Одна из главных книг – это Псалтирь. По Псалтири учились и читать, и писать и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло.
Как говорили раньше: «Люди жили, умнее нас были. Мы поживем, тоже ума наживем». А как нажить ум? Читая умные книги, слушая взрослых. Но ведь можно и много знающим быть, и быть злым. Как же так? А так, что ум, не просвещенный познанием Бога, никогда не сможет сделать человека счастливым. Но как познать Бога? Конечно, верить в то, что Он не только есть, но что Он сотворил небо и землю и все, что на земле и под землей. И человека сотворил, и деревья, и травы. И солнышко запустил ходить по небу, чтобы оно нас согревало и радовало. Он был всегда и будет всегда. У Него вечность, у нас время земной жизни. На малое время выпускает Он нас в мир. Дает нам жизнь, дает свободу поступать по своим желаниям. А потом? А потом мы будем отчитываться за свою жизнь: хорошо мы жили или плохо? И что мы заслужили, ад или рай?
А как заслужить рай? Мы же, конечно, в нем собираемся жить. Очень радостное желание. Но надо потрудиться, чтобы осуществить его. А без помощи Божией ничего не получится. И вот – Господь через Своих пророков, апостолов посылает нам правила жизни, следуя которым мы приближаемся к Нему. Книги Священного Писания – наши проводники к благодати Божией. И одна из главных книг – это Псалтирь. Потому что именно по Псалтири учились и читать, и писать и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло. Святитель Афанасий сравнивал Псалтирь с зеркалом, в котором грешная душа человеческая видит свои недостатки и находит в псалмах средства к их исправлению. Перекрестясь, приступим. Эта Книга мудрости во все времена спасала и спасает людей.
Первый псалом
Псалом предупреждает от общения с людьми нечестивыми, не верящими в Бога. Спасение только в исполнении воли Божией. Главное, чему надо учиться день и ночь, – Закону Господню. Как? Надо всегда помнить, что Господь видит нас в каждое мгновение нашей жизни. Псалом советует непрестанно внимать Божественным словесам. Он показывает, как отличаются живущие праведно от нечестиваых. Праведные сравниваются с деревом, корни которого питаются чистыми водами. И дерево это цветет и приносит плоды. А нечестивые, как сор, как пыль, поднимаются ветром и носятся над землей. И говорит Господь, а слова Его всегда исполняются, что знает путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
«Блажен муж, который на собрания нечестивых не ходил, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел».
Мы начали с первого псалма, но сейчас обратимся к Шестопсалмию. Так называется один из самых важных разделов вечерней службы. Перед этим гасят свечи, в храме тихо. Звучит только голос чтеца. Из глубины веков идут к нам слова о раскаянии в грехах, о надежде на Божию помощь.
Третий псалом
Сейчас даже неважно, за что преследовал Давида сын Авессалом, главное, что этот псалом написан в минуты скорби и отчаяния, как покаяние. Давид молит Господа о спасении, надеется на избавление от врагов. Святые отцы советуют истолковывать врагов, как нажитые нами грехи, и бороться с ними. Псалом утешает, дает надежду. Хотя врагов много и отовсюду они нападают, бояться не надо. Давид уверен, что на людях есть благословение Господне, что зубы грешников сокрушатся и злоба их не сможет нам повредить.
Тридцать седьмой псалом
Второй псалом Шестопсалмия. Он и идущие вслед за ним, 38-й и 39-й, составляют так называемую «золотую триаду терпения». В них описывается тяжелое положение грешника, понимание, что за содеянные проступки он не имеет права надеяться на помощь. И все-таки надеется. Давид испытал тяжелые огорчения и бедствия, но считает их справедливым наказанием себе. Как же ему тяжело! «Пострадал я и согнулся до конца, весь день в печали ходил… много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердца моего… оставила меня сила моя… а враги мои живут и укрепились… и умножились ненавидящие меня… Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня!» Давид просит Бога дать ему хотя бы малое успокоение – «субботство», то есть тот день Творения, в который и Сам Господь отдыхал от трудов.
Шестьдесят второй псалом
Третий псалом Шестопсалмия. В нем Давид говорит о своем бегстве в пустыню, чтобы спасти жизнь. Святые отцы относят псалом к душе, которая была в пустыне, погибала, а потом обратилась к Богу. «Милость Твоя дороже жизни! – восклицает псалмопевец. – Вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе, ибо Ты был помощником моим и под кровом крыльев Твоих я возрадуюсь».
«Под кровом крыльев» – как красиво и поэтично! Так и вспоминается любимая в России картина, на которой Ангел своими крыльями преграждает детям путь к пропасти.
Восемьдесят седьмой псалом
Четвертый псалом Шестопсалмия. Очень нужный, очень горестный: предсказывает смерть, принятую за нас, за каждого из нас, Иисусом Христом: «Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную… Глаза мои изнемогли от страдания: взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои… Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отворачиваешь Лицо Твое от меня?»
Псалом выражает молитву человека, находящегося в самых тяжких испытаниях, но не утратившего надежду на Бога.
Сто второй псалом
Пятый псалом Шестопсалмия. Это благодарственная песнь язычников, пришедших к Богу. Это не только о язычниках времени Давида, это и о нас: разве не язычники те, кто живет без Бога, видит радости жизни только в условиях жизни, еде, вещах, развлечениях.
Как высокоторжественно звучат слова: «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя, избавляющего от истления живот твой, венчающего тя милостию и щедротами…»
Тут все понятно и без перевода. В этом псалме слова, вошедшие во многие молитвы, например: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Иногда этими словами пользуются лентяи. Им говорят, что надо молиться, что Боженька видит нас каждое мгновение, а они отвечают: «Он меня любит, Он долготерпелив». Все так, конечно, любит, но надо знать и еще одну мудрость: «Бог долго терпит, да больно бьет». «Любяй, да наказует» по церковно-славянски, то есть кого любит, того наказывает. Так что ждать наказания не надо.
Сто сорок второй псалом
Давид терпит гонения от сына, но понимает, что причина их в его собственных грехах, и приносит покаяние пред Богом. «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый». Опять же все понятно. Страшно, если не услышит Господь наши молитвы. Но Он услышит. Молиться надо. «Вспомнил я дни древние, находил поучение во всех делах Твоих, творениями рук Твоих назидался». Это правило нам на все случаи жизни: обращаться к прошлому и находить в нем примеры для настоящего. «Покажи мне, Господи, путь, по которому нужно идти… Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Дух Твой благой поведет меня в землю правды».
Закончилось чтение Шестопсалмия. У тех, кто внимательно слушал и вникал в его слова, обязательно появится молитвенное состояние, благоговение перед Богом, Его Всеведением и Всемогуществом. В храме зажигают свечи. Молитва продолжается.
Псалом четвертый
Псалом упрекает тех, кто не верит в Божие промышление, то есть не верит, что все в руках Божиих, что Бог управляет всеми делами человеческими. В начале псалма стоят слова «В конец». Оно обозначает и предсказывает воскресение из мертвых, которое будет в конце веков. Тогда мы все уже закончим земную жизнь, но души наши будут живы. «Когда призвал Господа, он услышал меня», – говорит псалмопевец. Так и мы будем услышаны, когда всем сердцем воззовем к Господу. «Не согрешайте», – говорит псалом. Упрекает всех нас, называя сынами человеческими. «Зачем вы любите суету и ищете лжи?» В самом деле, зачем?
Владимир Николаевич Крупин, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия