Не пора ли сменить ориентацию на традиционную и осуществить импортозамещение в воспитании?
Об этом рассуждает доктор педагогических наук Андрей Александрович Остапенко
Россия последние десятилетия стремилась стать частью Запада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных ценностей, она стремительно перекраивала все сферы жизни на западный манер. Культура из высокой и традиционной стала массовой и потребительской, образование и здравоохранение стало потребляемой услугой, юридизм встал над здравым смыслом и своей бюрократией парализовал почти все сферы общества, и даже семью пытались перекроить на контролируемые ювенальной юстицией партнерско-контрактные отношения. Особенно болезненно это сказалось на сфере образования и воспитания, когда воспитание прав с его странными конвенциями стало выше и первее воспитания обязанностей, насаждение мультикультурализма и толерантности заслонило уважение и дружбу, повсеместное взращивание лидерства и конкурентности почти свело на нет заботу и милосердие. Даяние вытеснили потребительством, другодоминанту сменила эгодоминанта, коллективизм атомизировали индивидуализмом, патриотизм объявили идеологией маргиналов, а стыдливость – уделом закомплексованных полумонашек. Тьюторов, аниматоров, кураторов, фасилитаторов и омбудсменов в школах стало больше, чем учителей и воспитателей, а портфолио стало верным средством разжения гордыни и тщеславия.
Локомотив отечественного образования с его многовековой традицией энциклопедизма и фундаментальности начали стремительно перестраивать под западную узкоколейку компетентизации, узкой профильности и «рождающего интеллектуальных болонок» (К. Семин) Болонского процесса с его бакалавризацией и магистрантизацией. И даже вузовская наука, вместо того чтобы создавать новое, зациклилась на количестве публикаций и цитирований, на каких-то скопусах и хирш знает каких индексах наукометрии.
Мы стремительно спешили нашу столетиями выстраиваемую «неуклюжую и инертную» систему образования привести к общему знаменателю с западной системой – и вдруг… выясняется, что Запад нас уже не ждет, Западу мы не нужны, Запад самодостаточен. Да и ценности когда-то христианского Запада уже совсем не те. Как-то совсем не хочется окунаться в общество узаконенных бородатых девок, узаконенных легких наркотиков, законно платящих налоги публичных домов, узаконенной эвтаназии, узаконенных «семей» с тремя родителями и прочей мерзости «свободного» мира.
Еще в декабре 2010 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике В.В. Путин и Д.А. Медведев публично дискутировали о путях воспитания молодежи. Медведев утверждал, что «нам не нужно стесняться учиться» толерантности у американцев, а Путин тогда ему твердо возразил: «Есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту мысль, а подчас даже стесняемся ее. А здесь нечего стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот».1 А в 2013 г., возвратившись на пост главы государства, на своей традиционной пресс-конференции В.В. Путин заявил: «Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением. <…> Что же касается традиционных наших ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания. <…> Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперед. <…> Это, конечно, консервативный подход, но напомню еще раз слова Бердяева, что консерватизм – это не то, что мешает движению вперед и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз. Вот это, на мой взгляд, очень верная формула. Эту формулу я и предлагаю по сути. Ничего здесь необычного для нас нет. Россия – страна с очень древней глубокой культурой. Не только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру, мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперед и развиваться».2
После воссоединения Крыма и введенных против России западных санкций стало и вовсе очевидным, что без опоры на собственные силы и традиции ничего не получится. Ключевым понятием почти во всех сферах стало слово «импортозамещение». В первую очередь оно было подхвачено оборонкой и сельским хозяйством, отчасти культурой. Серьезно изменилось наполнение витрин супермаркетов и незначительно – афиш кинотеатров. Стало меньше крашеной норвежской семги и диснеевщины. Необходимо осознавать, что в ближайшие годы (а скорее всего, месяцы) процесс импортозамещения и возврата к традиционным ценностям придет и в образование. И выиграет тот, кто будет готов к этому процессу, тот, кто, не дожидаясь циркуляров Минобра, начнет эту работу.
Совершенно очевидно, что легче всего этот процесс начать в сфере дополнительного образования и во внеклассной воспитательной работе, ибо они не так жестко регламентированы нормативно-правовыми актами, как учебная деятельность. Отказаться от многолетней практики воспитания западных ценностей конкурентности, толерантности, мультикультурализма, партнерства, индивидуализма, потребительства в пользу традиционных для православия любви, заботы, доверия, милосердия, соборности, даяния, традиционных для советского воспитания дружбы, уважения, солидарности, коллективизма, интернационализма и традиционных для тех и других жертвенности, почитания старших и любви к Отечеству не очень сложно. Для этого надо переключить профессиональный регистр воспитателя, сменить воспитательную ориентацию на традиционную. Это сделать не так сложно. Возвратиться к стереотипам традиционного значительно проще, чем их ломать, хоть это во многом уже сделано. Да и форм воспитательной работы, детского самоуправления, детских общественных организаций в отечественной педагогике накоплено огромное количество. Надо прекратить православную воспитательную традицию называть педагогикой рабства, а советскую – педагогикой тоталитаризма. Надо вернуть в воспитательную работу смысл и милосердие, заменив педагогику мероприятий и профилактики пороков на педагогику событий и взращивания добродетелей. И заявить об этом очень громко. Это непросто, почти невозможно в нынешних культурных обстоятельствах и в нынешней образовательной политике Минобра. Для этого нужно нам всем вспомнить о своих культурных корнях, вспомнить, что не «хлебом единым», перестать копировать бледное блеяние education management, обнуляющее подлинное образование… Для этого необходимо перед нашими детьми рядом поставить христианские и советские образцы и примеры: образы стойкости и мужественности святого Георгия Победоносца и Алексея Маресьева, образы жертвенности и мученичества святого Димитрия Солунского и генерала Карбышева, святых Веры, Надежды, Любови и Зои Космодемьянской, образы служения Отечеству благоверного князя Александра Невского и маршала Г.К. Жукова, благоверного великого князя Димитрия Донского и Павки Корчагина, образы самоотдачи и милосердия великой княгини Елисаветы Феодоровны, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и медицинских сестер Великой Отечественной, образы тех, кто достиг высот в просвещении, равноапостольного Николая Японского и А.С. Макаренко.
К этому ясно и недвусмысленно призвал Святейший Патриарх Кирилл: «Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня. <…> Мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые–левые». Синтез, который можно описать формулой «вера – справедливость – солидарность – достоинство – державность».3
Ждать циркуляр или распоряжение свыше не надо. Оно уже дано и главой государства, и Патриархом. Можно действовать, не ожидая отмашки Минобра. Это пять лет назад, услышав призыв «Россия, вперед!», мы не могли найти, с какой стороны этот перед, разрываясь между проамериканской толерантностью и пророссийским патриотизмом. А теперь все ясно, господа-товарищи. Можно приступать.
Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук
1 Цитируется по стенограмме, взятой из президентского сайта: http://kremlin.ru/transcripts/9913 или http://президент.рф/выступления/9913.
2 Пресс-конференция Владимира Путина 19 декабря 2013 г. Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/19859.
3 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народного собора 11 ноября 2014 г.: http://patriarchia.ru/db/text/3367103.html.