Беседа игумена Киприана (Ященко) с Афонским старцем Гавриилом (Карейским) в 2007 г.
– Отец Гавриил, что бы Вы пожелали православным людям в России?
– Заботиться о своей семье, о своих детях и потомках. Желаю, чтобы вы не ссорились с вашими женами, чтобы всегда был мир в доме. Когда женщины нервничают, надо вспомнить Черчилля. Одна женщина как-то сказала ему: «Если бы вы были моим мужем, то я бы вас отравила». А он ей ответил: «Если бы вы были моей женой, то ради вас я выпил бы этот яд».
Я желаю, чтобы вы попали в рай; чтобы у вас была возможность побывать с Авраамом, с Иовом. Но чтобы получить благословление от Бога, вы должны в правильных интервалах исповедоваться, постоянно ходить в церковь, молиться и соблюдать посты, каждый день хотя бы немного читать Священное Писание, совершать благотворительные дела людям, которые в этом нуждаются. Когда нас положат в гроб, у нас уже не будет возможности ни что-нибудь хорошее сделать, ни молиться. На саванах нет карманов – и после жизни человек теряет все, помимо того, что он раздаст. Богатство и бедность находятся не в наших домах, а в наших сердцах. То, что принадлежит только тебе, – не твое. У безрукого нет рук, но его руки намного ценнее, чем руки жадного. Хочешь стать богатым – раздавай. Хочешь умереть от голода – закрой свои глаза и уши от человеческой боли. Радость тем глазам, которые плачут от боли другого, потому что эти глаза увидят рай. Радость тем устам, которые говорят слова утешения, потому что эти уста будут петь вместе с Ангелами. Радость тому дому, который открывает двери мимо идущему, потому что эта дверь открывается Божией Матери и Иисусу Христу.
Один святой сказал, что в самые трудные времена человечество спасет доброта, покаяние и любовь. Доброта открывает ворота в рай, покаяние ведет в рай, а любовь раскрывает самого Бога. Нас спасет наша доброта. Если кто-то хвастается, если у него нет любви, если он осуждает грешного, если не прощает своему врагу – Бог не принимает его покаяния и не слушает его молитвы. Святые нам советуют: жертвуйте, чтобы вам жертвовали, прощайте, чтобы вас прощали, не осуждайте, чтобы вас не осуждали. Мы стираем грехи исповедованием, молитвой, когда прощаем своих врагов, когда терпим искушения, совершаем добрые дела, когда осуждаем себя. Если мы себя оправдываем, то Бог нас за это осудит.
Чтобы немного развеселить, расскажу один анекдот. Русский офицер, коммунист и безбожник, выступал с докладом, в котором доказывал, что Бога нет. Обращаясь к аудитории, он спросил:
– Вы видите этот карандаш?
– Видим.
– Значит, он существует. Книгу видите?
– Видим.
– Значит, она существует. Бога видите?
– Нет.
– Значит, Бога нет.
Тогда один из слушателей попросил слова.
– Вы видите офицера? – спросил он людей, сидящих в зале.
– Сапоги видите?
– Видим.
– Его фуражку?
– Видим.
– А его мозги?
– Нет.
– Значит, он без мозгов.
Я желаю, чтобы все мы попали в рай и Господь записал наши имена в вечную жизнь.
– Батюшка, могут ли сегодня современные родители воспитать своих детей в святости?
– Могут. Своим примером, настоящим христианским поведением, тем, что они постоянно молятся, постятся, жертвуют. Тогда дети берут с родителей пример и сами становятся настоящими христианами. Детям нужны не советы, а примеры. Уши детей не слушают советы, зато их глаза открыты примерам. Тот, кто только советует, – строит одной рукой, а тот, кто дает и хорошие советы, и примеры, – строит обеими руками. Тот же, кто дает хороший совет, но плохой пример, – одной рукой строит, а другой разрушает то, что построил.
Один родитель обратился к педагогам всех уровней – от простых учителей до преподавателей университетов. Мы доверяем вам самое ценное, – сказал он, – наших детей, а главное, что мы передаем детям, – это наш пример, а не то, что мы знаем.
Когда наши дети видят наше плохое поведение – ссоры с супругой, например, они перестанут нас уважать и отвернутся от нас, когда станут взрослыми.
– Отец Гавриил, в чем, на вВш взгляд, заключается разница между иноческой жизнью и мирской жизнью христианина?
– Монахам ничто не поможет, если в монастыре есть компьютер и телевизор, – сатана вас разнесет через эти средства. Есть такая притча. Пришел сатана в один монастырь, постучался, и ему ответил детский голос. «Ну, раз ты здесь, – сказал сатана, – значит, я не нужен».
– Как одержать победу над самим собой, над своими грехами?
– Есть три варианта. Первый – пойти к гробу Ленина и попросить его вылечить от своих слабостей. Второй – найти супермаркет, в котором продается килограмм терпения, килограмм любви, килограмм смирения, килограмм прощения. А третий вариант – соединиться с Богом – источником любви. А как с Ним соединиться? Только через молитву, через любовь, доброту, жертвование. Только тогда от Него будет нам благословение.
– На Афоне много монахов, которые молятся за людей всего мира. Каково значение Афона для человечества?
– В России жил старец Парфений, которому явилась Божия Матерь. Он спросил у нее: «Какова роль схимонаха?» Она объяснила, что он должен молиться и просить за все человечество. Мы никогда не спасем сами себя. Мы будем спасены другими за наше отношение к ним. Один старец закрылся в келье и никого к себе не допускал. Однажды он увидел сон: его топтала медведица, но его духовные чада прогнали эту медведицу и спасли его.
Если нужно перечислить 1000 пунктов руководства «Как попасть в рай», то батюшкой уже 500 собраны за его терпение со столькими монахами, другие 500 можно собрать его молитвами, жертвами.
Есть притча. Умер один дедушка и пришел к воротам рая. Святой Петр ему говорит: «Чтобы сюда попасть, надо собрать 1000 баллов».
– Я был хорошим священником.
– За это два балла. Что еще хорошего сделал?
– Катехизис прихожанам читал.
– Тоже один балл.
– Проповедовал Слово Божие.
– Один балл. А что еще?
Старик разочаровался, расстроился: «Где же мне собрать 1000 баллов, если он за все по одному–два балла начисляет?» И говорит: «Господи Иисусе Христе, спаси меня, не попадаю я в рай. Где мне взять 1000 баллов?» И тут святой Петр отвечает: «Вот за эту молитву ты набираешь 996 баллов плюс эти 4 – проходи».
И еще одна притча. Умер один аскет, пришел к дверям рая, стучится. Его спрашивают: «Кто там? Он отвечает: «Я, аскет». Двери рая остались закрытыми. Аскет разочаровался, вернулся в свою пещеру, начал там перечислять свои подвиги и понял, почему двери рая остались закрытыми. Пошел снова стучаться, его опять спрашивают: «Кто там?» Он не сказал «это я». Он ответил: «Это ты, Господи, мои шаги направляешь». И тогда открылись двери рая.