Ответы на эти вопросы нам дает священная история Нового Завета. Из нее мы узнаем, что два апостола, именуемые Петр и Павел, имели столь значительные заслуги перед Церковью, что их назвали первоверховными, отличая от других спутников Христа. Их объединила дата мученической кончины, которую они приняли с разницей в один год. Апостол Петр был распят вниз головой (потому что считал себя недостойным принять смерть, как его Учитель Христос), апостол Павел усечен мечом как римский гражданин. Это случилось 29 июня (12 июля по новому стилю), по одним источникам, в один день, по другим – с разницей ровно в год. На святых иконах апостолов изображают вместе. Страницы Священной истории сохранили нам память о их жизни и деяниях. Они были совершенно разными по происхождению, характеру, образу мыслей. Главное, что было у них общим – это беззаветная преданность Господу, Которому они посвятили свои жизни.
Апостол Петр, прежде именовавшийся Симон, был, что называется, из простых, неученый, некнижный. Трудился рыбаком, имел семью: жену и двоих детей, тещу и жил до поры как все. Ко Христу его привел младший брат Андрей. Встреча с Господом поразила его. «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)», – так сказал Господь (Ин. 1:42), прозревая в скромном рыбаке будущий светоч Духа. Он и стал камнем, на котором Господь основал Свою Церковь. Обладая горячей, страстной натурой, Петр вверился Учителю и с тех пор следовал за Ним. По первому же слову Спасителя оставил свое ремесло, дом, имущество, семью. Он первый исповедовал Христа Господом: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Вскоре после первой встречи Господь Сам посетил дом Петра и исцелил его тещу от горячки (Мк. 1:29–31). Христос удостоил Петра быть свидетелем выдающихся евангельских событий: Преображения Христова на Фаворе (Мф. 17:1–9; Лк. 9:28–36), воскрешения дочери Иаира (Лк. 8:41–56), молитвенного бдения в Гефсиманском саду перед Распятием (Мф. 26:37–41). Апостол Петр был единственным защищавшим Господа от тех, кто пришел предать Учителя на страдание и смерть. Впав в искушение, он трижды отрекся от Христа, но впоследствии глубоким слезным покаянием загладил свою вину. Именно ему Спаситель доверил пасти Свое стадо овец словесных. После Вознесения Господа на небо апостол Петр посетил множество стран, пламенно и дерзновенно проповедуя Христа Воскресшего, приводя к Господу тысячи людей (Деян. 2:41; 4:4). По его слову мертвые воскресали, хромые начинали ходить, расслабленные исцелялись. Больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5:15). Верный ученик являл людям Божественную силу Духа Святого, которого Господь ниспослал людям как Утешителя до Его Второго пришествия и Страшного суда.
На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр создавал христианские общины, рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников. Известны два Соборных послания апостола, в которых он увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает не отступать от чистоты христианской жизни, обличает лжепророков и лжеучителей. Деяния его вызывали ненависть врагов веры Христовой и непрестанные гонения. В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1:14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона-волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 г. был казнен.
Святой апостол Павел до своего призвания на апостольское служение назывался Савлом. Родился он в городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл принадлежал к секте фарисеев, он, прозванный впоследствии «сосудом избранным», был поначалу истовым иудеем, ненавидящим христиан и их учение. Савл был свидетелем мученической смерти архидиакона Стефана, побитого камнями, и даже охранял одежды побивающих (Деян. 8:3). Он яростно травил и преследовал учеников Христовых. Но волей Божией последовало его обращение из гонителя в ревнителя веры и мученика. Выражение «превратиться из Савла в Павла» стало нарицательным для обозначения разительной перемены в убеждениях и верованиях человека.
Однажды, это было в 34 г., находясь на пути в Дамаск, по делам, связанным с гонениями на христиан, Савл был внезапно ослеплен светом и лишился зрения. Божественный голос произнес: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Ему явился Сам Господь и повелел открыть глаза иудеям и язычникам, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (Деян. 26:13–18). Прибыв в Дамаск, он встретился с апостолом из 70 Ананией, который, по указанию Господа, исцелил Савла и вернул ему зрение (Деян. 9:10–12). Глубоко потрясенный случившимся, Савл немедленно оставил свои прежние заблуждения и со всей силой пламенного духа встал на проповедь Слова Божия и защиту христианства. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом, то есть «меньшим», избрав это имя по своему смирению. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, воспылали к нему ненавистью и решили его убить. Ему пришлось тайно бежать из города. С тех пор он проповедовал веру Христову, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания, которые писал в пути. Именно эти послания святитель Иоанн Златоуст назвал стеной адамантовой, ограждающей Церковь. Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду, его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13:12; 17:34; 18:8). Он исцелял больных, изгонял злых духов, воскрешал умерших. Подобно тому, как одна тень апостола Петра исцеляла людей, слово его исцеляло больных (Деян. 14:10; 16:18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13:11), воскресило мертвого (Деян. 20:9–12), даже вещи святого апостола были чудодейственны. Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:24–27). Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности, он в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21:13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, к нему испытывали великое уважение его современники, которые еще при жизни считали его святым.
Почитание апостолов началось после их мученической кончины. Первым построил храм в их память святой император Константин Великий. С тех пор их чествуют во всем христианском мире. Храмы, посвященные апостолам, возводятся во всей России, от Балтики до Камчатки. Вспоминая их, мы заново осмысляем назначение христианина как благовестника, просвещающего мир Словом Божиим. Их пример призывает не только к жизни во Христе, но и к непрестанному миссионерству.
Марина Васильева