В рамках открытого заседания Общественно-политического клуба, созданного движениями «Семья, любовь, Отечество» и «Народный Собор», состоялось совещание на тему: «Актуальные вопросы духовного суверенитета России и выработка стратегий общественного реагирования». Мы беседуем с участником заседания иереем Владимиром Соколовым, директором и преподавателем воскресной школы для взрослых при храме Девяти мучеников Кизических.
– Отец Владимир, какова сегодня роль священника в политических и общественных движениях?
– Святейший Патриарх благословляет участвовать священников в мероприятиях, связанных с государственной деятельностью, в социальных сетях, в благотворительности.
«Семья, любовь, Отечество» – очень важное движение, потому что семья является первичной ячейкой общества, а воспитание в семье – некой скрепой. Воспитание в целомудрии сохраняет и ум в целомудрии. Известен факт, когда во время Второй мировой войны немцы угоняли на работы в Германию наших молодых женщин, их осматривал врач. Он обнаружил почти 100%-ное целомудрие. И произнес сакраментальную фразу: «Этот народ победить невозможно». Почему? Потому что если мать целомудренна, она это целомудрие передает ребенку, а первые месяцы и годы воспитания в основном лежат на матери. Она прививает эти взгляды ребенку, а ребенок, воспитанный в такой нравственной атмосфере, является полноценным членом общества и готов выполнять то, что обществу нужно. Конечно, такой народ невозможно победить. Целомудрие скрепляет людей и свидетельствует о том, что этот народ духом дышит. Нравственно чистый человек открыт Богу, он всегда будет стремиться к Богу.
– Какие проблемы семьи помогает решать движение «Семья, любовь, Отечество»?
– В настоящее время существуют явления, которые сопротивляются здоровой семейной атмосфере. Статистика показывает, что сегодня много разводов. В 20-х гг. XX столетия знаменитый социолог Питирим Сорокин проводил социологическое исследование в Петрограде, которое показало, что на 10 тыс. браков приходится 95 разводов. Он тогда забил тревогу, считая, что такое общество неустойчиво. Так вот сегодня мы имеем 5 тыс. разводов на 10 тыс. браков. В какой же атмосфере оказываются дети?.. Церковь как раз и выступает за твердый брак, твердый и единственный. Мы, священники, не можем второй раз жениться, и это влияние Церкви прежде всего совершается нравственным примером, а не какой-то нравственной проповедью.
Сегодня представляет угрозу ювенальная юстиция, когда ребенок может заявить о своих правах, когда родителей могут лишить родительских прав за недоказанные, сомнительные действия по отношению к ребенку. Детей могут забрать из семьи, а если ребенок не воспитывается в семье, он оказывается очень сильно травмирован. Когда я работал с детскими домами, я, взрослый мужчина, уходил оттуда и плакал. Ребенок в любом взрослом человеке видит отца или мать, а дети 15–16 лет уже озлобленные, иронично относятся ко всему происходящему. Дети из детского дома плохо вписываются в социум, становятся изгоями социума, психологическими уродами. Такая защита прав ребенка, как ювенальная юстиция, становится пагубной. Общество «Семья, любовь, Отечество» и занимается помощью семьям, которым угрожает вмешательство ювенальной юстиции, предлагает свою парадигму воспитания.
– На встрече прозвучали заявления ведущих военных историков о том, что политика в стране не отражает чаяния народа, что время рынка закончилось и необходимо создавать новую социальную систему…
– Смысл всякой власти заключен в служении Богу и людям. Существуют объективные критерии, по которым мы можем оценить возможности власти осуществлять такое служение. Именно по этим критериям мы и постараемся оценить демократию. С этой целью демократическую форму власти надо рассмотреть в историческом контексте, и прежде всего в контексте Библейской Истории.
Теория прогресса смотрит на историю как на процесс постоянного улучшения жизни, совершенствования форм управления. И демократия сегодня нам преподносится как высшая и совершенная форма управления. Однако Библия нас учит смотреть на историю как на процесс падения нравов, а вместе с этим и ухудшения форм правления. Этот процесс заканчивается последней формой правления – воцарением антихриста.
Праотцы, пророки, судьи были теми людьми, которые водили избранный народ перед Богом, непосредственно общаясь с Ним и исполняя его волю. Когда Бог поставил, по просьбе народа, царя сынам Израилевым, то это было уже отступлением от такого непосредственного участия Бога в делах управления Своим народом. Вот что об этом говорится в Библии: «И созвал Самуил народ к Господу в Массифу, и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: царя поставь над нами» (1 Цар. 10:17–19). Если же этот библейский ряд ослабления божественной власти продолжить уже из нового времени, то за монархией последует демократия, демократию сменяет тоталитаризм, а вслед уже приходит антихрист. Поэтому в таком контексте у демократии совсем другое место. И ее религиозный смысл заключен в том, что она, подрывая монархию – последнюю форму власти, которая сдерживает приход антихриста, – приближает его воцарение.
– С потерей монархии мы потеряли и одно из ведущих мест в мире в экономическом плане. И сегодня трудно решать внутриполитические проблемы (не говоря о внешней политике), не имея государственной идеологии, построенной на христианских ценностях, как это было при монархии.
– Идея монархии в России – это когда царь внизу всей пирамиды государства и служит каждому человеку, держит всю пирамиду. А мы думаем, что вся пирамида построена так, что все служат одному человеку. Монархия – это не то, что устанавливается внешним распоряжением. Монархия должна быть внутри нас, а мы сегодня живем без царя в голове. Внутри нас самих парламент, где различные фракции просят поделить бюджет, просят идеологию, которая будет управлять всем человеком. Одна фракция просит расширить потребление, удовольствия, развлечения, увеличить рацион, количество костюмов, количество обуви, расширяя запросы до беспредела, и такой идеал сегодня внушается нам. Я обращаю внимание на то, что люди читают в метро, – это журналы о том, как живут звезды, олигархи, какие у них машины. У нас неверные представления о нашей жизни, о ее смысле.
Монарх заботился о народе. А почему? Он по закону является хранителем догматов Церкви и хранителем воспитательной роли в Церкви. Он заботится о том, чтобы человек спасался. А если он имеет цель спасаться, то это невольно приводит его к аскетическому воздержанию.
Я однажды разговаривал с деревенским жителем. У них лес рядом – дров, сухого леса полно, а он говорит, что надо беречь дрова. Зачем? А дело все в том, что эта живая природа, его окружающая, связана с ним, и если она обеднеет, то и он обеднеет. Баланс с природой можно восстановить, только когда ты с ней общаешься, когда ты просишь у нее столько, сколько тебе необходимо для сохранения жизни. Так жило крестьянство, спасалось тем, что ему отведен был кусок земли. Дворянину давались земля и крестьяне для того, чтобы он заботился о них и служил царю, конным и оружным приходил на царскую (государственную) службу. Дворянин был человеком, теснимым и сверху и снизу: и царь мог сделать ему упрек за его службу, и крестьянин мог сделать упрек, потому что они вместе служили царю и в этом были равны. А царь служил Богу. Таково было устройство общества.
– К вопросу устройства общества сводится и проблема сегодняшнего воспитания и образования, которые в царской России имели несомненно более высокий уровень. И советская система строилась на принципах царской школы, только с иной идеологией.
– Был высокий уровень и стабильность образования, начиная от сельской школы и реального училища. Все мы помним картину «Устный счет в народной школе С.А. Рачинского», где дети решают в уме пример из двузначных чисел в квадрате. Эту задачу сегодня дали ученикам 5–10-х классов, студентам I–V курсов, кандидатам наук. Никто не смог устно решить. Вот каков был уровень образования в сельской школе царской России, как учили людей считать и соображать! Ведь счет – это один из атрибутов логики, потому что математика является символизированной логикой. Если ты умеешь такие формулы решать в уме, значит и твоя речь будет логична, развернута. А это было всеобщим достоянием. Возьмите тексты, написанные до революции, и вы увидите развернутые, соподчиненные длинные предложения. У Льва Толстого могло быть предложение на страницу. А сегодня, когда мы пишем на компьютере слишком длинное предложение, компьютер подчеркивает и предлагает разделить его.
Сегодня нам предъявляются другие требования, которые, к сожалению, работают на разрушение логики, разрушение сообразительности. Сегодня не IQ (коэффициент интеллекта) важен, а ЕГЭ, если ты много знаешь, значит, ты хороший делопроизводитель.
В Америке живет феноменальный парень: он может процитировать до последней запятой статью из энциклопедии, подсчитывает в уме с большей скоростью, чем компьютер, он сдаст ЕГЭ на 200%, но к жизни он совершенно не приспособлен, не умеет сопоставить эти знания, не умеет соображать, папа водит его за ручку. Поэтому IQ и знания – это разные вещи. Наша система воспитания всегда была сопряжена с тем, что ребенок участвовал во взрослой жизни. Почему те, кто оканчивает школу в Сарове, поступают в вузы без экзаменов? Потому что там преподают ученые – математики, физики, работающие на научных и промышленных предприятиях, и дети участвуют в их экспериментах, их замыслах. Так всегда было в нашем образовании.
Беседу вела Ирина Ушакова
В работе совещания приняли участие эксперты, лидеры общественных организаций, публицисты, журналисты, представители духовенства, СМИ и общественности, представители регионов
Священник Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических и настоятель двух строящихся храмов: во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Алексия, человека Божия
Демократия сегодня нам преподносится как высшая и совершенная форма управления. Однако Библия нас учит смотреть на историю как на процесс падения нравов, а вместе с этим и ухудшения форм правления
«Семья, любовь, Отечество» – очень важное движение, потому что семья является первичной ячейкой общества, а воспитание в семье – некой скрепой. Воспитание в целомудрии сохраняет и ум в целомудрии
Межрегиональное общественное движение «Семья, любовь, Отечество» было создано 9 декабря 2009 г. Цель деятельности движения – защита семьи, детства, духовно-нравственных ценностей и суверенитета страны от деструктивных процессов современного мира. Приоритетными являются вопросы ювенальной юстиции, гендерных угроз, УЭК, посмертного донорства, абортов