Практический онлайн-курс для педагогов и родителей
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994), один из величайших подвижников и пророков нашего времени, подвизался на Афоне, был воспитан русским старцем Тихоном, в своей жизни на практике в совершенстве стяжал христианские добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, упование на Бога, смирение и любовь. В общении с людьми, которые приходили к нему за помощью и утешением, он делился этим опытом. Преподобный простыми словами и жизненными примерами указывал человеку путь к Небесному Отцу, в Небесное Отечество.
Святой старец полагал, что любая страсть или добродетель начинается с помыслов. Поэтому человек, желающий духовного возрастания, должен в первую очередь превратиться в «фабрику добрых помыслов». Ее сущность состоит в искусстве сохранять свое сердце в мире, даруя этот мир окружающим.
Злые, тщеславные помыслы сводят к нулю все труды. Если человек вынашивает злой помысел, то какие бы подвиги воздержания – посты, бдения и пр. – он ни совершал, все пойдет прахом. А вот один чистый, благой помысел превосходит, по мнению святого Паисия, любой аскетический подвиг.
В рамках практического онлайн-курса представлен богатый опыт афонского старца: Школа святого Паисия Святогорца, его Фабрика добрых помыслов. В этом курсе каждое занятие посвящено одной добродетели. Публикуем занятие, посвященное добродетели умеренности и воздержания.
Добродетель целомудрия
Эта добродетель занимает важное место в святоотеческом наследии и приобретается через воздержание и борьбу с различными похотями. Начало целомудрия – ум, который не отвлекается на блудные помыслы и мечтания. Чтобы стать целомудренным, нужно избегать всего, что может положить хоть малейшее пятно на чистоту души – скверных слов, пустых разговоров и т.д. – и упражняться в молитве, посте, телесных рудах.
Святой Паисий Святогорец не просто учил людей тому, как возрастать в тех или иных христианских добродетелях – он щедро делился собственным опытом, так как стяжал все добродетели на практике. Еще живя в миру, он был трезвенным делателем, избегал мирских развлечений; был внимателен в выборе того, с кем общаться в отношении помыслов и чувств; каждый день он подвергал себя самоконтролю.
В юности, если кто-нибудь предлагал сосватать ему невесту, он решительно возражал: «Я буду монахом». После того как на одной свадьбе отец произнес тост, пожелав ему: «Ну, дай Бог, чтобы и на твоей свадьбе тоже погуляли», Арсений перестал целовать отцу руку. Он делал это не от неуважения, но в знак молчаливого несогласия.
Митрополит Ланкадасский Спиридон рассказывал об отце Паисии: «Он придавал большое значение мелким помыслам. И был предельно чист внутренне. Он не оставлял свой ум в праздности ни на минуту. Не только не делал чего-то, что могло быть противно Богу, но и не принимал мимолетного помысла, который считал грехом».
Господь не только сохранил святого старца Паисия от плотских грехов, как сам он признался однажды, но его целомудрие простиралось до той меры, что он никогда не допускал себя до сосложения с плотскими помыслами. Если много лет спустя после какого-то приражения постыдного помысла он вспоминал об этом, то заливался краской, как маленький ребенок. Впоследствии он был совершенно недвижим к искушениям подобного рода.
В своих сочинениях преподобный Паисий Афонский размышлял о целомудрии в супружеской жизни:
«Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. Как только появилась бесстрастная супружеская пара – где оба были такими, каким сотворил человека Бог, и у них могло родиться чадо так, как это должно было происходить по замыслу Божию, – тогда и родилась Пресвятая Богородица – это Чистое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысел говорит мне, что Христос пришел бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна.
Погляди на тех матерей, которые до брака жили в целомудрии. Они умиротворенные, несмотря на то что обременены кучей хлопот. […]
Я всегда подчеркиваю, что до брака юный должен стараться жить, насколько возможно, более духовно и беречь свое целомудрие, которое обеспечивает ему двойное здравие. Духовная жизнь есть основная предпосылка и для семейной, и для монашеской жизни. […]
Нынешний мир похож на засеянное пшеницей поле. Пшеница начала колоситься, но на поле зашли свиньи и всю ее истоптали, перерыли. И сейчас это поле выглядит так: перепаханная трава, земля, втоптанные в грязь колосья, и лишь кое-где по краям высятся нетронутые колоски пшеницы».
Однажды к старцу пришли студентки и попросили: «Помолитесь, геронда, чтобы мы сдали экзамены». «Буду молиться, чтобы вы сдали экзамены на целомудрие. Это самое основное, – напомнил отец Паисий. – После этого можно расставить по местам все остальное. […] Если человек этого не поймет, может в неделю бывать на трех ночных службах, трижды в месяц по три дня подряд держать строгий пост, молиться часами, хранить телесное целомудрие – и все будет бесполезно. Не говорю, что все это не нужно, но главное, чтобы человек позаботился стяжать то, что важнее всего – духовное благородство, которое есть целомудрие души. Для того, чтобы в человеке смог обитать Бог, необходимо, чтобы в душе не было корысти, своеволия, эгоизма, человекоугодия, ничего тому подобного. Если этих страстей нет, значит, душа человека стала целомудренной, и, даже не предстоя на молитве, он сродняется с Богом, соединяется с Ним. Простота была состоянием Адама до грехопадения, когда он всех видел чистыми и беззлобными».
Святой Паисий приводил в пример отца Харалампия из монастыря Кутлумуш. Этот монах был библиотекарем, но его отстранили от должности, так как он никогда не закрывал двери библиотеки. «Зачем вам все эти замки да ключи, – говорил отец Харалампий. – Пусть люди свободно читают книги». «Он обладал такой простотой и чистотой души, что ему даже не приходила мысль, что есть люди, которые воруют книги. Начинайте свой подвиг именно с этого – со старания стяжать душевную чистоту», – советовал отец Паисий.
«Если сегодня на лица юных видны скромность, целомудрие, это великое дело. Какие же несчастные, искалеченные девушки подчас ко мне приходят! Они беспорядочно живут в грехе с молодыми людьми, не понимая, что цели, которые те преследуют, нечистые. Таким образом несчастные становятся калеками. «Что же мне делать, отче?» – спрашивают они меня. «Владелец кабака, – отвечаю я им, – хотя и водит дружбу с пьяницей, но дочь свою за него замуж не выдает. Прекратите греховные связи. Если те, с кем вы грешите, вас действительно любят, они оценят это должным образом. Если же оставят вас, это будет значить, что они вас не любят, и вы не будете тратить время зря».
Люди, приходившие к святому, верующие и сомневающиеся, спрашивали его:
– Геронда, отчего случается, что юноша, с детства живший духовно и имевший любочестие (стремление к добру), доходит до того, что совершенно сбивается с пути?
– Есть много причин. Дети, живущие мирской, невнимательной жизнью, обличаются, видя других детей, которые живут целомудренно, духовно, и хотят увлечь их к той жизни, которой живут сами. Как-то раз по дороге шли два паренька. Вдруг один поскользнулся и упал в грязнейшую лужу. Вся его одежда перепачкалась. Стоило им пройти чуть дальше и подойти к другой луже, как он толкнул в нее своего приятеля, чтобы испачкался и тот. Мальчик сделал это потому, что ему было не по себе, оттого что сам он был грязным, а его приятель чистым. Компании оказывают на детей огромное воздействие».
– Геронда, сегодня в университетах и в других учебных заведениях юного подстерегает множество искушений.
– Надо подружиться с ребятами, которые живут духовно, для того чтобы помогать друг другу и находиться в духовной атмосфере. Не надо сгущать краски. Я знаком со многими ребятами, которые учатся в университете и живут целомудренно. Они добиваются этого с помощью маленького собственного старания и великой помощи Божией.
Лукавый использует юношеский возраст, в котором, к тому же, бунтует плоть человека, и старается разложить молодых в этот нелегкий для них период. Их разум еще незрел, они весьма неопытны и совсем не имеют духовных сбережений. Поэтому юный, находящийся в этом критическом возрасте, должен чувствовать, что ему постоянно необходимы советы старших. Эти советы нужны ему для того, чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое угрожает тем, что будет впоследствии наполнять его душу тревогой и навеки удалит ее от Бога.
[…] Если кто-то начинает уступать греху, он чернеет изнутри, мутнеют очи его души, и видит он мутно. Потом он уже загрязнен грехом, и грех спугивает его. Даже чистое он может увидеть нечистым. Есть люди, которые, к примеру, не могут поверить в то, что бывают юноши и девушки, живущие целомудренной, чистой жизнью. «Сегодня, – говорят они, – такое невозможно». Несчастные настолько погрузились в грех, что видят все греховным. Те, кто водится с рогатыми рожами, не могут и представить того, что есть другие, те, кто дружен с Ангелами Божиими. Но не надо требовать от свиней благоговения к лилиям. Ведь и Христос сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»(Мф. 7:6). Тот, кто живет духовно, чисто, должен быть очень осторожен и никогда не допускать свободы в обращении с мирскими людьми, но и им не разрешать вмешиваться в духовное, чтобы не повредиться самому и не повредить их, потому что у мирских устав другой, канонарх другой, и святого мира от одеколона они отличить не могут».
– Девушка рассказала мне, что ее однокурсник стал приставать к ней с вопросами, почему она не ходит в кино и не гуляет с мальчиками. Что ей надо было ему ответить?
– Надо было сказать ему: «Да мне таких вопросов даже родной брат не задает! Ты что ли будешь меня об этом спрашивать?»
– А он несколько дней спустя снова встретил ее возле университета и схватил за плечо. Она сказала ему только: «Привет» – и тут же вошла внутрь.
– Нет, она поступила плохо! В этом случае надо было дать ему отпор. Она повела себя так, что у него могло создаться впечатление, будто бы ей по душе его выходка, так что он повторит ее снова. Она сейчас находится в несколько трудном возрасте, и поэтому, если начнет водить дружбу с юношами, это не пойдет ей на пользу. И беседовать с ними якобы для того, чтобы им помочь, ей тоже не нужно. Если она, познакомившись с добрым, хорошим юношей, решит вступить в брак, то должна поставить об этом в известность своих родителей. Они разберутся, обладает ли молодой человек качествами, необходимыми для создания хорошей семьи. Но сейчас, когда она еще не решила по какому жизненному пути пойти, беседовать с юношами ей не на пользу, потому что это просто вскружит ей голову и она потеряет покой.
Тяга женского пола к мужскому и наоборот свойственна человеческой природе. Но ты скажи этой девушке, что сейчас для этого не время. Пусть она следит за своей учебой. […]
Юноши и девушки, с раннего возраста культивирующие в себе тягу к противоположному полу, нажимают на «кнопку», не дожидаясь, когда придет подходящий для этого час. А потом, когда благоприятный час приходит, их «кнопка» уже нажата и они не способны пережить радость, потому что пережили ее раньше – в неподходящее время. А вот те юные, которые внимательны к себе в этом отношении, дождавшись благоприятного времени, радуются больше, и, пока это время не придет, они пребывают в душевном покое. […]
Чем большим духовным деланием занимается человек в юношеские годы, тем легче ему потом – какую бы жизнь он ни избрал. Чем лучше он вооружится перед боем и подготовится к нему, тем легче ему будет во время сражения, когда вокруг будут свистеть пули и рваться бомбы. Пока девушка не решит, становиться ли ей монахиней или же доброй и хорошей матерью, ей необходимо жить целомудренно.
Юноша, встречая, к примеру, красивую девушку, должен стараться включать в работу добрые помыслы. Он должен смотреть на нее как на живой образ какой-то святой. А встретив девушку распущенную, он должен посмотреть на нее, как на свою сестру. Все мы – дети Адама. Ему должно ее пожалеть, подобно тому как он огорчился бы, если бы его родная сестра докатилась до такого состояния. […]
Те люди, которые были невнимательными и в мирской жизни приобрели дурные привычки, пусть после своего обращения безропотно терпят брань от врага, не возделывая, однако, злых похотей. Если они станут таким образом подвизаться, то очистятся и достигнут состояния людей целомудренных, которые не познали больших грехов, не приобрели дурных привычек, но не терпят и большой брани. Весьма преуспеют те, кто использует свои предыдущие падения как опыт. Идя по минному полю, не зная местности, человек вынужден продвигаться вперед очень медленно и осторожно, иначе взлетит на воздух. А если знать местность, то с имеющимся опытом можно, и будучи раненым, продвигаться вперед уверенно и быстро. Тот, кто занялся невозделанной нивой своей души, выполет из нее все терния страстей и насадит на их месте добродетели. Однако это очень тяжелое делание, требующее большой силы воли и терпения. Поэтому я посоветовал им прежде всего покаяться, искренне поисповедоваться и в будущем быть внимательными: ходить в церковь, с благословения своего духовника причащаться, чтобы уцеломудриться. […]
То, что мир, к несчастью, разложился, – это истина. И человек, стремящийся сохранить себя чистым, запачкается, где бы он ни оказался. Однако разница в том, что с современного человека Бог не взыщет так же, как Он взыскивал в древнюю эпоху с христианина, который хотел сохранить себя в чистоте. Необходимо хладнокровие, юноша должен делать то, что он может: подвизаться, избегать поводов ко греху. Во всем остальном поможет наш Христос. […]
Разгоревшееся в душе божественное рачение настолько огненно, что обладает силой сжигать всякое иное похотение и всякий непристойный образ. Когда в человеке запылает этот огнь, тогда он будет чувствовать и те божественные наслаждения, которые несравнимы с любым другим наслаждением. Того, кто вкусил сей небесной манны, сладость диких плодов рожкового дерева оставляет совершенно равнодушным. […]Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира. И напротив: мирен тот, кто живет с Богом, устремляет свой ум в божественные смыслы и постоянно имеет добрые помыслы.