«Духовный человек отдает сначала свою любовь Богу, – говорил святой Паисий Святогорец, – затем людям, а остаток любви отдает животным и всей живой твари»1. При этом жертвенная христианская любовь, по мнению старца, неотделима от смирения, которые являются добродетелями-сестрами.
– Геронда, почему Бог нас так сильно любит? – спрашивали старца посетители.
– Потому что мы Его дети, больше я ничего не могу вам сказать!2
– Как Бог может любить человека, духовно слабого, который все время спотыкается и ни на что не способен?
– Как-то раз я видел одного отца, – отвечал старец, – его ребенок был немного глуповат и то и дело вытирал рукавом сопли. Но отец и его прижимал к себе, целовал и ласково поглаживал, как и остальных своих детей. Так же и Бог, как Благой Отец, любит не только красивых детей, но и духовно слабых. И переживает, и заботится о них даже больше, чем о здоровых3.
«Я есть Воскресение и Жизнь»
Более 100 лет назад Ф.М. Достоевский записал парадоксальную мысль о Христе и истине: «Если б кто мне сказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
Почти дословно эти слова повторил в середине XX века 15-летний Паисий, тогда еще Арсений, в греческой Конице. Когда подростку рассказали о теории Дарвина, а также о том, что Христос был самым лучшим – но всего лишь Человеком – он был настолько потрясен, что убежал в горы – в церковь святой Варвары – и несколько часов горячо молился: «Христе мой, если Ты есть – явись мне!»
В какой-то момент обессиленный Арсений подумал: «Раз Христос был таким добрым и справедливым Человеком, что ни до, ни после Него не было никого Ему равного, раз плохие люди из зависти и злобы Его убили, то ради этого Человека стоит делать еще больше, чем я сделал для Него до сих пор. Ради этого Человека стоит даже умереть. А рай мне никакой не нужен, да и мне вообще ничего не нужно, кроме Него Самого!»4
В этот момент церковь святой Варвары залил божественный свет, а из Царских врат вышел Христос со словами: «Я есть Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»5.
Любовь к Богу побуждала уже взрослого монаха Паисия удаляться от людей. «Опьянев» от любви к сладчайшему Иисусу, преподобный, как многие пустынники, «скитался по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38), где любого рода боль, огорчение или скорбь в огне молитвы превращались в духовное радование.
«Молитва – это разговор с Богом», – говорил преподобный.
– Геронда, а как нужно молиться? – спрашивали старца.
– Себя ощущай маленьким ребенком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всем, в чем имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединенную с божественной нежностью6.
Старцу несколько раз являлась Матерь Божия – и ради любви к Ней святой Паисий отказался от нежной любви к своей собственной матери, полагая, что даже эти светлые чувства вредят ему как монаху. «Чем дальше ты удаляешься от утешения человеческого, тем ближе к тебе утешение Божественное»7, – говорил старец, полагая, что, когда благочестивый человек остается без человеческой помощи – ему помогают Ангелы.
В августе 1944 г. немецкие оккупанты подожгли расположенную в нескольких километрах от Коницы горную обитель Стомион. Цел и невредим остался лишь один монастырский храмик, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Спустя пять лет Арсений подвергся серьезной опасности на войне и дал обет Пресвятой Богородице: если останется в живых, восстановит Ее разрушенный монастырь. Житие старца повествует о том, что в течение четырех лет он трудился, большей частью в одиночестве, в Стомионе – до полного восстановления обители – «жестоко искушаем людьми и бесами, но обильно облагодатствован Божественной милостью»8.
Многие жители соседней Коницы спрашивали его тогда: «Почему ты не заходишь в свой дом, не навещаешь своих родителей, своих братьев и сестер?». «Став монахом, я от своих родителей отказался, – отвечал подвижник. – В постриге я обещал, что отказываюсь от родителей, отказываюсь от братьев и сестер, отказываюсь от всего мирского. Поэтому сейчас заходить в свой родительский дом я уже не могу. Теперь мои родители и братья – это все люди на земле»9.
«Духовный телевизор»
Впрочем, не только люди на земле стали братьями и сестрами преподобного. В келью к старцу на Синае и на Афоне являлись многие святые – великомученица Екатерина, мученица Евфимия, великомученик Пантелеимон, мученик Власий, рассказывая о райских обителях, принося с собой их тонкое благоухание…
Включая «духовный телевизор», старец через тысячи километров видел устроение людей – монашествующих и мирских, понимал их заботы, мысли, искушения… Иногда сверхъестественным образом он оказывался рядом с теми, кому требовалась особая помощь. Например, предотвратил самоубийство греческого юноши Яниса, которой ночью сел на мотоцикл и разогнался на горной дороге, чтобы слететь в пропасть. За несколько десятков метров до обрыва мотоцикл заглох, и юноша увидел перед собой преподобного Паисия, который сказал ему: «Янис, остановись! Что это ты такое надумал?»10
Бог открывал старцу грядущие события, раздвигая временные и пространственные рамки и границы. В 1988 г. он предсказал падение коммунизма в России. «В Ветхом Завете говорится о том, что ради грехов народа Бог попустил трем поколениям находиться в вавилонском рабстве, а потом устроил так, что они освободились. Каждое поколение – это 25 лет. Три умножить на 25 – сколько будет? 75. В 1917 г. в России произошла революция. А 17 плюс 75 сколько будет? 92»11.
«Все идет своим чередом, – пересказывал откровение преподобный. – В Америке запечатлели собак. Через передатчик они излучают радиоволны, и их находят, знают, где находится каждая собака. Бездомных собак, не имеющих метки, убивают лазерными лучами. А потом начнут убивать и людей. Запечатлели целые тонны рыбы и со спутника наблюдают, в каком она находится море. А сейчас появилась еще одна болезнь, против которой уже нашли вакцину. Она будет обязательной, и когда человеку будут делать прививку, ему будет ставиться и печать. Сколько уже людей в Америке запечатлены лазерными лучами: одни на лоб, другие на руку»12.
Любочестие, или Чистая любовь смиренного человека
Старец Паисий обогатил современное богословие новым понятием – «любочестие» (оно было таким же привычным для него выражением, как и другое – «благословенная душа»).
И если раньше слово «любочестие» использовалось в значении «честолюбия» и «славолюбия» и имело негативный смысл, старец предлагает новую, противоположную, трактовку этого понятия – из «собственного словаря». По его мнению, любочестие – «чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что делает. Его сердце исполнено духовной утонченности, восприимчивости и благодарности к Богу и образу Божию в человеке»13.
«Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие и стараются за него отплатить, но что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра»14.
Во время службы в армии в 1948–1950 гг., которая совпала с периодом гражданской войны в Греции, Арсений много раз рисковал собственной жизнью ради своих товарищей.
Однако в мирной жизни старец предостерегал любочестных людей от того, чтобы не попасться на «удочку» лицемерия, – человек, по его мнению, «не должен обманываться той воспитанностью и хорошими манерами, которые, возможно, встречаются в других. Мирская вежливость и хорошие манеры могут привести к немалому злу – потому что они имеют в себе лицемерие»15. «Конечно, – продолжает преподобный, – мы должны быть внимательными и не растрачивать нашу любовь и не отдавать другим легко своего сердца, потому что часто некоторые люди берут наше сердце в свои руки и после этого оно (без смысла) обливается кровью»16.
Целебная морковь
Но когда сам старец видел человека страдающего – его сердце заходилось от любви и боли.
Уже будучи Афонским монахом, летом на несколько часов преподобный Паисий прятался в лесу, делал себе из листьев папоротника небольшой шалашик, где читал Псалтирь, молился по четкам, а потом возвращался в келью – там его ждали люди.
К нему приходили парни с серьгами в ушах, в татуировках, с длинными косами… Старец обнимал их, целовал, называл по именам – и с первой минуты завоевывал их расположение. Однажды одному измученному и усталому пареньку преподобный вымыл ноги…
Ночами старец не только молился, но и прочитывал все письма, раскладывая их на стопочки: разводы, душевные расстройства, рак, наркотики – со слезами упрашивая Бога помиловать этих людей.
Ребят, пристрастившихся к наркотикам и алкоголю, преподобный заражал радостью и оптимизмом, говорил: «Те, кто принимает наркотики, могут их бросить, если обретут более сильную зависимость – от Христа»17. Преподобный советовал зависимым есть побольше моркови. И действительно – многим она помогала преодолеть ломку. «Конечно, дело было главным образом не в моркови, а в его молитвах», – вспоминали эти люди спустя годы.
Многие свидетельствовали: старец умолял Бога отдать ему болезни тех, кто просил о помощи. В благословение он часто раздавал свое рукоделие – «во славу Божией Матери» – и приносил, таким образом, радость и утешение людям, которые считали великим благом получить что-то из рук святого Паисия.
При этом старец советовал не роптать в скорбях и болезнях. «В ропоте присутствует проклятье, – полагал святой Паисий, – и напротив – славословие это великое дело. Бог дает нам благословения, но вкусим мы их или нет – это зависит от нас. Однако как мы их вкусим, если Бог дает нам, к примеру, банан, а мы начинаем думать о более вкусном ястве, которое ест какой-нибудь миллионер? Знаете, сколько людей, съедая один черствый сухарь, день и ночь славословят Бога и питаются небесной сладостью!»18
Духовное благородство
«Для меня основание духовной жизни – любовь и смирение, – говорил преподобный. – Где есть любовь, там обитает Христос – Любовь, и где есть смирение, оно словно силой удерживает в человеке Благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог, и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка – враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, день ото дня ухудшая свою посмертную участь. Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение»19.
«Те, у кого мирская любовь, – уточнял старец, – тягаются друг с другом, кто ухватит себе побольше любви. Но те, у кого духовная, драгоценная любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. Они любят, не думая о том, любят их другие или не любят, и даже не ищут, чтобы другие их любили. Они хотят постоянно отдавать свое и себя и не требуют от других, чтобы они отдали им свое или себя. Таких людей любят все, но больше всего Бог, Который считает их Своими родными»20.
– Геронда, мне трудно отдавать свою любовь туда, где ее не оценят, – жаловалась старцу очередная монахиня.
– У тебя нет настоящей любви, потому тебе и трудно, – отвечал преподобный. – У кого любовь настоящая, того не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит21.
– Как взрастить в себе любовь? – интересовались у старца очередные посетители.
– Оправдывай несобранность и недостатки других, – советовал святой Паисий. – Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих, и если что-то происходит не так, как тебе хотелось, принимай это с благодарностью22.
Самые простые средства взращивания любви от старца Паисия: творить добрые помыслы о человеке, каждого видеть добрым. На уровне духа необходимо участие в богослужениях и Таинствах Церкви, покаяние и молитва Богу, чтение Священного Писания и житийной литературы; на уровне души – добрый пример; на уровне тела – труд, отсутствие изнеженности, соблюдение постов…
«Необходимо духовное благородство, – говорил преподобный Паисий, – это святой аристократизм, духовное величие, решимость пойти на жертву. Благородная душа требовательная только к себе, а не к другим. Она жертвует собой ради ближнего, не ища никакой награды. Забывает о том, что отдала, но помнит каждую малость, которую приняла от других. Она обладает любочестием, смирением и простотой, бескорыстием и честностью»23.
Любовь извещает о себе
Настоящая любовь сама извещает о себе не только Бога, человека, но и, например, животных и птиц. Те без боязни приближаются к любящему и благодатному человеку. Святой Паисий поил водой змей, к нему в келью захаживали кабаны и шакалы, заглядывали зайцы и лисички, приползали черепахи и ящерицы. Он подкармливал куропаток, перепелов и мышей. Его любимая птичка Олет (по арабски «малыш») отличалась «особым любочестием»: в то время как прочие пернатые сразу набрасываются на приготовленную еду, Олет – даже если и был голоден – сначала просто сидел рядом со святым Паисием, который сам напоминал ему о рассыпанных крошках.
Виктория Скляднева, кандидат педагогических наук, кафедра психологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
1Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. V. Страсти и добродетели. – М.: Святая Гора, 2010. – С. 185.
2Там же. С. 188.
3Там же.
4Житие преподобного Паисия Святогорца / Пер. с греч. 3-е изд. – М.: Орфограф, 2021. – С. 56.
5Там же.
6Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. VI. О молитве. – М.: Святая Гора, 2013. – С. 21–22.
7Там же. С. 294.
8Там же. С. 178.
9Житие преподобного Паисия Святогорца. Указ. соч. С. 203
10Там же. С. 410–411.
11Там же. С. 457.
12Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. – М.: Святая Гора, 2010. – С. 193.
13Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. V. Страсти и добродетели. – М.: Святая Гора, 2010. – С. 241.
14Там же. С. 241–242.
15Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. – М.: Святая Гора, 2010. – С. 177.
16Там же. С. 178.
17Житие преподобного Паисия Святогорца. Указ. соч. С. 497.
18Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. Указ. соч. С. 162.
19Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. V. Страсти и добродетели. – М.: Орфограф, 2017. – С. 209–210.
20Там же. С. 211.
21Там же. С. 212.
22Там же. С. 215.
23Там же. С. 241.