Опрос на тему: «Что наше государство утратило и что приобрело за прошедшие сто лет?»
Александр Шарипов, член Исполнительного комитете Сербско-Российского общества им. Ивана Ильина, кандидат исторических наук, член Союза писателей России
Кто любит Россию, ее многовековую культуру, нередко определяет прошлый век страны и нации как век утрат, как катастрофу: дважды – в 1917 и 1991 гг. – страна губила себя в неразумном саморазрушении. Но момент катастрофы надо отнести к более ранней дате – к моменту развязывания братоубийственной межхристианской войны европейских народов в 1914 г. Следствием Первой мировой войны стала гибель европейских христианских монархических империй – Российской, Австро-Венгерской, Германской, позже и Сербской, а итогом – прекращение глобального доминирования христианской цивилизации. Это – главная утрата для любого христианина, видящего свое личное, национальное и мировое бытие как осмысленный путь к духовному преображению и вечному спасению. К тому же в России, ставшей советской, были утрачены свобода слова и свобода веры.
И все же русская жизнь в XX веке продолжалась, и она не была бессмысленной, как не была бессмысленной жизнь язычников в ветхозаветные времена. Именно в советскую эпоху миру было явлено величайшее стояние в христовой вере перед лицом смерти: пролитая безбожниками жертвенная кровь новомучеников Российских – великое обретение на пути укрепления Церкви, для осознания современными христианами веры как фундамента жизни.
Реальность жизни заставляла советских руководителей отступать от самых безумных идей марксистского морока и идти на компромиссы: постепенно восстанавливались нравственные нормы, уважение к квалифицированному труду, культуре, семья вновь была провозглашена непреходящей общественной ценностью. А в 1960–1970 гг. было построено социальное государство – с отсутствием нищеты и безработицы, с защитой детства и старости, с развитой системой медицинского обслуживания и победой над эпидемиями, с правовой защищенностью населения и мизерной по сравнению с нынешним днем преступностью, с прекрасной системой среднего и высшего образования… К этому добавим, что до сего дня страна живет на фундаменте научного потенциала тех времен; напомним и о плеяде выдающихся творцов культуры – И. Глазунов, С. Бондарчук, Н. Рубцов, М. Шолохов и сотни других имен мирового уровня, о стремлении большинства народа к культурному саморазвитию и образованию… А еще было чувство общенародной солидарности. Все это – наши обретения, и они так бездарно утеряны… Но опыт построения социального государства и солидарного общества лег в копилку национальной памяти, и, будем надеяться, не напрасно.
На рубеже 1980–1990-х гг. мы обретали свободу мысли, слова, совести. И уже второе поколение растет в условиях этих свобод, но, чтобы не утерять их, в памяти должен храниться опыт утрат в XX веке таких, казалось бы, естественных явлений, как свобода исповедания своей веры, своих убеждений. При всей несправедливости современного общества ныне обретена весьма важная возможность для скоропостижно живущего на земле человека – свободно осмысливать свое место в мироздании, нелицемерно предстоять пред Богом для обретения вечности.
Божественная гармония не может быть усеченной, она – в единстве истины веры, красоты культуры и добра социальной справедливости.