Юбилей игумена Киприана (Ященко)
10 июля 2023 г. исполнилось 70 лет отцу Киприану (Ященко), игумену Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и духовному чаду русского старца архимандрита Кирилла (Павлова) – богослову, педагогу, писателю, продюсеру, автору масштабных церковно-государственных проектов, таких как Международные Рождественские образовательные чтения, Международный благотворительный фестиваль доброго кино «Лучезарный Ангел», Высшие Богословские курсы Московской духовной академии и другие. Целевая комплексная программа к 100-летию преподобного Паисия Афонского – еще одно детище отца Киприана. Программа стартует через несколько дней после 70-летнего юбилея батюшки.
– Батюшка, память преподобного Паисия Святогорца Церковь вспоминает 12 июля, через день после вашего 70-летнего юбилея. А 25 июля, в день рождения святого Паисия, стартует очередной ваш масштабный проект, посвященный 100-летию старца. Расскажите о нем, о его целях и задачах.
– 12 июля – день рождения старца Паисия в вечность. А 25 июля – его рождение в жизнь земную. В 2024 г. святому исполнилось бы 100 лет… То есть старец Паисий – практически наш современник, и он жил с Богом. Поэтому он понимал тех, кто стремится к Богу, или наоборот – удаляется от Него.
Главная задача программы к 100-летию со дня рождения преподобного Паисия – научиться самим и помочь другим жить по Евангелию в наше неевангельское апостасийное время, когда весь мир настроен против этого, вообще потерял ориентиры о добре и зле. Но у нас есть наследие святого Паисия, его практический опыт восхождения по лествице христианских добродетелей, искусство творить добрые помыслы о людях и событиях…
Пока еще мало кто понимает, что преподобный Паисий – фактически второй Серафим Саровский. Во всем мире он почитается как быстро отзывающийся чудотворец, пророк и духовный учитель. Это выдающийся святой нашего времени, который создал практическое, не книжное – богословие.
Правда, некоторые монахи на Афоне говорят: «Ну что он такого сказал? Мы все то же самое говорим, то же самое пишем». Но, во-первых, он сказал это с благодатью, по благодати. А во-вторых, у него был дар сказать простыми словами для простых людей, отказавшись от богословской терминологии. Святитель Иннокентий Иркутский говорил, что, если вы не можете ребенку на простом языке объяснить Божественную истину, значит, вы ее не знаете или не понимаете. А Паисий этой истиной обладал, он мог объяснить ее и ребенку, и взрослому, и богослову.
У него окормлялись – не только духовно, но и научно – крупнейшие богословы Греции. Приезжали, брали благословение: писать монографию или не писать. А если писать, то как. Старец с образованием в три класса благословлял академиков. Не все сводится к формальным книжным знаниям. Лучше узнавать по плодам, по тому, как человек живет.
Наша программа, посвященная 100-летию со дня рождения старца, включает в себя пять направлений: издательское, информационное, образовательное, воспитательное, иконописно-художественное. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова запланирована международная конференция, посвященная наследию старца. Начнет работу передвижной музей преподобного Паисия (на базе уникальной коллекции уже созданного в Сергиевом Посаде архондарика), «Школа добродетелей» – практический онлайн-курс для педагогов и родителей о воспитании главных христианских добродетелей. Мы планируем создать цикл передач о святом на радио «Вера», ТК «Спас», «Союз», «Радонеж», «Царьград», «Культура», интерактивный сайт, объединяющий все проекты программы и т.п. Рассчитываем, что в программе юбилея примут участие более 120 тыс. человек.
– Отец Киприан, вы были автором идеи, продюсером и исполнителем роли ведущего в многосерийном фильме Александра Куприна «Паисий Святогорец». Как возникла идея этого фильма?
– Один из ближайших учеников Паисия Афонский старец Евфимий, убедил меня в том, что именно русские кинематографисты могут снять фильм о Паисии Святогорце, что греки на это не способны. В этом фильме я выступил в качестве руководителя проекта. Хотя больше молился за съемочную группу, чтобы монтаж был качественный, что-то подсказывал.
Когда мы начали делать фильм, выяснилось, что афонские монахи сниматься отказались. Ведущий должен был проходить по местам, связанным с Паисием, и рассказывать о них на камеру, но афонские монахи сказали, что суть их делания состоит в молчании. Афон проповедует молчание. Молчание – тайная молитва Богу. Человек, тайно молящийся Богу, пребывает в Нем, получает благодать, этой благодатью делится.
Даже наши предложения монахам помолчать в фильме не подействовали, и пришлось по просьбе режиссера и сценариста попробовать себя в роли такого молчащего афонского монаха.
– Батюшка, вы – кандидат педагогических наук, некогда сотрудник РАЕН, создатель Высших Богословских курсов МДА, педагогического факультета ПСТГУ, ряда воскресных школ, центров духовно-нравственной культуры, родоначальник и первый директор Международных Рождественских образовательных чтений, крупнейшего образовательного форума в стране. Как возникла его идея? Что, на ваш взгляд, удалось, а что нет сделать из намеченного за минувшие 30 лет?
– Идея Чтений родилась у нас в диалоге с одним чиновником. Суть этого проекта состояла в том, чтобы соединить государство и Церковь – общество – в соборном осмыслении того, где мы находимся, куда движемся, попытаться наладить партнерство, доверительные отношения. Такой форум родился и существует уже 30 лет, несколько раз сменились его команды и руководители.
Приятно осознавать, что такой проект приносит свои плоды, хотя от того, что мы задумали, выполняется чуть больше половины. Еще нет ни одного нормального итогового документа Чтений, нет никаких планов совместных действий, серьезной аналитики – что происходит.
Прошел год – хорошо бы оглянуться: что удалось осуществить? Что не получилось из намеченного? Какие пожинаем плоды? Надо показать положительные примеры, выявить удачные модели решения проблем.
Один мой знакомый батюшка рассказывал, что их недавно собрал архиерей и объявил: «Даю вам день, придумайте, как работать с молодежью». И они целый день сидели, обсуждали… и ничего не придумали. «Мы, – говорит батюшка, – ушли в недоумении. Ни у кого нет положительного опыта работы с молодежью». Действительно, молодежная аудитория специфическая, она находится в состоянии поиска, некоего протеста. Для работы с молодежью надо найти особые формы, которые бы ей подходили, отыскать харизматических лидеров, которые бы смогли с молодежью потрудиться.
В свое время меня поразило, что в кипрском городе Лимассол митрополит Афанасий ежедневно пять раз в день общается с молодежью по радио. Последняя его встреча проходит с 11 до 12 ночи, причем это час прямого эфира. Архиерей отвечает на самые каверзные вопросы молодежи. Удивительный поступок, сродни подвигу. Митрополит вовсе не обязан по радио выступать, его дело управлять епархией, рукополагать священство.
Митрополит Лимассольский Афанасий к тому же смелый человек, он не стесняется, например, делать для детей комиксы. У нынешнего молодого поколения фрагментарное, клиповое сознание, они с трудом воспринимают большие тексты. Им предлагаются комиксы – не карикатурные, а благочестивые, где излагается и суть монастыря, и смысл монашества, и основы веры. Я думаю, что у нас это вызвало бы большие споры, но, тем не менее, такого рода схемы должны обсуждаться собором. Какую продукцию выпускать для детей и для молодежи?
Или другая тема – различные современные молодежные движения – это же разновидность сект. Молодых людей, которые в них участвовали, приходится фактически реанимировать. А как реабилитировать подсевших, как говорят, на компьютер детей, впавших в тяжелую информационную зависимость?
У Бога все возможно. Всего лишь первые 30 лет прошло с начала Чтений. Это часть времени странствия евреев (40 лет) по пути из египетского плена. Еще лет 10, наверное, минует, а потом Рождественские чтения войдут в Землю обетованную…
– В 2023 г. проходит юбилейный XX Международный благотворительный кинофестиваль доброго кино «Лучезарный Ангел» – еще одно ваше детище, ваша идея. Как возникла она?
– Меня в свое время возмутило, что телевидение транслирует фильмы, которые разлагают человека. Ленты, которые крутят в кинопрокате, обладают ореолом привлекательности греха. И я задумался: а может ли кинематограф быть добродетельным? Есть добро, есть зло, добро борется со злом. И добро может победить. Или человек может выиграть, если выберет между меньшим добром и большим. Что бы он ни выбрал – все равно это полезно и для Бога, и для него, и для людей.
Мне говорят: это не будут смотреть, неинтересно. Ну как же неинтересно? Человек рождается с падшей природой, которая более расположена к страстям. Когда ему показывают страсть, то та страсть, которая в нем живет, резонирует. Но человек – не животное, которое существует только на основе животных и душевных страстей. У него есть и зачатки рая, добродетели. Он может увидеть, как другой человек живет блаженной жизнью, и это станет для него побудительным примером, который вдохновит, перевернет его жизнь. Может ли святой быть главным героем фильма? Александр Невский, например? Оказывается, да, в 1938 г. был создан такой фильм Сергеем Эйзенштейном, и заслужил всенародное призвание, даже получил Сталинскую премию…
А в наше время появился фильм «Остров» Павла Лунгина, в котором нет никаких страстей. Человек 30 лет кается за грех убийства, непрерывно читает Иисусову молитву.
Конечно, важно создавать такие фильмы, которые в основе своей имеют добродетели, рассказывают о герое, который стремится к святости, является блаженным, благодетельным, хотя бы Христа ради юродивым – как отец Анатолий в фильме «Остров». Это, конечно, не тот идеал, к которому все должны стремиться, потому что если все станут юродивыми, будет тяжеловато. Но удивительно, что около 100 млн зрителей посмотрели ленту, и многие признали, что это лучший фильм из всех, которые они видели. У нас великий народ, который во всем разобрался. Оказывается, кино может быть духовным, нравственным и кассовым. И добродетельным.
Когда к нам в духовные школы, в семинарию поступают ребята, я спрашиваю: почему вы сюда идете? И вот некоторые говорили: мы посмотрели фильм «Остров». Какой побудительный мотив! Это ж надо: один фильм, образ человека развернули мировоззренчески! Спрашиваю: «А что ж ты там такого увидел?» – «Я понял, что есть духовная жизнь, есть Бог. И что Ему можно посвятить жизнь».
В юбилейном 2023 г. мы планируем представить на фестивале «Лучезарный Ангел» специальный показ сериала «Святой Паисий: из Фарасы на небеса»…
Когда человеку ненавязчиво дают задуматься, где он находится, куда движется, ради чего все происходит, тогда вся шелуха отпадает. Что ты скажешь на Страшном суде? Про свое высокое положение в обществе, благополучие? Скажешь, что был хорошим предпринимателем и много денег заработал?
Вообще это самый главный вопрос: чтобы человек однажды ощутил себя перед лицом Вечности. И принял правильное решение, куда ему двигаться, чем заниматься, а чем нет. Стоит ли суетиться, тратить время на эти занятия? Угодно это Богу или нет? Это самые онтологически важные вопросы…
В этом году проходит юбилейный, XX кинофестиваль «Лучезарный Ангел». По времени это половину пути к Земле Обетованной.
Например, мы уже 20 лет пытаемся создать фонд духовного доброго кино. Есть фильмы, есть аналоги подобной системы, но нет личности, которая бы аккумулировала различные информационные ресурсы, занялась бы продвижением этих фильмов.
По нашим оценкам, в год производится от 200 до 300 добрых фильмов. Картины должны размещаться на каком-то портале. Эта фильмотека может быть пополняемой.
Это большое дело – в мутном потоке современного кино выловить хорошие фильмы, донести их до родителей, до педагогов. Можно включать небольшие фрагменты хороших фильмов в уроки православной культуры.
Однако мы по-прежнему встречаем сильное сопротивление показу таких фильмов по телевидению и в кинотеатрах. Например, фильм «Паисий Святогорец» ни Первый канал, ни НТВ, ни другие федеральные каналы так и не показали даже в урезанном варианте. У них совершенно другое мировоззрение, и, видимо, такие работы для них представляют опасность.
Конечно, печально, что мировоззрение народа, которое формируется в большой степени через телевидение, полностью отдано на откуп безнравственным личностям.
– Батюшка, а какое самое большое счастье в вашей жизни?
– Думаю, что это общение (непосредственное и духовное – через пространства и время) со старцами и святыми: моим духовным отцом русским старцем архимандритом Кириллом (Павловым), Преподобным Сергием, святым Паисием Афонским.
Мое решение стать монахом для меня самого было полной неожиданностью, можно сказать, потрясением, и лишь только боязнь ослушаться старца Кирилла, исполнение данного им послушания привели меня к иночеству.
Такой неожиданный поворот в жизни может случиться с каждым. Еще не будучи монахом, я полюбил литургию. Очень уставал на работе, просто изнемогал от усталости. И мне духовник посоветовал: «А ты перед работой и после работы принимай духовный душ – заходи в храм, побудь там, постой хоть минут 10–15». Я стал заходить. Это был для меня какой-то оазис: в душе возникает тишина, приходит успокоенность. Думаю: «А что если не 15, а 20 минут посвящать богослужению?» И мне очень понравилось бывать на Херувимской, которая идет 20–30 минут. А потом возникло желание и всю литургию простоять. Возникла потребность быть в храме, на службе, пребывать с Богом. И почувствовал, что нет ничего выше в мире, чем литургия. Испытывая спокойствие, умиротворение, я начал просить Бога: Господи, сделай так, чтобы у меня была необходимость быть на литургии каждый день. И Господь сделал меня звонарем и алтарником в храме Иоанна Воина на Якиманке. Без меня служба не начиналась, надо было звонить в колокола. И когда заканчивалась служба, не убежишь – тоже надо звонить.
А потом в Троице-Сергиевой Лавре чувствовал особую благодать у мощей Преподобного Сергия. Неожиданно для себя я попросил: «Преподобный, сделай так, чтобы я тоже был здесь, рядом с тобой». Даже сам не понимал, чего просил, поскольку был светским человеком, женатым, работал в Академии наук. О монашестве знал только из книг и монашества страшился, много было предрассудков.
Прежде чем просить Бога, надо – я бы всем посоветовал – хорошо подумать, о чем. То, что просишь, можно получить, и довольно быстро. Господь слышит наши, особенно добрые, намерения, которые полезны для спасения нашей души, и может быстро все изменить.
Оказалось, что быть монахом – большое счастье, и намного легче, чем жить семейной жизнью. Семейный человек вынужден служить другому человеку, а монах служит Богу. Видите, какая большая разница.
– Но монах себе не принадлежит.
– Человек вообще никогда не может себе принадлежать. Он может принадлежать либо высокому духовному существу и с ним соединяться, либо низкому. Конечно, это не означает, что в миру нельзя спастись, нельзя жить высокой духовной жизнью и быть святым. Можно и нужно, и каждый к этому призван. Просто монаху это удобно. Я бы сказал, что монах – это профессионал, а люди мирские – любители.
Суть монашества – это все-таки возвращение к нормальной жизни в раю – как у Адама. Даже к ангельской жизни, которая не обременена массой ненужных, тленных вещей, занятий, обязанностей, отношений, которые точно никогда не пригодятся в вечной жизни. Множество людей увлекаются какими-то страстными вещами, считая для себя их очень привлекательными, но в конце жизни Господь их часто отрезвляет, и они удивляются, что все это вообще никакого отношения к спасению души не имеет.
И конечно, хорошо бы нам пораньше определиться, что имеет отношение к нашему духовному совершенству, а что противно Богу, что, может быть, в мире является прекрасным, а для Бога это мерзость.
– Отец Киприан, вам исполняется 70 лет. А на сколько лет вы сами себя ощущаете?
– Лет на 30–40…
– Как вы думаете, почему один человек в 18 лет чувствует себя 40-летним, а другой в 70 – юношей?
– Дело в том, что душа человеческая возраста не имеет. На самом деле человек – и маленький, и в средних годах, и пожилой – имеет ту душу, которая стоит над возрастом. Можно встретить и маленького старичка, и пожилого юношу.
И тем не менее в каждом возрасте свои соки. Например, подросток стремится самоутвердиться в обществе, в мире, познать, кто он такой. Но этот процесс может затянуться, и порой человек самоутверждается всю жизнь. Или в юношеском возрасте люди обычно ищут смысл жизни, не все обретают его в молодости, и человек может до конца своих дней находиться в поиске. Смысл существования у него периодически меняется, он по духу остается юношей. Так же как дети дошкольного возраста, которые непосредственно общаются с Богом: проходят годы, но старцы остаются как младенцы – искренние, непосредственные, доверчивые, чистые.
Конечно, есть возраст биологический: часы тикают, организм стареет. У каждого человека имеется свой «моторесурс»: «седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет», как сказано в Псалтири (Пс. 89:10), дальше – физиологически – он должен закончить свое земное существование. Правда, существует пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12). Господь за почтение к родителям – и по крови, и духовных – продляет жизнь человека на земле. А непочтение к родителям сокращает дни нашего существования.
То есть ресурс жизни определяется не физиологией организма и годами.
Наша жизнь определяется духом. Каков дух – такая душа, и эта душа сияет, проявляется через тело. Рассматривая чью-нибудь фотографию, мы изучаем не анатомические особенности человека, а пытаемся понять, какой дух, какая душа проглядывает сквозь взгляд или улыбку на портрете.
Часто приходилось слышать, что жизнь быстротечна, пролетает незаметно. А я думал: как можно не заметить сотни часов, месяцев, десятки лет? Но действительно, многое проходит незаметно.
– Что вы думаете по поводу предстоящих лет земной жизни?
– Сейчас, видимо, наступает период затвора и созерцания. Когда я принимал монашество, думал: вот, наконец, затворюсь в келии, буду читать тысячу Иисусовых молитв, стану, как описано в житиях святых, монахом-отшельником, который созерцает Бога. Но, слава Богу, у меня был духовник, великий наш старец отец Кирилл (Павлов), который сказал, что если я затворюсь, то погибну: «Твое послушание – заниматься образовательной деятельностью в Церкви».
Я этого не мог понять. Старец дал мне послушание, с которым я был не очень согласен… Но все мои попытки затвориться, уединиться показали, что отец Кирилл видел мой характер: деятельный, подвижный. В рамках такого «подвижничества» можно иметь паузы, но сменить образ жизни для меня, видимо, было невозможно. Много лет я не мог остановиться, сейчас это сделать легче…
– Батюшка, в 2020 г. вы, по сути, заново родились – после перенесенного тяжелейшего ковида. Что помогло вам в этот непростой период?
– Здесь уже, наверное, не законы физиологии действуют, а воля Божия и Его Благодать. Физически очень тяжело – в любом возрасте – проживать день, если ты не молился, не причащался. На литургии ты предстоишь пред Богом, и душа приходит в порядок, и страсти утихают, и суета – внешняя и внутренняя – исчезает. И часто после литургии, когда ты в мирном состоянии, приходят простые решения – как поступить, как действовать, как исполнять свои послушания.
Вопрошаешь: «Господи, Ты все видишь, все знаешь, сделай так, как это полезно и для моей души, и для людей, и, может быть, для нашего Отечества».
Что касается предстоящих лет земной жизни – то хотелось бы успеть покаяться. Покаяние – видение своих грехов, это постоянный процесс. Чувство раскаяния – это изменение образа жизни. Но для этого надо сначала изменить образ мысли. Как мы мыслим, так и живем. Пока мы каемся по-настоящему, мы можем привлекать Благодать Божию и сохранять ее. А когда мы перестаем каяться, лишаемся Благодати, помощи Божией, то кто у нас оказывается в помощниках, в соработниках? Падшие люди и падшие ангелы. Господь так и попускает: когда Он отходит, лишает благодати, то власть над нами получают падшие силы.
Поэтому главное – пребывать в покаянном состоянии. Многие достигали этого только к концу жизни. Сысой Великий, умирая, говорил: не знаю, положил ли я начало покаянию. Это не преувеличение. По-настоящему покаяние – это предстояние пред Богом, непрерывное собеседование с Ним, молитва.
Так что покаяться бы в оставшееся время. А если будет покаянное настроение, тогда и внешние дела устроятся. Бывает, все решается настолько легко, что сам никаких усилий не прилагаешь. Выступаешь как наблюдатель – только не мешай Богу!
– Батюшка, вы несколько раз сегодня говорили о Земле Обетованной. А что это такое – для России?
– Слава Богу, наша Русь, говорят, Святая. Святая, потому что многие люди все-таки различают добро и зло и стремятся к доброму: жить свято, а не греховно.
Хотя, конечно, в нашем 40-летнем путешествии в Землю Обетованную козлы должны отделиться от овец. И та часть, которая привыкла жить в рабстве у греха (ворует, грабит свой народ, предает Отечество внешним врагам), отойдет, исчезнет. Как это Господь устроит – не нам размышлять. Такие люди сами это чувствуют, они спешат наворовать, занять высокую должность. Но уже завтра он может стать никем, оказаться на нарах, из богатого превратится в бедного. Потому что истинное богатство возможно только с Богом.
Земля Обетованная – это то, о чем говорил преподобный Серафим Саровский. Он предсказывал, что будет возрождение России, наша страна станет сильной державой. Но самое главное будет другой образ жизни – угодный Богу.
Самый великий народ в мире – русский, я глубоко в этом убежден. Потому что наш народ выше, чем любые узкие – корпоративные, семейные, национальные – интересы. Это самый вселенский народ, который переживает за всю вселенную, и молится за всю вселенную, и держит всю вселенную.
Беседовала Ольга Каменева