Издавна август называли щедрым месяцем, разносолом, густарем. «Август густарь – страды государь».
В садах поспели фрукты, в огороде – овощей вдоволь. Август – ленорост, припасает и холст.Хотя лето уже навстречу осени бежит, все равно много еще дней погожих. Торопись только, собирай щедрые августовские дары. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
Сам Господь благословляет в эти дни августа плоды и садовые, и лесные. Не спешили их срывать до этого срока, давали войти в силу, напитаться соками, погреться на солнышке. И вот август и на самом деле становится «лакомкой», даже несмотря на двухнедельный Успенский пост.
Сам праздник Изнесения Креста Господня именовался в народе первым Спасом,медовым Спасом. К этому дню дозревает в ульях новый мед, пчелы перестают носить медовую взятку, а пасечники выламывают соты. Крестьяне обязательно несли к праздничной службе мед: липовый и гречишный, красный и белый, несли прямо в сотах или уже вытекший из сот, собранный в новую деревянную посуду. По окончанию литургии священник благословлял принесенное, благословлял медосбор нынешнего лета и вкушение меда нового урожая, до этого же дня постники нового меда не ели. А вот после освящения разговлялись свежим медком, пекли пироги с медом и пшенной кашей.
С этого же дня собирали ягоды черемухи, лесной малины, поспевший мак. И загадки про них придумывали. А ну-ка, отгадаешь ли, какая загадка про что?
Платье потерялось – пуговки остались.
Черный маленький барашек, костяно брюшко. (Точно, это про черемуху.)
Под одним колпаком семьсот казаков.
Пал порошок, стал городок краше Казани, краше Астрахани. (А уж эти загадки – про мак.) Если немного вырастало мака, не очень-то печалились: Не уродился мак, пробудем и так.
А ребятишки малые, затеяв игру, поставив в центр круга водящего, ходили хороводом да приговаривали:
На горе-то мак, мак; под горою так, так,
Мои спелы маковицы, золотые головицы.
Стань мак, как был.
После этого останавливались и обращались к водящему:
Ты поле вспахал? – Вспахал, – отвечал водящий.
А мак в поле посеял? – Посеял.
А дождик мак поливал? – Поливал.
А поспел мак?
Вот тут-то водящий, если не хотел окончания игры, отвечал отрицательно: «Нет, не поспел еще». И играющие снова пускались водить хоровод, приговаривая уже знакомые нам слова, а остановившись, вновь задавали водящему вопросы. Так продолжалось несколько раз, пока, наконец, стоящий в центре круга не отвечал им, что мак поспел. Тогда-то вся ребятня радостно восклицала: «Так давайте мак трясти!» Все гурьбой бросались к водящему и начинали его тормошить. После чего выбирался новый водящий и игра повторялась.
Наблюдательный народ примечал, что какова погода в первые дни августа (помните, что по старому стилю первым было нынешнее четырнадцатое августа), такими же будут и последующие осенние месяцы, и даже начало зимы.
Но вот подходил большой августовский праздник: Преображение Господне (по новому стилю 19 августа). Этот праздник назывался в народе вторымили яблочнымСпасом. К этому дню начинали срывать спелые яблоки. Словно куличи на Пасху, несли корзинки и узелки с яблоками в храм, где после праздничной литургии священник читал над плодами молитву и окроплял их святой водой.
Обычай такой пришел издалека. В древности в середине августа в Византийской империи начинался сбор винограда. А у римлян оставалась еще языческая традиция посвящать первые грозди домашним божествам. Церковь этого, естественно, не одобряла, но предложила своим верным чадам приносить первый виноград в православный храм в день Преображения Господня.
В России вместо винограда в храм стали приносить созревавшие к этому времени яблоки: багровые и золотистые, белые и зеленые, красноватые и в веснушчатых крапинках, большие и маленькие, как будто игрушки с рождественской елки. В домах и в храмах в этот день и пахло по особенному – яблоками, люди угощали друг друга созревшими в их садах или купленными фруктами. По народной пословице: На второй Спас и нищий яблочко съест.
Следующий великий праздник – день Успения Пресвятой Богородицы – Богородичная Пасха(28 августа по нашему календарю). К этому времени заканчивалась жатва, приносили с поля последний сжатый сноп и ставили его дома в красном углу под иконами. Иногда красный угол украшали венком из колосьев.
А на другой день после Успения церковь вспоминает бывшее в 944 г. перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя. Этот праздник в народе именуется третий Спас,хлебный. Из нового хлеба пекли в этот день пироги, на севере – варили толокно. Говорили о нынешнем и будущем урожае. Третий Спас хлеба припас.
Лес тоже радует в эту пору августовскими дарами: последними ягодами, грибами, а еще плодами, о которых мы тебе, читатель загадку загадаем, а ты подумаешь и ответишь, что же это такое.
Росло-повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось.
Есть на мне, есть во мне, нагни меня, сорви меня, в руках – гладко, расколешь – сладко.
Маленький мужичок – костяная шубка.
Догадались? Третий Спас – ореховый, орехи в лесу к этому времени поспевают, вот и еще один подарок от уходящего лета.
Ольга Потаповская