Беседа с настоятелем настоятелем храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще г. Москвыпротоиереем Георгием Климовым.
– Отец Георгий, что в Евангелии говорится о посте, как возвращении в рай?
– Тема возвращения наиболее ярко раскрывается в притчах. Например, в притче о заблудшей овце (см. Лк. 15:3–7), которую надо спасти от верной гибели, вернув в родное стадо. Толкователи учат: 99 овец – это сонмища Ангелов, а заблудшая овца – падший человек, ради спасения которого Сам Бог снисходит на землю. Здесь Христос как Пастырь Добрый ищет душу заблудшую, но это всегда встречное движение. В притче о блудном сыне, ушедшем «на страну далече», сказано: «пришел в себя» (Лк. 15:17). Это можно понимать двояко: с одной стороны, вспомнил, кто он есть, с другой – осознал, кем является сейчас. Это суть покаяния – в нем всегда есть разность потенциалов, которую надо, предприняв усилие над собой, преодолеть.
– «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Но также сказано: «Сила Божия в немощи совершается» (см. 2 Кор. 12:9). Как совмещается одно с другим?
– В духовной жизни именно при проявлении максимума своих усилий человек удостоверяется, что сам ничего для вхождения в рай сделать не может. «Согрешил я против неба и пред тобою, – обращается блудный сын к отцу, – и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:21). Смирение – единственное, что привлекает Благодать Божию, которая, учитывая намерения человека, за него делает то, что он пытался сделать сам, без Бога.
В Евангелии от Иоанна Господь часто говорит о Своем возвращении к Отцу (Ин. 16:5, 7, 10, 16, 28; 17:11), но также отмечает: «всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). То есть возвращаясь Сам, возводит и нас. Как? Крест стал условием нашего возвращения в рай. Жертва Того Единого безгрешного, Кто достоин называться Сыном Божиим, Господа нашего Иисуса Христа предначертала покаяние человека единственным залогом возвращения ему лучших одежд, перстня как знака власти, которые и символизируют райское состояние (см. Лк. 15:22).
– Как можно думать о лучших одеждах, когда Господь распят нагим, о перстне как символе власти, когда предан позорной смерти на Кресте, как раб?
– Во всей полноте рай раскроется последователям Христовым в пакибытии, а здесь, на земле, жизнь христианина – крестоношение. Мы неоднократно говорили, что без личной голгофы в рай войти невозможно. «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43), – именно со креста благоразумный, признавший свою вину, то есть раскаявшийся, разбойник услышал это обетование Того, Кого исповедал Спасителем. Любовь Христову можно почувствовать только на кресте. Об этом особенно ярко свидетельствуют жития наших новомучеников: когда надеяться уже не на что, все предано и попрано, тогда наступающая смерть вдруг являет блаженное единение со Христом, Который и есть наш рай.
– То есть в новозаветное время возвращение в рай равносильно взысканию Христа?
– Да, по сути все евангельское вероучение – о том, как это сделать. Сами люди неоднократно задают Христу этот вопрос. В синоптических Евангелиях этот вопрос звучит так: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16; Мк. 10:17; Лк. 10:25, 18:18). И Господь отвечает: исполняй заповеди. И только тогда, когда юноша отвечает, что заповеданное сохранил от юности своей, Христос говорит ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (ср.: Мф. 19:21; Мк. 8:34; Лк. 9:23). Тех, кто захотел, и называют последователями Христа.
На языке Евангелия от Иоанна вопрос этот можно задать вместе с самарянкой: «Где мы должны поклоняться Богу, чтобы истинно поклоняться?» (см. Ин. 4:20). И Спаситель отвечает: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23–24). Святитель Иоанн Златоуст объясняет: Христос говорит о Церкви, где Дух – это Дух Божий, а Истина – собственно Спаситель наш Иисус Христос. И поклониться Отцу в Духе и Истине человек может только в Церкви, поскольку она и есть тот Богочеловеческий организм, который главой имеет Христа и оживотворяется Духом Святым. С другой стороны, только благодаря Церкви человек имеет возможность очищаться от греха, то есть сотворять свой ум и сердце чистыми, и тогда поклониться в духе и истине значит – через чистое сердце и чистый ум (см. Златоуст, Толкование на Ин.).
Никодим в Евангелии от Иоанна, как мы знаем, вообще не успел задать вопроса, хотя пришел с той же проблемой: что нужно сделать, чтобы спастись (см. Ин. 3:1–21)? И Христос, пожалуй, именно ему очень четко на это внутреннее вопрошание ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Надо стать чадом Церкви – это обязательное предварительное условие вхождения в рай. Об этом говорили святые и древних и новейших времен: «вне Церкви нет спасения».
– Можно ли сказать, что христиане призваны являть райское пространство уже здесь, на земле? И сам опыт пребывания внутри общины в Церкви есть актуальное переживание рая?
– Можно, и об этом достаточно часто рассуждают святые толкователи, особенно опираясь на слова Христа из Евангелия от Иоанна: «грядет час и ныне есть» (Ин. 5:25), «наступает время и настало уже» (Ин. 4:23). Церковь – средоточие жизни будущего века и начаток Царства Божия уже сейчас. Не открыв его для себя здесь, ты и в вечности его не обретешь.
Православная Церковь являет исток райской жизни для человека здесь, на земле. Но не в строительстве рая земного, а в том откровении, которое в Евангелии мы встречаем в словах Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20). Но раскрытие его в душах христиан не может не сказаться на взаимоотношениях между ними. В раю, сказано у апостола Павла, будет «Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). А Бог есть любовь (1 Ин 4:8, 16). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, – говорит Господь всем нам, – если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
«Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лк. 17:20) – потом и кровью ветхий человек выдавливается из нас, но та радость о Духе Святом, которая вселяется по совершении этого внутреннего труда в сердце человека, подвижником переживается как рай.
Простой пример: Адам и Ева, до тех пор пока не пообщались с сатаной, переживали место, куда их вселила десница Божия, как рай. После же исполнения диавольского навета внешне ничего не изменилось, но для Бога у них «закрылись» сердца. И тотчас же началось мучение: Адам бегает от Бога, прячется, лукавит Ему, упрекает Еву, значит, и ей уже не рад. Рай перестал быть раем! Исключительно от сердечного воления зависит восприятие человеком реальности своей жизни как рая или ада.
– Отличается ли евангельский рай от того, который утеряли прародители?
– Да, в силу того, что Бог, соединив с Собой человеческое естество нераздельно и неразлучно, возвел нас на новую высоту, соответственно и рай поднят выше изначального. Соблазн, которым диавол возжелал нас погубить: «Будете, как боги» (Быт. 3:5), Крестной Жертвой Господа нашего Иисуса Христа обращен нам во спасение. Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приобщаемся Его Божественного естества. Об этом слова царя-псалмопевца: «Вы – боги» (Пс. 81:6), боги по благодати! Евангельский рай – это уже сидение одесную Бога Отца, на высоте Божества, дарованного нам в Духе Святом Богом Сыном.
– Почему свою внутреннюю жизнь надо таить? У детей же все на виду. А сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
– Потому что когда человек совершает что-то на виду, он и ищет внешнего. Похвалы людской, а не отклика от Бога. И Царствия Божия внутри себя не созидает. Поэтому Господь и предупреждает в Нагорной проповеди: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1). Здесь же можно привести и заповедь о молитве: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф. 6:5). И заповедь о посте: «…Когда поститесь, не будьте унылы, каклицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16). Подвиг посвящен Богу и должен совершаться исключительно перед Ним. Тогда добро, которое творится тайно, обрящется явным в пакибытии. А ребенок обладает той цельностью и чистотой, при которой обнаружение внутреннего мира не чревато расхищением: если он любит – то любит, и никто его в этом не переубедит, если ему горько – он плачет, и ему за это не стыдно!
– Эта детскость отличает юродивых и по сути есть пребывание в раю посреди повседневности – не так, как «нормальные» взрослые: скрываюсь, чтобы получать дивиденды в вечности, претерпеваю, чтобы быть утешенным потом?
– Действительно, ребенок переживает блаженство здесь и сейчас. Также и юродивый – он уже осенен благодатью. В Евангелиях перед Преображением на горе Фавор Господь говорит ученикам: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как…» – и дальше по одному из Евангелий: «…уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28; ср.: Мк. 9:1). Здесь, конечно, в историческом контексте, говорится лишь о тех апостолах, которые присутствовали на горе Преображения. А что для всех остальных, честно подвизавшихся, но не сумевших достигнуть этого идеала во время своей земной жизни? Как объясняют святые экзегеты, для таких Царствие Божие, пришедшее в силе, потом явится по милосердию Божию в пакибытии как рай.
Толкователи ответа Христа богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным…» (Мф. 19:21) – объясняют именно как указание на тех, кто войдет в число открывших для себя Царствие Божие здесь, на земле, актуально переживших его силу и славу. Это наши преподобные – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Силуан Афонский. А о том, какой ценой обретается эта фаворская реальность, можно прочитать в их житиях.
– Отец Георгий, есть аскетический принцип: что отдал, то твое – но твое там, в перспективе вечной. А почему тогда в притче о 10 девах разумные жадничают, не делятся елеем? «Пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф. 25:9), – увещевают неразумных.
– Под елеем здесь подразумевается являемая душой жертвенная любовь. Она есть непременное условие для вхождения в Царствие Божие. А если таковой нет, то пойдите к продающим, то есть к тем, кто в ней нуждается, и купите себе, то есть научитесь ее проявлять. Способностью любить поделиться невозможно. Ее человек должен раскрыть в себе в течение своей земной жизни сам.
– Но неразумные девы пошли, как им сказали, но потом на брак допущены не были…
– Время человеческого делания ограничено. Очень просто лишиться спасения, не успеть! Об этом надо помнить постоянно. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно (одиночество – в святоотеческой традиции признак ада); а если умрет, то принесет много плода»(Ин. 12:24). Это призыв и утверждение, что без полной отдачи себя Богу и ближнему, не откладывая этого на потом, человек не в состоянии обнаружить в себе милость любви, а значит открыть Царство Божие. Это горизонталь подвига. Но само по себе никакое служение, благотворительность не спасают, а только если с Богом и в Боге соделаны. Здесь исполнение слов Христовых: «…Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
– Как научиться слушаться Христа?
– Об этом говорится в притче о сеятеле (см. Мф. 13:1–8), где дан образ зерна, которое вбрасывается в землю, – это как раз и есть дар Царства Божия, которое всевается в сердце человека при обновляющем и очищающем его Крещении. Из притчи известно, что семя прорастает и приносит плод, если почва оказалась доброй. Таковой ее может сделать только исполнение заповедей Божиих и покаяние, приносимое в таинстве исповеди, если что-то не удалось. Для того Агнец Божий и бывает раздробляем за нас, чтобы омыть нас Своею Пречистою Кровию и собрать воедино. Церковь есть Тело Христово, где глава – Сам Господь. Это вертикаль восстанавливаемого в Церкви Богообщения, послушания Христу.
Рай – это место, где действует только воля Божия. Другой воли там совершаться не может. Окажись там кто-то со своей греховной волей, которая хотя бы на йоту отклоняется от Божественной, он уже радоваться и наслаждаться не сможет. Значит, подготовка к вхождению в рай – самоотвержение, исправление и соподчинение своей греховной воли воле Божественной. Тому, кто по-настоящему любил, не надо объяснять, что это такое. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Пример нам подан Самим Христом в Его Гефсиманском молении. Здесь и соподчинение воле Отца: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:41), и Жертва за всех нас. Это вершина, на которую совосходили великие святые. Преподобный Силуан Афонский молился за всех людей: «Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли». И при этом известны его же слова, что молиться – это кровь проливать. Пролей кровь и приими Дух Святой – вместо бесовского, который, как известно, изгоняется постом и молитвой (Мф. 17:21). Ими же усмиряются плоть и парение ума.
Для этого и даны посты, чтобы перестать слушать плоть, мир и бесов. И прислушаться ко Христу. Читать Евангелие. Пост – это призыв человека погрузиться в ту духовную реальность, в которой он должен пребывать постоянно. И символы поста – это спасительный для души идеал духовной реальности. Вхождение в пост дает человеку возможность постепенно к этому идеалу приблизиться. Не сразу, не моментально. Если человеку сразу поставить условия: строжайший пост, непрестанная молитва, беспрекословное послушание, как это принято у подвижников, – у него ничего не получится. «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают» (Мф. 9:16–17). Здесь речь о чрезмерном подвиге. Крайностей надо избегать. Христианство всегда человека призывает действовать и жить в меру своих сил и возможностей.
– Что является критерием истинности или ложности духовного опыта?
– Любовь. Идол не может в человеке вызвать того же чувства, которое мы имеем по отношению ко Христу. Церковь Христова, начиная с эпохи Вселенских соборов, не просто обличала и низлагала ереси, она защищала дар любви, принесенный Христом человечеству. Эпоха Вселенских соборов – борьба за сохранение истинного учения, как любить Бога и ближнего. Задача Церкви – развить в человеке это чувство истинной любви и научить интуитивно ощущать, что этой любовью не является.
Беседовала Ольга Орлова
Публикуется с незначительными сокращениями