О судьбах России размышляет настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня и Троице-Сергиева подворья Самары архимандрит Георгий (Шестун).

Как Россия была повержена

Большинство из того, чем мы сегодня гордимся, было создано при служении династии Романовых. Особенно если взять XIX век: литература, живопись, музыка, научные, экономические достижения. Почему в ХIХ веке произошел такой взлет и Россия стала одной из передовых держав мира? В экономике, по крайней мере, – второй, а если бы не был прерван взлет, то вскоре непременно – первой. Что же произошло, что было толчком этого подъема? Отсчет надо вести от правления императора Александра I.

Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что святой томский старец Феодор Кузьмич и император Александр I – это одно и то же лицо. Есть замечательная книга «Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский – Александр I Благословенный», написанная доктором исторических наук, профессором, главным научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Мариной Михайловной Громыко. Собрав громадный документальный исторический материал и проведя глубокое научное исследование, она доказала, что речь на самом деле идет об одном и том же человеке.

Таким образом, XIX век начинается с глубочайшего покаяния за отцеубийство императора Александра I, который чувствовал причастность к гибели своего родителя – императора Павла I. Покаянием и будет обеспечен расцвет державы, всех сфер ее жизни. Плеяда русских царей XIX в. увенчается царственным страстотерпцем Николаем II.

Россия в начале XX века

Россия в начале XX века

При Николае II Россия обретала небывалые очертания великой империи, которой не имелось равных. Тогда же при социально-экономической стабильности созидалась великая культура, почитаемая теперь всем миром как русская классика. Сегодня сравниваем свои экономические показатели именно с 1913 г., потому что это был апогей. До этого на протяжении всего XIX столетия при каждом императоре империя увеличивалась, набирала мощь.

В истории далеко не всегда укрепление государства означает благоденствие его населения: часто последнее облагается данью для решения глобальных задач. Однако если говорить о том, как жилось народу при царе, стоит обратить внимание на следующее: при Николае II население империи увеличилось на 50–60 млн человек! Тогда у народа были уверенность в настоящем и надежда на будущее. Царь был хозяином земли Русской и отцом для всех людей, живущих на ней. Что же произошло потом? Почему вдруг такая империя рухнула?

А произошло то, о чем мы сегодня почему-то стесняемся говорить: в России уже в начале XX века появились зачатки общества потребления. Если образовывалась очередь за хлебом в пять–шесть человек – это становилось уже чуть ли не поводом для бунта. Начинало доминировать плотское мудрование. Дух говорит, когда плоть молчит, но когда плоть начинает требовать – дух замолкает. На протяжении всего XIX века при расцвете внешней социально-экономической и культурной жизни подспудно происходило развертывание от духовных ценностей к материальным.

В сытой, стабильно развивающейся России тогда (а может быть, и теперь?) слишком многие пренебрегали Крестом. Уже запросто дерзали бахвалиться неверностью Богу. Какой-нибудь гусар мог забежать в храм с высокомерным криком: «Где у вас тут причащают? Выпишите мне справку!» В то время все чиновники, служащие и военные должны были раз в год предоставлять по месту службы справку о Причастии.

Беседа архимандрита Георгия (Шестуна)

Беседа архимандрита Георгия (Шестуна)

И тогда становится понятен подвиг отречения, на который пошел император Николай II, – это лишение царства земного. Святитель Николай (Велимирович) в 1932 г. говорил:

«Русские в наши дни повторили Косовскую битву. Если бы царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге. Но он прилепился к Царствию Небесному – к Царству небесных жертв и евангельской морали – и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово!»

Начало ХХ века – это время ожидания наследника. Падение духа было настолько глубоко, что государю некому было передавать власть: царственную династию захлестнул отказ от служения. Практически все, кто мог наследовать престол (они или их потомки), совершили морганатические браки: женились на актрисах, француженках, безродных и т.д. То есть ради плотской любви, страсти, устроения личной жизни эти люди отказывались от царственного служения Богу и России. И этот вектор угасания высших стремлений духа проявлялся во всех слоях общества. Сейчас потомки Романовых живут в Европе и по всему миру, но среди них нет того, кто мог бы по закону наследовать русский престол.

Ничего глобального в истории одномоментно не совершается. Все процессы происходили постепенно. Эгоистическое возвращение к собственническому хозяйству проникло к началу XX века и в среду простых людей. Развивалась частная собственность, стали стремиться жить «на особинку». Началось разрушение основы жизни простого народа – общины. Общинная, соборная жизнь обеспечивала каждому надежность и защиту: сироты были пристроены, вдовицы не голодали. Если у кого-то случалась беда – дом сгорал или кормилец калечился – помогали всем миром. Община – одна большая семья. В ней и больные, и сирые, и убогие, и лодыри – всякие были люди. Община жила единым организмом, все помогали друг другу, направляли, поддерживали, не давали пропасть. Но потом появляется частная собственность на землю, и те сильные семьи, в которых были инициативные люди и рабочие руки, начали обособляться, стали нанимать батраков – превозноситься над бедными. Таких потом назовут «кулаками». У казаков даже присказка появится:

«Мы не русские, мы – казаки».

Почему так стали говорить? «Казак никогда в батраках не ходил, а русские ходят», – объясняли они. Среди русских людей уже появилось неравенство – мир дал трещину.

Россия верующая Саровские торжества 1903 года

Россия верующая Саровские торжества 1903 года

Затем народовольцы пошли в русскую деревню проповедовать материализм, нигилизм, атеизм. Так воспитывались будущие революционеры. Древо жизни подтачивалось на протяжении нескольких десятков лет.

Как Россия выстояла

Помните историю праведного Иова Многострадального? У него были благополучие и достаток, и сатана стал искушать Бога: «…разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9–11). Так же, как ветхозаветного Иова, Господь и нас испытал. Есть ли вообще в этом мире народ, который может хранить православную веру?

При размышлении о страданиях новомучеников и исповедников Российских XX в. появляется соблазн начать перечислять их грехи: критика самодержавия, уклонение в либерализм, обольщение материальным благополучием… Но в грозный час главного жизненного выбора они оставили в прошлом все свои заблуждения.

Безвинные страдания лучшей части русского общества имеют – для нас с вами прежде всего! – огромный смысл.

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).

Господь скорбями нас проверяет: верны ли мы Ему? Одно из качеств православного христианина – умение страдать и в этих страданиях видеть глубокий смысл. Но страданий не ищут специально. Русский народ вовсе не искал мученичества. Но когда Господь попустил годину испытаний, народ их принял как должное и остался в исповедании своем верен Христу. И каждый из нас сегодня делает выбор сопричастности или отвержения этого подвига.

Без Божией воли даже волос с головы нашей не упадет (см.: Мф. 10:29–31).

И гонения как испытание были нам попущены Господом. Мы можем, конечно, ужасаться: «За что нам все это?» Но даже основы ветхозаветной благочестивой веры Иова зиждутся на ответах: «Да ни за что! Что Бог дает, то и приму! За все, что пошлет, буду благодарен!» В Иове, как и во всех других ветхозаветных праведниках, Господь испытывал человеческую природу: насколько способен человек претерпеть безвинные страдания. Ветхозаветная крепость и твердость веры, как и новозаветная чистота Божией Матери и Ее святое послушание, необходимы были Господу, чтобы воплотиться.

Архимандрит Георгий

Архимандрит Георгий

С другой стороны, Господь показал нашему народу, что это значит – жить без Него. Не нужны храмы? – Разрушайте. Надоело духовенство? Раздражают верующие соседи? Монахи в монастырях зря только место занимают? – Я всех Своих заберу. Попробуйте жить без Меня…

Пример новомучеников – это урок всему нашему народу на все времена.

«Если ты стал забывать Меня в благополучии, то, может быть, вспомнишь Меня в горести? – вопрошает Тот, Кто Сам безвинно претерпел страдания за души наши. – Может быть, хотя бы в этих крайних обстоятельствах ты проявишь свою любовь ко Мне и сохранишь верность…»

Много в XX века перестрадало русских людей. Однако только новомученики, исповедники и все верные чада Христовы страдали за Христа. И нам надо научиться у них любить, страдать и быть верными.

Как Россия возрождается

Главное в любой сфере жизни народа – экономической, социальной, политической – нравственный облик человека. Если человек перестанет думать только о себе и исключительно в категориях комфорта и материального достатка, то поймет, что Бог дает нам гораздо больше того, что мы заслуживаем.

Россия возрождается в первую очередь храмами и монастырями. В начале 1990-х, когда в стране все разваливалось, заводы закрывались, колхозы разорялись, – одни храмы строились и монастыри из руин восставали!

Когда в момент испытания отпадает все ненужное, земное, то человек становится святым – это опыт новомучеников. Но когда мы Богу посвящаем все земное, тогда и только тогда мы становимся собственно людьми.

Когда мы начинаем роптать и жаловаться на жизнь, то пример новомучеников говорит нам, что из руки Божией надо принимать все. И если Господь нам что-то не дает, то это не потому, что Ему жалко или Он не слышит наших просьб, а потому, что мы этого не вынесем. Самый же трудный подвиг –

«…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24).

Главный урок новомучеников и исповедников Церкви Русской для всех нас – надо с благодарностью принимать ту жизнь, которую нам дает Господь. Она сегодня у нас совершенно другая: может быть, именно по нашим немощам Господь не посылает нам гонений. Но главное, чему мы должны научиться у новомучеников, – благодарить! Перестань мечтать и желать, перестань жалеть себя, а начни просто трудиться. Многими трудами и скорбями надлежит войти нам в Царство Божие (ср.: Деян. 14:22). В раю нет ни одного нераспятого. И если нет у тебя в жизни особых скорбей, нужно хотя бы усердно трудиться.

Надо достойно прожить свою жизнь. В ней может быть все: и страдания, и радости, и Голгофа, и скорби, и утешения. Знаете, какой урок преподал мне молодой человек шести лет отроду? Я у него спросил: «Чего ты хочешь больше всего в жизни?» «Хочу попасть в рай», – ответил он. А когда стремишься в Царствие Небесное и вдруг узнаешь, что для этого надо, чтобы тебя расстреляли, – да, пожалуйста, я готов – Бог вас благословит! Мы скорбей не ищем, мы их не просим, мы знаем, что они есть, и никуда от них не бежим. Так новомученики приняли много прекрасного, светлого в жизни, но испили и голгофскую чашу из руки Божией.

Необходимо понимать, как сочетаются Божия и человеческая воли. Господь распоряжается стратегией нашей жизни. И распоряжается так, как мы в самых дерзновенных мечтах даже подумать не можем. Сочетание Божией и человеческой воли – это сочетание стратегии и тактики. Стратегия – за Богом, тактика – за нами. Главное – слушать и слышать Бога. Послушание – это то, чего нам всем так не хватает. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) говорил:

«Я у Бога никогда ничего не просил, но и не от чего не отказывался».

Даже все козни сатанинские Господь обращает в сокровища для души. Только со временем это понимаешь.
И мы должны научиться жить в соответствии со знанием, которое открывается нам в опыте церковной жизни и в Евангелии. Но чтобы научиться жить так, как заповедал Господь и как учат личным примером святые, не надо своевольничать. На Афоне всегда говорили:

«Святое послушание спасает».

Все эти разговоры о том, что сейчас старцев нет, нет опытных наставников, испытывать их всех надо… Это все равно что сказать: «Сынок, иди испытай отца. Не читает книжки? Может быть, тогда другого папу поищем?» Духовник – это твой отец, а отец не обязательно должен быть прозорливым, но его обязательно надо слушаться, и Сам Бог через него будет тебя вести ко спасению. А вот если нет послушания, то кого тебе ни дай в наставники, хоть святого, ты и его слушаться не будешь, а значит, так и не услышишь, что тебе Господь хочет сказать.

Новомученики и исповедники Церкви Русской совершили переход от теории к практике жизни по Евангелию. Они оказали послушание – приняли все, что им причинили люди, как ниспосланное от Бога. Представляете, что значит дореволюционному русскому архиерею оказаться в лагере на Соловках? Сейчас кивают на архиереев: мол, князья Церкви. Да что вы, какие князья?! По сравнению с тем, как жили епископы до революции, современные – нищета. Раньше архиерею положены были выезд в шесть лошадей, особняк, дача. И вдруг эти поистине князья попадают на Соловки: холод, голод, людская злоба – и радуются! Из руки Божией все принимают. Не ропщут, но молятся, благословляют, благодарят.

Господь испытал наш народ и дал нам Духа Своего Святого, щедро излил Его на страдающую Церковь и в гонениях – на по-прежнему Святую Русь. И перед нами сегодня, как и перед нашими предшественниками, стоит выбор верности Богу и наследования обетований Его.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Комментарии закрыты