Духовный наследник великого Сергия
17 июля – День памяти великого иконописца, создателя божественной «Троицы», святого Андрея Рублева. Его имя хорошо знает каждый русский, вне зависимости от того, верующий он или неверующий. Византия богословствовала словом, Святая Русь – образом. Рублев – слава и гордость русской истории, русского богословия, русского искусства.
Никто точно не знает время рождения святого Андрея Рублева, считают, что он родился либо в 1360, либо в 1370 г. в средней полосе России и до 1405 г. принял монашество с именем Андрей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», он украшал иконами и фресками иконостас Благовещенского собора Московского Кремля – домовый храм московских князей. В 1408 г. расписал Успенский собор во Владимире и написал иконы для соборного иконостаса. Между 1408 и 1422 гг. работал в Звенигороде. С 1422 по 1427 г. совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал свою знаменитую «Святую Троицу» – храмовый образ обители. По предположению исследователей, в 1427–1430 гг. он работал над созданием росписей Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где преставился и погребен в 1430 г. Архиерейским Собором в 1989 г. Андрей Рублев причислен к лику святых. Вот, пожалуй, и все, что известно о нем. Всего несколько строчек, несколько дат.
Но Андрей Рублев жил и писал иконы не для своей славы, а во славу Божию, для спасения своей души. Никогда он не подписывал своих работ. Но воля Божия такова, что имя святого иконописца осталось в веках, в памяти людей, а славе его мог бы позавидовать любой самый известный живописец мира. Сохранились немногие документы, говорящие о великом даре, данном Богом преподобному Андрею.
Самые ранние сведения о нем восходят к Московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 г. сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещенье на князя великого дворе… а мастеры бяху Феофан, иконник гречин, да Прохор с Городца, да чернец Андрей Рублев». Святой в этой записи упоминается последним. Согласно традиции, последним записывали самого младшего в артели. Однако авторитет и признание Андрея Рублева в это время были значительно выше чем у старших его по возрасту. Именно его пригласили принять участие в росписи домовой церкви великого князя Василия Димитриевича, старшего сына благоверного князя Димитрия Донского, вместе со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком.
Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 г.: 25 мая «начаша подписывати церковь каменную великую соборную святыя Богородици иже во Владимире повелением князя великого, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».
Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, был возведен во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, он был уже кафедральным собором, где находилась митрополичья кафедра. Разоренный татарами храм нуждался в восстановлении, поэтому московский князь Василий Димитриевич, потомок владимирских князей и потомок Мономахов, считал обновление и восстановление Успенского собора делом «государевой заботы», связанным с возрождением Руси после победы на Куликовом поле. Он пригласил для написания фресок и икон прославившихся уже тогда монахов-иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. И в 1408 г. иконостас был написан.
Правда, постигла его необыкновенная судьба. В 1768–1775 гг. немного потемневший и обветшавший иконостас Андрея Рублева из-за несоответствия вкусам «просвещенной» екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановская область). А в 1919–1920 гг. государственные реставрационные мастерские вывезли эти иконы и поместили их в фонды Государственной Третьяковской галереи в Москве, а также в Русский музей в Петербурге. Частично сохранившиеся на стенах Владимирского собора фрески составляли когда-то единый ансамбль с иконами, ныне пребывающими в музеях, который представлял собой гармоничное сочетание цвета и света.
Следующей по времени создания работой преподобного Андрея является звенигородский иконостас, так называемый Звенигородский чин, один из самых прекрасных иконных ансамблей. По воле Божией сохранилось только три иконы – Спасителя, Божией Матери и святого пророка Иоанна Предтечи. Они были обнаружены реставратором Г.О. Чириковым во время музейной экспедиции в 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке.
Дошедшие до нас летописи не подтверждают, что автором их был Андрей Рублев, и тем не менее исследователи полагают, что иконы написаны именно им. Скорее всего, они были написаны либо для княжеского Успенского, а может быть, и для соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, вкладчиком и основателем которого также являлся звенигородский князь Юрий, второй сын благоверного князя Димитрия Донского, – известный благотворитель Троице-Сергиевой Лавры. Крестник самого Преподобного Сергия Радонежского, князь Димитрий в 1422 г. воздвиг над гробом Преподобного каменный Троицкий собор. В 20-х гг. XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, расписала иконами и фресками этот собор в монастыре Преподобного Сергия.
Первая половина 20-х гг., а точнее, 1422–1427 гг., в творчестве Андрея Рублева отмечены созданием знаменитой «Троицы» – самого известного произведения иконописца. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен Сергиева монастыря Никон Радонежский поручил преподобному Андрею Рублеву «образ написати Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».
На рублевской иконе запечатлены Три Ангела – Три Божественных Ипостаси. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой восседают вокруг Престола, в центре которого – Евхаристическая Чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Новозаветного Агнца. Композиция иконы вписана в круг – что символизирует всякую завершенность, вечность, единство и Божественность. В обратной перспективе изображены и Мамврийский дуб, под которым Авраам угощал Божественных Путников, и «шатер» Авраама и Сарры, и стол, и Чаша. Изображение на иконе – это другой мир, мир Небесный. Символика Троицы Рублева соотнесена со стилем и прежде всего цветом, который всегда играл немалую роль в иконописи. Символичность звучания сине-голубого в «Троице», называемого «рублевским голубцом», особенно ощутима. Голубой цвет – небесный, райский. В голубой гиматий одет средний Ангел, а в голубые хитоны левый и правый Ангелы. Свет излучают и золотые фоны, ассисты (то есть золотые лучи, начертанные на одеждах Ангелов и их крыльях), свет излучают золотые нимбы и даже нежная «плавь» светлых ликов, чистые оттенки охры, розовые и зеленые гиматии двух крайних Ангелов. Один из русских философов сказал, что «Троица» Андрея Рублева – это еще одно доказательство бытия Божия. Одним взиранием «на Святую Троицу побеждается страх перед ненавистной рознью мира сего».
Божественная Троица в буквальном смысле слова неописуема. И хотя многие пророки и праведники о Ней возвещали, изображается Она лишь потому, что Аврааму «чувственно и в человечестем подобии явися и, якоже явитися благоизволи, и описоватися повеле, и от вещнаго сего зрака взлетает ум наш и мысль к божественному желанию и любви, не вещь чтуще, но вид и зрак красоты онаго изображения», – говорит автор «Послания иконописцу», которым, по мнению исследователей, является преподобный Иосиф Волоцкий. Единственный исторический факт явления Пресвятой Троицы – Трех Божественных Ипостасей в ангельском образе Аврааму противопоставляется автором многочисленным пророческим видениям и возвещаниям. Внешняя красота образа – синоним красоты духовной, а чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве.
Долгое время икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря, ставшего впоследствии Лаврой. В 1904–1905 гг. по инициативе И.С. Остроухова, члена Московского археологического общества, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, она впервые была расчищена от поздних наслоений. Работами руководил известный иконописец и реставратор В.П. Гурьянов. В 1918–1919 гг. и в 1926 г. реставраторами Центральных государственных мастерских была произведена окончательная расчистка иконы. А в 1929 г. икону из монастыря перенесли в Третьяковскую галерею, где она находится и поныне.
«Бога мы познаем в слове и в образе, – писал выдающийся иконописец и реставратор ХХ века Леонид Александрович Успенский, – и Церковь исповедует свою веру как словом, так и образом. Эта форма исповедания сохранилась в Православной Церкви, как сохранилась в ней вера первых веков, Вселенских Соборов и святых отцов. Тождество же веры и ее словесного и образного выражения доказывает и тождественность Церкви, потому что истинность ее определяется не численностью, организованностью или какими-либо другими качествами, а верностью апостольскому Преданию в исповедании и жизни».
Людмила Новикова