С прихожанами и гостями храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе встретился почетный настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, что в Акулове, протоиерей Валериан Кречетов. Он ответил на вопросы собравшихся.
– Как прожить долго и счастливо в браке и умереть в один день?
– Есть замечательный пример, читайте житие святых Петра и Февронии. Жить в мире между собой на самом деле очень просто. Когда тебе что-то говорят, слушай, но не спеши с ответом, потому что есть такое изречение: мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени (ср.: Сир. 20:7). Или еще: прежде вопроса отвечать безумие. И еще: не обличай безумного, да не возненавидит тебя (ср.: Притч. 9:8). Когда человек раздражен, в это время лучше молчи – бесполезно ему что-либо говорить, ничего не услышит. А потом скажешь, но и то, если будет время подходящее. «От нас зло не должно исходить». Если что-то в нас такое возникает, нужно с этим бороться, а то, что у других, – это не твое дело, Господь исправит.
А насчет того, чтобы в одно время умереть… Знаете, я бы просил у Бога так: «Господи, помоги нам быть в одном месте – в раю». А уж в какое время, думаю, – небольшая разница. Тут уж кому как – кто когда созреет. Святые Петр и Феврония – это идеал, конечно. Нам, может, и далековато до них. Будем просить, чтобы хотя бы в одно место попасть, а время – это уже как Господь определит.
– Как часто причащаться Святых Христовых Таин?
– Это очень серьезный вопрос. Святитель Феофан Затворник говорил, что можно причащаться и почаще, но главное «с чувством полного недостоинства, не имеющим ни на что опираться». Преподобный Серафим благословлял во все двунадесятые праздники, во все посты, на день Ангела. Но нужно помнить такую истину: частое причащение призывает к ответственности. Причащаться-то хорошо, но когда я спросил отца Сергия Орлова: «Батюшка, причащаться нужно часто?» – он ответил: «Хорошо, конечно, но тут как сказать. Одна действительно с благоговением готовиться будет и приступать, а другая: «Манька пошла, и я пойду». И во что тогда все превратится?»
Дело в том, что к Чаше многие приступают, особенно на Пасху, много причастников бывает, но вот сколько из них причащаются на самом деле – этого мы не знаем, Бог знает. Случай такой рассказывали, что при ком-то из блаженных священник обронил фразу: «Я сегодня служил, народу было…» «Да ты не служил», – оборвал его речь тот прозорливо. «Как это я не служил?» – «Нет, ты поругался с матушкой, Господь тебя отставил, вместо тебя служил Ангел. А причастников было только шесть человек». Приступающие к Чаше не все причащаются, запомните. Не раз были откровения: одни принимали Причастие, а другие – угли. Потому что недостойно приступают.
Не потому что мы недостойны, Причастие нам не дается. Отец Тихон (Агриков), Царство ему Небесное, говорил: «Все достойны, потому что все недостойны». Но достойны не просто недостойные, а сознающие себя недостойными, они достойны. Это отмечал еще и святитель Игнатий (Брянчанинов), просто другими словами: «Лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником». Последний это как раз фарисей, так лучше быть мытарем. Но нужно исправляться. Беда-то вся в том, что кроме того, что мы сами себе вред своими грехами наносим, так еще и окружающим, мы же с кем-то живем. Наше греховное состояние их или ранит, или соблазном для них является. Нужно исправляться, потому что слишком много ответственности. Стараться исправиться надо, но результат оставлять на волю Божию. А то некоторые и не готовятся к причастию.
Имейте в виду, что даже находящиеся в храме, они все в разной степени благодать получают. В зависимости от того, насколько кто с сокрушенной душой предстоит в храме. А это и есть самое главное. Раньше, когда благочестивые приходили из храма, то говорили: «Бог милости прислал». То есть Он дал, а ты должен еще донести благодать до дома. Но еще и продолжение есть интересное: «Бог милости прислал и просил в храм приходить». Прислать-то прислал, но ты и сам в храм ходи. Были и такие откровения: во время службы ходят Ангелы по храму и ставят кресты на челах предстоящих, а иногда и там, где пустые места. «А это, – спрашивают у них, – помазывается кто?» – «А это те, кто хотели прийти, но не могут по обстоятельствам». Господь им благодать все равно дает.
А еще откровения были, как монеты Ангелы в храме раздавали. Одни принимали, а другие оставляли и убегали. То есть Бог им дает благодать, но они сохранить ее не могут. Оттого и говорят: враг приходит похищать благодать. Это именно тогда, когда человек к таинствам приступает. Похитить он ее не может, потому что она неподвластна ему. Но старается человека довести, чтобы он начал раздражаться и потерял благодать. Обратите внимание: враг или не допускает до таинства, мешает, или в самом таинстве уже начинает донимать, чтобы только человек не принял благодать, или же потом достает всячески, чтобы получивший растерял дарованное. Поэтому нужно быть очень бдительным в духовной жизни. Это трезвением называется. Помоги, Господи, всем.
– Муж и жена имеют страсти и не всегда могут их побороть. Если же один из супругов под воздействием этих страстей нанесет духовную рану другому, то как залечить эту рану? Себя-то можно лечить покаянием и Причастием, а как уврачевать взаимоотношения?
– Во-первых, нам заповедано: не отвечать злом на зло (см.: 1 Пет. 3:9). «От нас зло не должно исходить». А дальше: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает»(Пс. 54:23). Молиться нужно, просить помощи Божией. Если ты при каком-либо раздоре промолчишь, от тебя не будет уже зло исходить. А как другой человек себя поведет – это уже как ему Господь даст разумение. А если и Господь не даст – то тут уж что поделать? Один Бог знает, как управить то или иное обстоятельство.«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов»(Гал. 6:2). Помоги, Господи!
– Когда совсем нет страха – это благодать или безумие?
– Что значит: совсем нет страха? Это, во-первых, вранье. Мне думается, что тот, кто написал этот вопрос, сказал неправду. Чтобы совсем не было страха – я не встречал таких людей. Генерал М.Д. Скобелев, когда его спросили: «Вам чувство страха, наверное, незнакомо?» – ответил: «Только дураки ничего не боятся». Страх нужно просто держать под контролем, не давать ему возобладать над тобой. Другое дело, что есть страх животный и есть страх Божий – это разные вещи. Можно бояться получить наказание, а есть страх оскорбить милость Божию. Сказано: «Начало премудрости страх Господень»(Пс. 110:10). Но это не сразу, для начала надо хотя бы научиться бояться наказания, чтобы тем самым удерживать себя от греха. И это не сразу дается. А уж чтобы страху и вовсе не было никакого – такого я что-то не встречал. Сейчас все от страха только и трясутся, по-моему. Помоги им, Господи!
– Тоже про страх вопрос. У нас очень тяжело болел ребенок, болезнь отступила. Врачи говорят, что не должна больше вернуться, но я все равно очень боюсь, и этот страх мешает мне жить и радоваться жизни. Так прошло уже больше года. Что бы вы могли посоветовать, как преодолеть страх?
– Не бояться. Потому что все в руках Божиих. Люди две вещи делают безумно: мучают себя тем, что прошло, и тем, что еще не наступило. Как сегодня было сказано – не гадай, что будет, береги, что есть. Бог в помощь!
– Не считаете ли вы, что женщины в России загнобили мужчин?
– У пророка Исаии есть такие слова: над вами господствуют дети и женщины. Что это, как не эмансипация? Но в России еще все не так плохо. Мы еще, слава Богу, держимся. В других странах похлеще этот процесс идет. Так что благодарите Бога за тех женщин, кто у нас есть, и помните:
Смола – как слеза на поленьях,
Вечерний загадочен свет….
Есть женщины в русских селеньях,
А в прочих селеньях их нет!
– Как справиться с гневом на непослушание детей?
– При непослушании детей, во-первых, надо не раздражаться. Митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». А во-вторых, послушайте притчу. Один игумен много лет управлял мужским монастырем. И вот подходит его кончина, он уже ослабевает, братья собрались, говорят: «Отче, открой тайну твоей духовной жизни. Как ты мог нами управлять, ведь мы неуправляемые. Не уноси это сокровище с собой». Он ответил: «Когда я вас благословлял что-то сделать, я был уверен, что вы этого не сделаете, или сделаете не так, как я прошу». Вот и все.
– Чем страшен развод венчаных супругов, пострадают ли дети?
– Так дети прежде всего и страдают. Да и сами разводящиеся страдают. Это же нарушение слова, данного Богу. Когда венчаются, спрашивают: «Имеешь ли произволение благое и непринужденное и крепкую мысль?» Ты дал слово. За слово будешь отвечать. Это слово, данное пред лицом Божиим, – за него придется отвечать. Если не в этой жизни, то в будущей.
Записала Ольга Орлова