6 июня исполняется 220 лет со дня рождения великого русского поэта.
В четверг, 26 мая/6 июня 1799 г. Русская Православная Церковь праздновала Вознесение Господне. Помимо этого, отмечали еще одно событие: родилась племянница императора Павла I. По этому поводу во всех храмах городов и сел России весело трезвонили церковные колокола. Люди радовались, гуляли, как в большие церковные праздники. Для нас же этот день знаменателен еще и тем, что по воле Божией в мир пришел гений художественной русской и мировой литературы Александр Сергеевич Пушкин, заслуживающий церковного звона. Сам Пушкин впоследствии говорил, что в день праздника Вознесения Господня в его жизни происходили замечательные события.
О происхождении А.С. Пушкина
Родословная Александра Сергеевича Пушкина насчитывает шесть столетий: с XIII века до XVIII включительно. Пушкин, изучая свою родословную, писал о ней:
«Прадед мой, по отцу Александр Петрович, был женат на меньшей дочери графа Головина, первого Андреевского кавалера. Он умер весьма молод, в припадке сумасшествия зарезав свою жену, находившуюся в родах, единственный сын его, Лев Александрович был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее связь с французом, бывшим учителем его сыновей и которого он весьма феодально повесил на черном дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от него натерпелась.
Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Это и был знаменитый и известный своей судьбой «арап Петра Великого», которому была дана фамилия Ганнибал.
В семейной жизни прадед мой Ганнибал так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре. Вторая жена его, Христина-Регина фон Шеберх родила ему множество черных детей обоего пола.
Дед мой, Осип Абрамович, женился на Марье Алексеевне Пушкиной. И сей брак был несчастлив. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой. Новый брак деда моего был объявлен незаконным, бабушке моей возвращена трехлетняя ее дочь, а дедушка послан на службу в черноморский флот. Тридцать лет они жили розно. Дед мой умер в 1807 году, в своей псковской деревне от следствий невоздержанной жизни. Одиннадцать лет после того бабушка скончалась в той же деревне. Смерть соединила их. Они покоятся друг подле друга в Святогорском монастыре».
Пушкин родился в дворянской семье. Его отец Сергей Львович Пушкин (1770–1848) получил светское французское воспитание в духе вольнодумства XVIII века. В основе этого воспитания лежала скептическая французская литература. Особый успех он имел в салонных играх, требовавших остроумия и игривости ума. Был он прекрасный актер и декламатор, мастерски читал Мольера, писал легкие французские и русские стихи.
От отца А.С. Пушкин мог унаследовать некоторые литературные способности. Дар высокой гениальности получил он от Бога.
К детям своим Сергей Львович был глубоко равнодушен. Никакой душевной близости с ними у него никогда не было…
Мать Пушкина Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была легкомысленной, ветреной, избалованной и капризной женщиной. Она была очень хороша собой, и в свете ее прозвали «прекрасной креолкой». Мало интересуясь французской философией, она знала французскую литературу, вполне сходясь в этом отношении во вкусах со своим мужем, очаровывая светское общество не только своей красотой, но и остроумием и веселостью. Видимо, от матери А.С. Пушкин унаследовал эти последние качества.
Надежда Осиповна питала отвращение ко всякому труду и совершенно запустила свое домашнее хозяйство. Была она вспыльчива, властна и взбалмошна. Муж находился у нее под башмаком. Из оставшихся в живых у нее было трое детей: дочь Ольга, старше Александра на три года, Александр, будущий поэт, которых она не любила, а младшего сына Льва обожала.
У дворян Пушкиных в Москве своего дома не было. В Первопрестольной тогда у богатых людей было много свободных квартир. Пушкины снимали их на разные сроки: на полгода, на два года. Отказавшись от снятой квартиры, иногда уезжали в Санкт-Петербург. В 1804 г. купили имение, недалеко от Москвы, Захарово, поблизости от Больших Вязем, куда уезжали в теплое время года.
8 июня 1799 г. Пушкина крестили в храме Богоявления в Елохове. Он стал сыном Православной Церкви Христовой. Началось его духовное воспитание под благотворным влиянием бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В той комнате, где Сашу укладывали спать, она, встав на колени, пламенно молилась перед иконами с лампадой. На мальчика это производило сильное впечатление. Она очень полюбила внука, и он отвечал ей тем же.
Второе благотворное духовное влияние Саша получил от няни Арины Родионовны Яковлевой – крепостной крестьянки, воспринявшей народную духовную мудрость.
В пять лет русскому языку читать и писать Сашу обучала бабушка Мария Алексеевна. Она и няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки. Вообще же в дворянских семьях говорили больше по-французски. Саша быстро усвоил французский язык. Добрался до богатой библиотеки отца, запоем читал произведения безбожных Вольтера, Парни и эротическую литературу. Таким образом, светлые духовные задатки, полученные в Православной Церкви Христовой и под влиянием бабушки и няни, заслонились душевной тьмой, грехами сладострастия.
В дворянских семьях было принято до дошкольного образования сообщать детям различные знания в домашней обстановке. Для этого нанимались учителя. У Саши Пушкина они были следующие: учитель русского языка Шиллер, гувернеры и учителя французского языка гр. Монфор, Русло, Шелель, учитель Закона Божия священник Алексей Иванович Богданов, учительница немецкого языка Лорж, английского – гувернантка сестры Саши – Белли. С 1809 по 1811 гг. диакон Александр Иванович Беликов, окончивший Славяно-Греко-Латинскую академию, преподавал отроку Пушкину Закон Божий, русский язык и арифметику. Главными учителями Саши стали гости, приходившие к его отцу Сергею Львовичу: Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков.
Имея необыкновенный ум и цепкую память, Саша, слушая чтение стихотворений и басен Дмитриева и Василия Львовича Пушкина, повторял их наизусть.
Обыкновенно он с игрушками сидел в той же комнате, где были гости у отца. В шесть лет, оставив игрушки, Саша слушает разговор отца с Карамзиным, не спуская с того глаз.
Когда Саше исполнилось 11 лет, в доме у Бутурлиных при чтении стихов каким-то поэтом-моряком, Саша захохотал. Мать выслала его из комнаты. Ученый француз Жиле, гувернер Бутурлиных, сказал тогда о Саше: «Чудное дитя! Как он рано все начал понимать! Дай Бог, чтобы этот ребенок жил и жил. Вы увидите, что из него будет».
Творчество А.С. Пушкина началось в детские годы. Семилетнего Сашу уложили в постель. Он лежал с открытыми глазами. Спросили: «Что ты, Саша, не спишь?» – «Сочиняю стихи».
Саша сочинял комедии, которые сам и разыгрывал перед сестрой. Сестра Ольга была как бы в зрительном зале. Одна из комедий – «Похититель», на французском языке, была отвергнута юной зрительницей.
Светская жизнь Саши началась в восемь лет. С сестрой Ольгой они бывали на танцевальных вечерах у Трубецких, Бутурлиных, Сушковых и на балах танцмейстера Иогеля. Саша влюбился в Соню Сушкову. В перерывах между танцами и играми его окружили сверстники. Он смешил их эпиграммами. В девять-десять лет Саша сочинял басни.
Саше скоро 12 лет. Пришла пора учиться в закрытом училище для получения светского воспитания и светского образования. В Москве такой школы не было. Родители отправились в Санкт-Петербург. Там многие дети русских аристократов воспитывались в католическим пансионе иезуитов. Когда родители Саши были в Санкт-Петербурге, стало известно, что готовится открытие Лицея в Царском селе. Поступить в это привилегированное училище было великой честью.
1 марта 1811 г. С.Л. Пушкин подал прошение на имя министра народного образования А.К. Разумовского о приеме в Лицей его сына Александра. В прошении указывается, что А.С. Пушкин «получил воспитание в доме родителей, где приобрел первые сведения о грамматических познаниях российского и французского языков, арифметики, географии, истории и рисования».
Также в марте 1811 г. С.Л. Пушкин подал прошение в Герольдию – ведомство, занимавшееся вопросами генеалогии дворянских родов, с приложением к прошению свидетельства министра юстиции И.И. Дмитриева о том, что «Александр Пушкин есть действительно законный сын служащего в Комиссариатском классе 7-го класса С.Л. Пушкина».
Таким образом, 23 марта 1811 г. Саша Пушкин был официально признан дворянином. Ему было тогда 11 лет, 9 месяцев, 27 дней. Как отнесся к этому событию новый дворянин, сведений не сохранилось. Саша Пушкин в это время был в Москве.
Захарово и Большие Вяземы
В имении Захарово, находящееся недалеко от Больших Вязем, Пушкин, начиная с 1805 г., провел в теплые месяцы года семь счастливых лет. В «Послании к Юдину» 16-летний Пушкин вспоминает дорогие с детства места – подмосковное Захарово, имение бабушки Марьи Алексеевны Ганнибал:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме над прудом располагалась уютная барская усадьба – дом с флигелями, сад, окруженный невысоким забором, березовая роща и в ней стол с деревянными скамьями, за которыми в теплые летние дни все семья собиралась обедать. А вокруг чарующие среднерусские пейзажи: поля, луга, быстрая речка Захаровка, дремучий еловый бор за прудом…
Пушкин очень любил бабушкину подмосковную усадьбу. С какой теплотой вспоминает он в стихах свой «тесный домик, рощи темны, калитку, садик, ближний пруд». Впечатления сельской жизни были разнообразны и ярки, запоминались надолго. Шумные детские игры сменялись часами уединения где-нибудь в роще или на берегу пруда. А по вечерам – нянины сказки «о мертвецах, о подвигах Бовы» или рассказы бабушки Марьи Алексеевны о прошлом, далеком и близком, о предках – Ганнибалах, Пушкиных. Даже семейные обеды, не отличавшиеся ни богатством сервировки, ни особенной торжественностью и «весельем», изображаются Пушкиным-лицеистом по-державински сочно и празднично:
Но вот уже полдень. В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт;
Хлеб-соль на чистом покрывале,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит.
В Захарове мальчик мог наблюдать крестьянский быт, народные обычаи, мог слышать старинные предания, сказки, песни. «Особенно следует заметить, – писал о Захарове С.П. Шевырев, – что деревня была богатая: в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы, и, стало быть, Пушкин имел возможность принять народные впечатления».
Поскольку в Захарове не было церкви, Пушкины ездили к обедне в село Вяземы, которое находилось поблизости, в двух верстах от усадьбы. Вяземская церковь очень красива. «Каменная о двух ярусах, довольно великая, строения еще Бориса Годунова», – так записал в дневнике путешественник, видевший ее в начале XIX века. Пятиглавый храм был построен в конце XVI века, когда Вяземы стали вотчиной Бориса Годунова. В те времена рядом с церковью располагались просторный деревянный дворец, плодовый сад, службы, конюшня, скотный двор.
В годы детства Пушкина Вяземы принадлежали князю Борису Владимировичу Голицыну – сыну Н.П. Голицыной, ставшей прототипом старой графини в пушкинской «Пиковой даме». Поклонник изящных искусств, музыки, любитель театра, он владел большой и ценной библиотекой, которая, по-видимому, была доступна и семейству Пушкиных.
В ограде вяземской церкви похоронен умерший летом 1807 г. младший брат Пушкина Николай. Смерть его поразила 8-летнего Александра. Позднее Пушкин рассказывал Нащокину, как они с братом «ссорились, играли; и, когда малютка заболел, Пушкину стало жаль его, он подошел к кроватке с участием; больной братец, чтобы подразнить его, показал ему язык и вскоре затем умер».
В Захарове и Вяземах Пушкин побывал снова летом 1830 г. вскоре после помолвки с Н.Н. Гончаровой. Жившая тогда в Захарове дочь Арины Родионовны, Марья Федоровна, рассказывала позднее литератору Н.В. Бергу, что Пушкин приехал «не прямо по большой дороге, а задами», выбрав путь, знакомый ему с детства, что он ходил по саду и возвратился опечаленный: «Все наше решилося, говорит, Марья; все, говорит, поломали, все заросло».
В то время Пушкин, получив от царя разрешение печатать «Бориса Годунова», предполагал приступить к работе над историческими хрониками Смутного времени – «Лжедмитрием», «Василием Шуйским» и другими. Посещение Вязем и Захарова воскрешало в поэте воспоминания детства, знакомые с давних лет предания о Борисе Годунове, о суровых временах Смуты, о Лжедмитрии и «гордой полячке» Марине Мнишек.
С пушкинского времени пейзаж Захарова значительно изменился. Нет усадебных строений. На месте березовой рощи – поросли орешника, ольхи и бузины; с холма, где когда-то был дом Пушкиных, открывается вид на пруд с плотиной.
Старинная церковь Преображения в Больших Вяземах отреставрирована. Восстановлена находящаяся рядом звонница. От голицынской усадьбы остались дом в стиле классицизма, два флигеля, часть старинного липового парка.
Монахиня Серафима (Ксения Розова)
Справка
Монахиня Серафима, в миру Ксения Алексеевна Розова (1901–2001), окончила Высшие государственные литературные курсы, первый медицинский институт. Кандидат медицинских наук. Работала в Медгизе, в Издательском отделе Московской Патриархии, участвовала в издании первой Библии в советское время, увидевшей свет в 1956 г. Последние пять лет жила в богадельне при храме Всех Святых Ново-Алексеевского монастыря, выпускала православные календари-святцы.