Добродетель – нравственная доблесть и красота, которые способны всякого человека восхищать и привлекать, к которым нужно стремиться и которые необходимо воспитывать и возделывать в себе ради достоинства своего существования и восхождения к идеальной норме бытия и нравственному богоуподоблению.
Царство вечных ценностей – религиозных и нравственных добродетелей – своим присутствием освещает историю мира. Античность знала «великолепную колесницу на четырех колесах – добродетели мудрости, мужества, умеренности и справедливости. О добродетелях в IV–III веках до н.э. размышляют Сократ, Платон («Диалоги»), Аристотель («Никомахова этика», «Политика», «Этика», «Поэтика»), стараясь воспитать молодых людей «прекрасно добрыми». Платон (V–IV века до н.э.) учит о трех частях души, каждой из которых – уму, воле и чувству – соответствует определенная добродетель. Интеллектуальной добродетелью души является мудрость, волевой – мужество, эмоциональная добродетель – воздержание. Аристотелевское понимание добродетели («Никомахова этика») – обладание серединой между двумя крайностями (от избытка и от недостатка) в чувствах и поступках. Однако не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину, есть пороки недопустимые, как то: злорадство, бесстыдство, злоба, блуд, воровство, человекоубийство.
Христианство открыло богословские добродетели веры, надежды и любви, не отвергая, впрочем, древнегреческих. «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).
«Бог есть любовь», – пишет апостол Христов Иоанн Богослов: «Сие заповедую вам: да любите друг друга» (Ин. 15:17).
Святоотеческие и ранние педагогические источники утверждают: добродетели (греч. аrete, или др.-греч. αρετή, – совершенство) есть вечные качества, подобие Божие в человеке, которое все мы призваны взращивать в течение жизни. Добродетели – это единственная одежда души, в которой она предстанет пред Богом в надежде на свое оправдание.
В советское время академик Д.С. Лихачев писал об интеллигентности – добродетели, не совсем понятной Западу (там ближе оказались рыцарство и аристократизм). Но отойдя от Бога, интеллигенция в России повлекла за собой народ и сыграла свою трагическую роль в национальной катастрофе прошлого века. Сегодня от этой части общества многое зависит. Если интеллигенция будет правильно ориентирована в плане мировоззренческом, религиозном и духовном – это станет залогом возрождения нашего общества.
Как говорил И.А. Ильин, главная задача наших современников и соотечественников – правильно самоопределиться: и мировоззренчески, и интеллектуально, и творчески, и нравственно, и религиозно, и политически. Существует непреложный закон: ошибка в мировоззрении ведет к ошибкам в практической деятельности.
Ребенок совершает проступки тогда, когда ошибки имеются в его мировоззрении, в его миросозерцании. Поэтому важно, чтобы мышление детей было позитивным и благодатным, творческим и продуктивным, – этому способствует организованная в школе «фабрика добрых помыслов» преподобного Паисия Святогорца. Напротив, если ребенок затаит в себе злобу, ненависть, агрессивность по отношению к другому человеку – это обязательно выльется в его поступки.
Важная стратегия педагогического процесса – диалог учителя с учеником. Известно, что слова волнуют, а примеры увлекают (лат. verba movent, exempla trahunt). Мало учить словами: педагог должен иметь такой облик – творческий, мировоззренческий, нравственный, интеллектуальный, – который способен привлекать учеников.
Архимандрит Платон (Игумнов), доктор богословия, профессор Московской духовной академии