Урок-беседу для детей среднего школьного возраста из курса «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» диакона Ильи Кокина предлагаем учителям и родителям в Великий пост.
Подвиг
С приходом в мир Христа Спасителя Царство Небесное «приблизилось» (Мф. 4:17) к нам, но это не означает, что попасть туда стало проще, наоборот:
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают (получают, завоевывают. – Ред.) его» (Мф. 11:12),
– говорит Христос. То есть для спасения нужен подвиг.
Что это за подвиг? На что должны быть направлены наши усилия? Господь отвечает нам, и этот ответ оказывается совершенно неожиданным:
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
Царство там, где Царь, и если мы очистим от зла свое сердце, то там может поселиться Господь, а значит, там и будет Его Царство:
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).
Но что надо делать, чтобы очистить сердце от зла? Для этого нужно раскаяться в совершенных ранее ошибках. Впредь необходимо пресекать зло в зародыше, когда оно еще похоже на травинку, потому что, когда зло укрепится и возрастет в нашем сердце, подобно могучему дереву, его уже будет очень трудно выкорчевать оттуда.
Это нелегкая и кропотливая внутренняя работа, поэтому многие люди, подобно фарисеям, предпочитают лишь притворяться праведными, в то время как их сердце кипит злобой и прочими страстями.
Господь предупреждает нас:
«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древними: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:20–22).
Грех проходит следующие этапы развития: мысль, слово, дело. Наша задача остановить зло еще на стадии мысли.
Пост
Мы уже говорили, что зло зарождается в нашем сердце не само собой, его появление связано с действием бесовских сил. Но что можем мы, немощные люди, противопоставить этим могучим духам? Господь дал нам два верных средства – молитву и пост:
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
Люди прибегали к посту еще в ветхозаветную эпоху, постились и во времена Христа, а сегодня пост – неотъемлемая часть христианской духовной традиции.
Пост – это ограничение себя в пище, сне, удовольствиях и развлечениях. Пост – это своего рода генеральная уборка в доме нашего сердца: мы моем окна наших чувств, снимаем паутину с мыслей, стираем белье наших слов и поступков. Можно сказать, что пост достиг своей цели, если по окончании поста мы стали немного честнее и добрее.
Однако бывает, что во время поста люди, наоборот, становятся злыми и раздражительными. Это и понятно, ведь пост обнажает наши страсти. Постом все телесное как бы отступает на второй план, и наша душа с Божией помощью видит свои недостатки.
Впрочем, некоторые люди специально стараются выглядеть мрачными и угрюмыми, почему-то им кажется, что именно так должен выглядеть постящийся человек. Это вовсе не так, Господь говорит совсем о другом:
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16–18).
Сам Христос постился в начале Своего земного служения (40 дней Он провел в иудейской пустыне без еды) и в конце (после Тайной вечери Он уже не вкушал ни еды ни питья). Однако известно, что Господь разрешал не поститься Своим ученикам. Почему так? Однажды последователи Иоанна Предтечи обратились с упреком к Спасителю:
«Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14–15; ср.: Мф. 11:16–19).
Пост – это всего лишь одно из средств для приближения к Богу и Его Царству. Но когда Бог уже сотворил обитель в сердце человека, пост заканчивается и начинается радостный пир.
Прощение
Конечно же, мы постимся не для Бога, а для себя, чтобы наша душа исцелилась от болезней, которые ее поразили. Пост – это время покаяния, время переоценки ценностей и исправления ошибок.
Зачастую эти ошибки связаны с нашими обидами на близких людей или с их обидами на нас, поэтому исправление наших ошибок напрямую связано с прощением и примирением:
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15).
Вот почему перед началом Великого поста установлено Прощеное воскресенье, день, когда все христиане просят друг у друга прощения.
Важно отметить, что Господь учит нас, как не доводить конфликт до затяжной ссоры. Подобно тому как грех легче побороть еще на стадии мысли, так и ссору проще преодолеть, когда она только зародилась:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17).
Но при этом мы ведь помним, что мытари могут быть лучше фарисеев.
Все посты
Церковь установила четыре многодневных поста:
1) Великий пост (48 дней), предшествующий празднику Пасхи (переходящий праздник);
2) Рождественский пост (40 дней), предшествующий празднику Рождества Христова (7 января);
3) Петров пост (его длительность зависит от даты празднования Пасхи), предшествующий празднику в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля);
4) Успенский пост (15 дней), предшествующий празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).
Постными днями, за редким исключением, являются все среды и пятницы.
Дополнительное чтение
Пророк Исаия о посте
Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда (Ис. 58:4–11).
Великопостная молитва
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего свежит неведомою силой.
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Александр Пушкин
* * *
Великий пост, семь медленных недель,
Дарованных тебе для покаянья.
Но многопопечительности шмель
Жужжит, стремясь отвлечь твое вниманье.
Всевает помыслы пустые подлый враг,
Попался ты, поддался празднословью…
Все схвачено: взгляд, жест, твой каждый шаг…
Известно, лишь смиреньем и любовью
Возможно победить и не пропасть.
Великий пост – дорога к очищенью.
Мир наступает, мир ощерил пасть!
Трезвись, душа, не стань его мишенью!
Великий пост. Семь медленных недель
Великопостных служб, молитв усердных.
Так непомерна, так огромна цель
Пути, что не выдерживает сердце.
Наталья Карпова
Учись прощать
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать, в прощенье радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.
Борис Пастернак
Притча о прощении
Жил-был юноша, и у него бы весьма скверный характер. Однажды отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:
– Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.
В первый день юноша забил 37 гвоздей. В последующие дни забитых гвоздей становилось все меньше и меньше – юноша учился контролировать свой гнев. Он понял, что проще сдерживать злость, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил в ворота ни одного гвоздя. Тогда он пришел к отцу и сообщил ему об этом. И отец сказал:
– А теперь вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда кто-то будет тебя расстраивать, а ты сдержишься и не потеряешь терпения.
Через какое-то время юноша пришел к отцу и сказал, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и произнес:
– Сын, ты много потрудился над исправлением своего характера, ты научился сдерживать свой гнев и прощать обидчиков, но посмотри, сколько осталось дырок! Наши ворота уже никогда не будут такими, как прежде. Запомни, каждый раз, когда ты с кем-то ругаешься и говоришь обидные вещи, ты оставляешь в сердце человека рану. И не важно, сколько раз ты попросишь прощения, – рана останется. А рана, нанесенная словом, может причинить человеку такую же боль, что и рана телесная. Впредь никогда не забывай об этом…
Из жития псковского святого Николая
В житии псковского святого Николая Саллоса описан случай, когда он поставил на место самого царя Ивана Грозного. В 1570 г. грозный царь приехал в Псков, чтобы учинить там кровавую расправу над теми, кто был не согласен с его властью. Когда царь со своей свитой и войском добрался до Пскова, шел Великий пост. В городе царя встретил святой и протянул ему кусок сырого мяса: «Поешь, царь», – обратился он к Ивану. «Я христианин, – ответил обиженный царь, – и мяса постом не ем». «А кровь христианскую пьешь!» – с упреком возразил святой. Царь понял намек и оставил город, не пролив христианской крови.
Диакон Илья Кокин