Проходят века и тысячелетия, но сквозь время, сохраняя неизменную форму, звучат вечно печальные слова: «Молодежь нынче не та!» Произнесенная еще в античные времена, эта фраза, как эхо, пронизывает народы и пространство, достигая наших дней. Но не все молодые – молодежь, и молодежь – не все молодые. Как отличить одно от другого?
Как случилось, что в любую эпоху дети – «те», взрослые – «те», а молодежь всегда «не та»? Мы все были молодыми. Оканчивая школу, ходили встречать рассвет как начало нового этапа жизни, как прощание с детством и вступление во взрослую жизнь. Большинство из нас становились молодыми взрослыми. Пройдет совсем немного времени, и вчерашние дети и школьники будут называться молодыми специалистами, молодыми отцами и мамами, молодыми учеными, воинами, священниками.
Вспоминая прошедшие годы, слышу слова песни: «Как молоды мы были, как искренне любили…» Мы были молодыми, осваивали жизнь, профессию, учились любить Бога, ближнего своего, народ, отечество. Учились служить, а не прислуживать. И так поступали многие и многие поколения до нас. Так в чем наш грех, если во все времена нами были недовольны?
Как невероятно богат и многозначен наш родной язык! Начинаю искать значения слов «молодые» и «молодежь». Хватит ли духовного опыта и умственных способностей, чтобы докопаться до истинного смысла? Но Господь всегда подает требуемое ко времени. Вот и мне подал через одного из моих друзей книгу, близкую моему сердцу, – «Дневники протопресвитера Александра Шмемана». После кончины отца Александра в столе его кабинета были найдены восемь тетрадок, написанные его рукой. Эти дневники он вел в течение 10 лет – с 1973 г. и до начала его последней болезни. Более 40 лет тому назад весной в Америке батюшка тоже размышлял о молодежи. Он записал в своем дневнике: «Молодежь – это отречение от детства во имя еще не наступившей «взрослости»… Раньше спасало мир то, что молодежь хотела стать взрослой. А теперь ей сказали, что она именно как молодежь и есть носительница истины и спасения… Молодежь, говорят, правдива, не терпит лицемерия взрослого мира. Ложь! Она только трескучей лжи и верит, это самый идолопоклоннический возраст и вместе с тем самый лицемерный. Молодежь «ищет»? Ложь и миф. Ничего она не ищет, она преисполнена острого чувства самой себя, а это чувство исключает искание… Показать себя, и больше ничего».
Молодой взрослый и молодежь отличаются тем, что молодежь, отрицая детство, отказываясь от него, не желает стать и быть взрослой, а молодые люди, сохраняя в себе детство, несут его во взрослую жизнь. Отец Александр писал об этом: «Детство свободно, радостно, горестно, правдиво. Человек становится человеком, взрослым в хорошем смысле этого слова, когда он тоскует о детстве и снова способен на детство. И он становится плохим взрослым, если он эту способность в себе заглушает… В детстве никогда нет пошлости. Человек становится взрослым тогда, когда он любит детство и детей и перестает с волнением прислушиваться к исканиям, мнениям и интересам молодежи».
Вот и проясняется смысл: если молодой человек из детства, а точнее из последней его ступени – юношества, берет все свои прошедшие годы и весь свой жизненный опыт во взрослую жизнь, то он, оставаясь молодым, становится молодым взрослым. Если молодой человек отрицает детство со словами «не учите меня жить, я уже не ребенок», а взрослым быть не желает, он становится молодежью. Выходит, что молодежь – это особый социальный слой, и не все молодые люди становятся молодежью.
Не все молодые – молодежь, и молодежь – не все молодые. Это значит, не обо всех молодых людях сокрушалось человечество на протяжении сотен и тысяч лет, а только печалилось о молодежи. Как отличить одно от другого?
Студент, желающий стать молодым специалистом, учит и учится; молодежь же не желает учиться, но под напором родителей и с их помощью покупает экзамены и дипломы. Печально, что им в этом помогают и преподаватели. Молодые создают семьи и обзаводятся детьми; молодежь, ведомая природой, блудит, живет в разных видах сожительства, считая, что жениться рано и детей иметь рано, и так – до окончания детородного возраста. Молодые взрослые стараются жить за свой счет, помогая родителям, часто совмещая работу и учебу. Молодежь чаще всего сидит у родителей на шее, а если желает иметь свои деньги, то ищет способы их не зарабатывать, а получать иным способом. Крайности – это продажа наркотиков и проституция, более мягкие способы – это кредиты (за которые чаще всего опять же расплачиваются родители), обман, воровство, мошенничество, игра на бирже, в интернете. Молодежь не способна напряженно и постоянно трудиться, не имеет авторитетов среди старшего поколения. Молодые люди считают за честь службу в армии; молодежь или откупается от нее, или приписывает себе болезни, которые через некоторое время становятся реальными. Много можно еще перечислять отличий, но молодежь легко и внешне отличить по своеобразным манерам, специфической одежде и местам времяпрепровождения. Им присущи протестные настроения, ниспровержение традиций и авторитетов, борьба и недовольство властью.
Как стать молодежью? Самый простой способ – перестать слушать родителей и тем самым нарушить пятую заповедь и лишиться Благодати Божией. А в результате благо в жизни не обретешь и многолетие тоже. Не слушаться того, кто тебя любит, не иметь духовных авторитетов, а слушаться только сомнительных и развращенных людей.
Но что-то не то стал думать… Забыл главный принцип педагогики – не учить, как неправильно жить. Главное становиться понятным: молодежь – это специфический социальный слой, жизнь которого до глупости проста, но опасна для всех и для самой молодежи. Странностей добавляют и юридические нормы, по которым сейчас молодежью считают людей до 35 лет. Так мысленно подсчитал, что если жениться в 18 лет и родить ребенка, то к этим годам, глядишь, и дедом можно стать.
Власти думают, как помочь молодежи. Хорошо бы думать, как помогать молодым семьям, молодым специалистам, молодым воинам, ученым, писателям, художникам, молодым рабочим, как помогать молодым взрослым. Как построить воспитательную работу в семьях и в учебных заведениях так, чтобы после школы все выпускники устремлялись во взрослую жизнь, а не пополняли ряды молодежи, чтобы на России завершилось это стенание мира – «молодежь нынче не та».
Архимандрит Георгий Шестун
Справка
Архимандрит Георгий (Шестун), настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, доктор педагогических наук, профессор, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии