются все люди, однако у безчадных супругов преклонного возраста, уже этого достаточно, чтобы в Православной Церкви, не измышляя, как то делают католики, беспорочного рождения, почитать чудо Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом священном событии не говорится в Священном Писании, но православное Священное Предание хранит и передает память о нем. После всех разрушений, постигших Святой град Иерусалим после Распятия Христова, все-таки сохранился дом, где родилась Пречистая. Опознали его по мозаичному полу, на котором по обычаям тех времен выкладывали имена хозяев. При разорении эти полы никто не выдалбливал, они просто со временем засыпались землей и песком. Так в Иерусалиме до сих пор показывают место Рождества Пресвятой Богородицы, оно было отмечено крестом на этом мозаичном полу.
Ольга Орлова