Программа «Лествица добродетелей» реализуется по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, при поддержке Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).
По словам Антуана де Сент-Экзюпери, каждый человек есть посланник Бога на земле, и в руках каждого – спасение всех. С точки зрения христианской антропологии образ Божий в человеке есть «богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами»1. Важнейшие черты образа Божия: «личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др.»2.
Православная понимание образа Божия определяет желание видеть искру добра в самом падшем существе, осуждая грех, но не человека. Пасхальная радость о каждом из нас прекрасно выражена в приветствии преподобного Серафима: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Но Священное Писание свидетельствует, что человек создан не только по образу, но и по подобию Божию.«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Некоторые богословы отождествляют понятия образа и подобия Божия, но большинство склоняются к тому, что, «образ Божий первозданный человек получил изначально, а подобия Божия должен достигнуть постепенно через совершенствование в Боге»3. Например, преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что человек призван был достигать подобия Божия, уподобляясь Богу через добродетель4.
Таким образом, подобие Божие в отличие от образа Божия не дано, а лишь задано человеку и должно реализоваться в течение его жизни. Добродетели есть «одежды души», в которые ей надлежит облечься на земле и в которых она предстанет пред Богом в вечности.
«В святоотеческую мысль добродетель вошла как понятие, означающее определенное и устойчивое расположение души в ее стремлении к истинному и вечному благу, как ценность, имеющая свое метафизическое основание в Боге и находящаяся в прямой зависимости от Его Благодати и любви»5, – объясняет профессор МДА, архимандрит Платон (Игумнов).
«Добродетель есть искусство жить праведно», – дает классически ясное определение блаженный Августин.
Генезис святоотеческого учения о добродетелях как подобия Божия в человеке происходит в первые века христианской эры в трудах святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Евагрия Понтийского и др.
Греческий подвижник Евагрий Понтийский, основываясь на аскетических подвигах отшельников-монахов, обобщает и описывает восемь важнейших христианских добродетелей: воздержание, или умеренность; целомудрие как неповрежденную мудрость, девство до брака, верность в браке, чистоту помыслов; милосердие как щедрость души при одновременном довольстве самым необходимым; кротость и ее проявление – терпение; радость как благодарность Богу или же радостнотворный плач о грехах; мужество, или упование на Бога, способность видеть и побеждать собственные грехи и страсти (иногда эту добродетель называют трезвением); смирение, или мирное устроение души; любовь к Богу и ближним.
Добродетелям противостоят страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль как болезнь чувств, уныние как повреждение воли, тщеславие, гордость.
На протяжении многих веков учение об образе Божием, о добродетелях питало нравственное богословие, философию, этику, психологию, русскую и мировую педагогику. Достаточно открыть фундаментальный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и познакомиться с определением педагогики как высшего из искусств, «стремящегося к усовершенствованиям самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть Совершенный Человек»6. В советское время два этих слова печатались со строчных букв, без уточнения, что педагог имел в виду Богочеловека.
Духовное завещание («Лебединая песня») выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци предписывает «полностью подчинить притязания нашей животной природы более высоким притязаниям внутренней, Божественной сущности задатков и сил нашего сердца, нашего ума и наших умений, то есть по существу подчинить нашу плоть и кровь нашему духу»7.
Но как подчинить плоть и кровь духу и воспитать добродетели, высшая из которых – любовь – есть даже не свойство, а сущность Божества?
Стяжание добродетелей, имеющих метафизическое основание в Боге, происходит с помощью Божией: неслучайно православные педагоги трактуют воспитание как воцерковление в широком смысле этого слова.
Протоиерей Василий Зеньковский подчеркивает при этом, как важно, помогая духовному становлению личности, сохранить ее драгоценную свободу, «зажечь детскую душу любовью к добру и правде»8. Усилия педагогов, по его мнению, должны быть направлены «на развитие религиозного вдохновения, живой, свободной и всецелой погруженности души в жизнь Церкви»9.
По словам отца научной педагогики Я.А. Коменского, на практике для становления добродетелей требуется:
«1) постоянный образец добродетелей;
2) своевременное и разумное наставление и упражнение;
3) умеренная дисциплина»10.
К.Д. Ушинский пользуется понятием привычки – «второй натуры», которую Шекспир называл «то чудовищем, пожирающим чувства человека, то его Ангелом Хранителем».
Среди основных методов формирования привычек у детей педагог называет:
– повторение действий, способствующих воспитанию привычки;
– формулирование воспитателями простых, ясных, коротких правил, обязательно требуя их выполнений;
– если воспитателей несколько – необходимо, чтобы они следовали единым требованиям к воспитаннику;
– понимание того, что поведение, манеры близких людей непосредственно влияют на формирование детских привычек.
Одним из первых в физиологии и психологии Ушинский говорит о наследовании не только привычек, но и характеров – «факт, который кажется нам совершенно несомненным, хотя, к сожалению, и мало исследованным»11.
Впрочем, еще в Священном Писании было сказано о том, что грехи и добродетели человека влияют на нравственный облик его потомков. «Кто родится чистый от нечистого?» – задает вопрос праведный Иов. И сам же отвечает: «Ни один»(Иов. 14:4).
В книге Исход есть такие слова: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»(Исх. 20:5–6).
Таким образом, стяжание добродетелей родителями есть предпосылка благочестивой жизни их детей, внуков и правнуков. И наоборот, печать нераскаянных грехов имманентно присутствует в представителях последующих поколений.
Современный исследователь, доктор педагогических наук С.Ю. Дивногорцева, говоря о важнейших принципах православного воспитания (Христоцентричность, не гармоничное, а иерархичное развитие личности, приоритет воспитания над обучением и т.д.), отмечает и такой важный момент, как необходимость согласованного педагогического влияния Церкви, семьи и школы. «Можно с полной уверенностью сказать, что по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано семьей. Отсюда возникает насущная необходимость для педагога поддерживать и укреплять связь с семьей, согласовывать с ней свою воспитательную деятельность», – пишет С.Ю. Дивногорцева12.
Именно согласованную деятельность педагогов, родителей и священников-духовников предполагает реализация проекта «Лествица добродетелей». Программа рассчитана на активную работу с родителями и включение их в жизнь ребенка как внутри семьи, так и в школе.
На первом этапе реализации программы (2017/2018 учебный год) школьники всех (с 1-го по 8-й) классов гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского последовательно изучали добродетели на уроках основ православной веры, в рамках классных часов, бесед с духовниками, внеклассных мероприятий. Каждый месяц во всей школе был посвящен определенной добродетели: октябрь – воздержанию, ноябрь – целомудрию, декабрь – милосердию, январь – кротости, февраль – мужеству, или упованию на Бога, март – радости, апрель – смирению, май – любви.
На уроках раскрывались понятия добродетелей, их феноменология, степени совершенства и плоды добродетельной жизни; при этом была разработана система творческих домашних заданий с участием всей семьи.
Любая добродетель начинается с помыслов. Чтобы научиться хорошо поступать, необходимо освоить науку хорошо мыслить и говорить. И дети, и родители стали участниками «фабрики добрых помыслов» святого Паисия Святогорца, который в совершенстве освоил искусство видеть хорошее в людях и событиях (согласно православной догматике, образ Божий и Промысл Божий).
На втором этапе реализации программы, в 2018/2019 учебном году, детям всех классов, а также их родителям были предложены разработанные в рамках программы инструменты самообразования и рефлексии: Дневники добрых помыслов и Дневники семейных бесед.
В программе дневниковый метод рассматривается как: 1) способ самонаблюдения; 2) метод организованной рефлексии на основе сформированных ценностей; 3) метод духовно-нравственной оценки собственного поведения; и наконец, 4) инструмент его коррекции. Дневники разрабатывались как на основании святоотеческих практик (например, дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Николая Японского, святой императрицы Александры Феодоровны), так и социологических методов, в частности, дневникового, активно задействованного в исследованиях представителей Чикагской школы и польского социолога Юзефа Халасинского.
Внеурочная деятельность в рамках программы включает в себя конкурсы, тематические олимпиады, общешкольные праздники, ежегодный общешкольный фестиваль «Доброе кино» (фильмы о добродетелях, созданные детьми совместно с родителями); совместное паломничество, в частности, экспедицию детей, родителей и педагогов в Грецию летом 2019 г. по местам духовных подвигов святого Паисия Святогорца.
Начался третий этап реализации программы: происходит интеграция учения о добродетелях в учебный процесс (прежде всего, предметы гуманитарного цикла) с целью духовно-нравственного осмысления исторических событий, произведений художественной литературы; ведется разработка методического и дидактического обеспечения программы, пособий для учителей и родителей.
Преподаватели гимназии собственными силами разработали и провели ряд открытых уроков по литературе, истории, церковнославянскому языку, физике, в которые интегрированы нравственные оценки событий и героев, информация о личностях великих ученых, которые, как правило, отличаются высокой нравственностью и религиозностью.
Кроме того, в 2019 г. был проведен мониторинг апробации Дневников добрых помыслов и Дневников семейных бесед при помощи групповых бесед с учащимися разных классов, записаны и проанализированы глубинные интервью духовника гимназии, родителей и педагогов.
Дискуссии со школьниками (2–3-х и 7–8-х классов) гимназии, в ходе которых ребятам было предложено оценить содержание Дневников добрых помыслов и Дневников семейных бесед, показали, что информацию религиозного содержания (о святых, праздниках, Таинствах Церкви) на уроках и в домашних заданиях охотно воспринимают учащиеся младших классов. Школьники старших классов теряют интерес к такого рода сведениям на уроках (у верующих детей-подростков отношения с Богом становятся личностными). В то же время учащихся 7–8-х классов интересует социализация, отношения со сверстниками, родителями, будущая профессия, глобальные политические события, судьбы Церкви и Отечества (в 8-м классе), а информация о добродетелях воспринимается в контексте причинно-следственных связей (например, «целомудренным юношам и девушкам Бог дает благодать на всю жизнь, особое благословение на создание счастливой семьи»).
В результате анализа дневниковых данных была выявлена обратная зависимость между когнитивными способностями, возрастом ребенка и его духовно-нравственной культурой в ее святоотеческом понимании. В частности, в подростковом возрасте школьники испытывают проблемы с формированием добродетели целомудрия; более сложной для них становится добродетель любви к Богу, которую вытесняет желание самому быть сильным.
В этой связи особое внимание следует уделить духовно-нравственному становлению важнейших добродетелей в младших классах, а также в дошкольном возрасте и в семье.
Реализация программы показала в целом высокую восприимчивость учащихся гимназии к святоотеческому учению о добродетелях. Достаточно сказать, что высшие христианские ценности любви и радости большинство учеников гимназии оценили в ходе социологического исследования как «легкие».
1Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 104.
2 Там же. С. 105.
3 Там же. С. 157.
4 Там же. С. 158.
5 Платон (Игумнов), архим. Нравственное богословие. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 319.
6Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I – М.: Книга по требованию, 2014. С. 13.
7 Песталоцци И.Г. Лебединая песня. – СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. С. 16–18.
8 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж: YMCA PRESS, 1934. С. 242.
9Там же. С. 242.
10 Коменский Ян Амос. Материнская школа. – М.: Книга по требованию, 2012. С. 75.
11 Там же. С. 220.
12 Там же.