О нескольких удивительных случаях, которые произошли на съемках документальных фильмов о старце Паисии Святогорце, рассказала директор цикла этих фильмов Виктория Лебедева в рамках круглого стола, состоявшегося в МДА 13 января 2023 г.
Съемки документальных фильмов начались в 2011 г. Священный Кинот Святой Горы Афон два раза рассматривал наше прошение на их разрешение. Половина представителей монастырей собиралась разрешить, а другая – не соглашалась. Чтобы соблюсти устав (ведь снимать на Афоне нельзя), в официальном отказе было все-таки написано, что фильм о старце Паисии – дело хорошее и благое. Вот такое неофициальное благословение мы и получили.
В 2011 г. наша съемочная группа поехала в Грецию. Игумен Киприан (Ященко) вместе с режиссером Александром Куприным и оператором Борисом Костенко поехали на Афон со съемочной техникой, а мы с переводчицей Ксенией Климовой остались на материке, чтобы договориться о встречах и интервью. Толком мы не знали, что будем делать, предварительно договорились только с одним человеком, который и пообещал нам помочь встретиться с духовными чадами старца Паисия.
Мы с Ксенией расположились в монастыре на северо-востоке Греции и стали ездить в Коницу, где старец Паисий провел детство, а потом там восстанавливал монастырь Стомион. Ехать туда далеко, поэтому мы вставали в 5 утра и к обеду приезжали в Коницу. Местные жители не верили, что мы приехали к ним из самой России и что теперь тратим по полдня для поездки в их город. Относились поначалу к нам с недоверием.
В первую такую поездку мы спросили, где находится монастырь Стомион. Нам сказали, что надо идти 7 км в горы, и мы в размышлении стояли у реки Аос. Тут подъехал грузовик, который направлялся как раз в горы. Мы спросили водителя, не довезет ли он нас до монастыря Стомион. Мужчина согласился. Тут я начала толкать Ксению: «Спроси, пожалуйста, не знал ли он старца Паисия». Она засомневалась, водитель был еще совсем не старый и вряд ли мог знать святого. Но все же спросила. Выяснилось, что водитель знал старца и рассказал, что был совсем маленьким, когда ходил к нему в монастырь Стомион и помогал старцу. Он сделал тот самый крест, который показывал, куда идти благочестиво, а куда неблагочестиво одетым посетителям. Так он стал одним из первых людей, знавших святого Паисия, которых мы таким чудесным образом встретили.
Потом в Конице мы познакомились с пастухом Василием. Он нас проводил по лесу в Коницу, когда мы уже приехали со съемочной техникой. Его супруга оказалась родственницей старца Паисия.
Когда мы пришли в монастырь Стомион, то увидели картину, как из отеческого патерика: настоятель архимандрит Косьма метелочкой подметал двор. Больше там никого не было. Стомион – красивейшее место на горе. Внизу бежит река, кругом сосны, на них – шишки, которые собирал старец Паисий, чтобы делать оклады для икон.
Архимандрит нас очень тепло встретил. К сожалению, у нас не было съемочной техники, да и вопросы мы не заготовили, но он сказал, что готов дать интервью в следующий раз.
Потом в Салониках мы встретились с духовным чадом старца Паисия, который возил нас по Греции. Интервью он нам так и не дал, но помог встретиться с Афанасием Раковалисом и со многими людьми, связанными со старцем Паисием. В тот день, когда мы должны были взять интервью у Афанасия Раковалиса, к нам с Афона должен был приехать оператор Борис Костенко. И вот мы стоим и ждем его на площади в Салониках. Ждем час от договоренного времени, ждем два, наступает вечер. Непонятно, что случилось, Борис ведь и греческого языка не знает, поэтому волнуемся. Стоим в компании греков, которые говорят, что сейчас Афанасий Раковалис уедет и мы уже не сможем взять у него интервью. И при этом удивляются, чего мы так нервничаем. «Вот, – кивают, – храм стоит, там чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Если у нас проблемы, мы всегда идем туда, молимся». И это говорили светские люди.
Пошли мы к иконе, не успели к ней приложиться, как зазвонил телефон. Это чудо: попросишь – и Господь устраивает. Нашелся наш оператор, и все прошло хорошо. Как выяснилось, он потерялся, а телефоны у него разрядились. Удивительным образом он умудрился их зарядить. Все произошло молитвами батюшки Паисия Святогорца.
Когда мы только собирались в Грецию, я, конечно, знала, что будем снимать видеофильм о святом, но то, что это по-настоящему живой святой, которого уже тогда там почитали, такого понимания у меня не было. Поэтому случаи, которые с нами происходили, были удивительны для нас.
Снимали мы не только на Афоне. Снимали мы и на Керкере. Там жил монах Арсений, который был тем самым боевым товарищем, которого старец Паисий вынес раненого на себе. Об этом написано в житии старца Паисия. Они были фронтовыми друзьями. Мы нашли его телефон. Ксения Анатольевна до него дозвонилась, отец Арсений согласился дать интервью и рассказать про старца Паисия. Но когда мы приехали на Керкеру, то так получилось, что мы не смогли попасть в монастырь, в котором мы должны были ночевать. Нам вообще непонятно было, где ночевать всей съемочной группой. Это была уже вторая поездка, другим составом. Вот ходили с игуменом Киприаном по ночной Керкере и думали, что делать дальше.
Заночевали в маленькой гостинице, а наутро пошли в монастырь. Но как искать отца Арсения, у нас ведь не работали телефоны. Помню, что зашла в монастырь и увидела, что за свечным ящиком сидел старенький монах. Греческий я тогда только начала учить (так и не выучила), но три слова смогла сказать, что-то вроде «где монах Арсений». А он и говорит: «Это я самый и есть».
Отец Арсений много рассказал нам и о старце Паисии, и о военной службе, и о том, что святой ему являлся уже после смерти. Видимо, духовная связь между ними была крепкая. В фильме отчетливо видно, что от многих людей, которые рассказывали о старце Паисии, исходила какая-то благодать. Монах Арсений рассказал про то, как однажды привели к нему онкобольную девочку. Он стал о ней молиться, и девочка выздоровела. Отец Арсений так деликатно поведал эту историю, что мы даже не сразу поняли, что именно по его молитвам и батюшки Паисия девочка исцелилась.
Когда мы уже отсняли фильм, редактор греческой газеты, которую по тиражу и популярности можно сравнить с «Московским комсомольцем», захотел, чтобы наши фильмы в преддверии канонизации старца Паисия появились у них в качестве приложения на греческом языке. Мы согласились, отправили им в Грецию все материалы, все фильмы и попросили, чтобы часть дисков, которые они напечатают, передали нам. Мы планировали их раздарить. Договорились, что они привезут их в Коницу, куда мы должны были приехать. Приезжаем – а дисков нет. Что поделаешь, нет и нет. Потом уже зашли в храм, были празднования по поводу канонизации батюшки Паисия. И случайно увидели в подсобке коробки с нашими именами. Выяснилось, что их оставили перед храмом, но так как никого из нас не было, спрятали коробки с дисками в подсобке.
Хотелось бы рассказать об удивительных съемках на Синае осенью 2012 г. Заблаговременно договорились о съемках с владыкой Домианом, настоятелем монастыря Святой Екатерины. Когда я ему звонила (он хорошо говорит по-английски), владыка согласился, но в связи с занятостью просил позвонить незадолго до нашего приезда, а пока запишет наши имена и название фильма, который мы снимаем, в конце записной книжки. Через какое-то время, когда все было спланировано, снова дозвонилась до владыки Домиана, но он совершенно не помнит меня. Тогда я сказала, что все отмечено у него в записной книжке на последней странице. Он проверил и говорит: «Да, действительно». Вспомнил и благословил приехать.
А в это время на Синае начались боевые действия, ситуация осложнилась. Съемочные группы, которые приезжали из других стран, в том числе и из России, дальше транзитной зоны не пропускали. Между тем вылет отца Киприана со съемочной группой уже был запланирован.
Ночью раздается звонок от владыки Домиана. Я даже сначала не поняла, что это он, сложно было поверить. Владыка говорит: «Вы знаете, у нас сложная обстановка. Вокруг люди с автоматами, они следят, чтобы в монастыре никого не было, тем более с камерами. Поэтому не знаю, как вы сможете доехать до монастыря, вам нужно дипломатическое сопровождение. Но если вы все-таки доберетесь, я буду знать, что это Божие благословение и что старцу Паисию угодно, чтобы этот фильм был».
Что делать – непонятно. Одним из духовных чад отца Киприана был дипломат. Я набралась смелости и позвонила ему ночью, трубку взяла его супруга. Я извинилась, описала сложившуюся ситуацию. Она тут же передала мой номер телефона мужу, который был в этот момент в аэропорте, улетал в Нью-Йорк и не мог сам помочь. Но пообещал передать информацию знакомым в Египет. И на этот разряжающийся телефон позвонили дипломатические работники из Каира. Когда я объяснила ситуацию, они сказали, что очень далеко ехать из Каира в Шарм-эль-Шейх встречать нашу съемочную группу. Но как-то они приняли близко к сердцу нашу историю и согласились помочь.
Уже ранним утром они перезвонили и попросили упаковать все камеры так, чтобы их не было видно. Потом через какое-то время перезвонили и сказали, чтобы мы, наоборот, распаковали все камеры, они должны быть на виду.
По Божией милости наша съемочная группа долетела благополучно и на машине с дипломатическими номерами, которые не досматривают, удалось без проблем добраться до монастыря к владыке Домиану. Снимали ночью, чтобы, не дай Бог, нас не увидели люди с автоматами. И съемки чудесным образом были завершены. Иначе как помощью батюшки Паисия это не объяснишь.
Можно еще рассказать о паре забавных случаях, правда, нам тогда было совсем не весело. Оба случая произошли с режиссером Александром Куприным. Он в то время был уже маститым режиссером-документалистом, автором нескольких фильмов про святых. На Афоне снимать нельзя, поэтому камеры надо было прятать и доставать только непосредственно перед интервью. А он достал камеру, когда они еще подплывали к острову на катере. Мы позвонили отцу Киприану, чтобы узнать, добрались ли они до Афона, и батюшка нам сообщил, что их арестовали. Слава Богу, все обошлось! Но Александра Куприна арестовала водная полиция еще раз, когда он вытащил камеру для съемок красивых видов. Хорошо еще, что полиция не стерла уникальные материалы.
Съемки фильмов стали бесценным опытом для всех участников, который изменил нашу жизнь, стал подлинным сокровищем для нас. Это было живое общение со святым Паисием, друг с другом, с Грецией, Православием.
Скажу еще про фильм, который был снят в 2014 г. покойным ныне Александром Николаевичем Столяровым. Этот фильм снимали, когда уже старца Паисия прославили в лике святых, и он назывался «Обыкновенный святой». У этого фильма совсем другая интонация, совсем другой подход, и хотелось бы его тоже порекомендовать к просмотру. В нем показана жизнь села Коницы, как молятся местные люди, как ходят на службы и как они почитают старца Паисия. В картине есть эпизод о том, как жители села Коницы смотрели наш шестисерийный фильм про старца Паисия и как они на него реагировали.
Виктория Лебедева