14 марта в 2021 г. – Прощеное воскресенье, последний день Сырной седмицы, по-народному – Масленицы. Протоиерей Олег Стеняев размышляет о доброделании и о том, что такое подлинная праведность.
– В Писании сказано: «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда…» (Ис. 64:6). Отец Олег, с одной стороны, все мы призваны к доброделанию, но с другой – получается, что наши добрые дела могут оказаться мерзостью пред Богом?
– Это может произойти в том случае, если мы своими делами хотим искупить свои грехи, – так мы оскорбляем Милосердие Божие. Добрые дела надо делать из любви к Богу, а не из желания этими делами вынудить Бога простить нас. Особенно нелепыми выглядят подобные попытки в свете того, что Сын Божий совершил для нас на Кресте. Он наш Искупитель; а наша «праведность» не искупает наши злодеяния и проступки, она действительно «как запачканная одежда». Если провести ревизию, переоценку всех наших так называемых «добрых дел», то они окажутся как обесцененный товар, не представляющий никакой ценности в глазах Бога. Тем более что любой, даже незначительный грех моментально перечеркивает значение всех наших добрых поступков. Сказано: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно… все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез. 18:24).
Посему все творимое человеком ради искупления своих собственных грехов есть бессмыслица, и более того – есть хула на Христа. Сказано: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Смысл этих слов более чем очевиден: наше спасение совершено дорогою ценою, ценою Крови Сына Божия, и мы за это должны стремиться прославить Бога «и в телах» наших, «и в душах». То есть подлинная праведность – это не желание добрыми делами откупиться от праведного Божьего гнева, справедливо на нас движимого, а желание прославить Его за то, что Он уже совершил для нас. И как я часто объясняю, Он спас нас ради Себя Самого, а не ради каких-то наших усилий… Сказано: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Итак, тот, кто думает, что он может что-то добавить к совершенному Христом на Кресте, пытается восхитить Славу Божию. В деле нашего спасения эта слава принадлежит только Творцу, и никому более.
В Писании: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23). Никому из людей, тем более самим себе, мы ничем не обязаны в деле нашего спасения. Вся слава в деле нашего спасения принадлежит только Спасу Нашему – Господу Иисусу Христу. Посему все попытки спастись самим, без Бога, и сравниваются в Писании с запачканною одеждою.
Эти ризы, ризы спасения, надеть на нас может только Христос. Посему в утреннем молитвенном правиле мы и находим такие слова: «но или хочу, спаси мя, или не хочу», то есть все происходит не от нашего хотения или нехотения, а от Божественного Произволения, как и сказано в Писании: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).
– Праведный Иов, которого науськивали покаяться в небывших у него грехах, восклицал о судах Божиих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9:32–33). Но у нас-то, христиан, уже есть Посредник! Нам кого в себе видеть: «несвятых святых», «святых суть согрешающих» – прежде всего грешников или праведников?
– Вопрос не праздный. Если человек думает о себе только как о грешнике, это стесняет его сердце, им овладевает печаль, и от такого уныния человек оказывается не способным совершать радостное служение перед Богом, но не можем мы считать себя и праведниками, ведь в Писании сказано: «…все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Нам всем надо почитать себя прощеными грешниками, которые надежду на свое спасение всецело возлагают на Христа. Потому что таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
По Божеству – войдя в этот мир, по человечеству – выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти. Его Кровь обладает великой силой попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас.
В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в православии означает именно – пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:54–57).
В Благодарственных молитвах по Святом Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу». Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, – есть всецелое исцеление нашей природы. Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Обновленная жизнь есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом.
И таким образом, всецело уповая на Христа, мы и в уныние не впадем (от множества наших согрешений), и в гордыню не укатимся (от чувства ложного благочестия). Сказано: «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим. 5:15). Кстати, само слово «благодать» означает «благая», то есть бесплатная и не заработанная дать (даяние, дар).
Сказано: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (Иисуса Христа) возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38–39). Смысл этих слов очевиден: мы должны стремиться исполнять Моисеев закон, но там, где мы его не сможем исполнить, надежду на наше спасение всецело возложим на Христа Иисуса. В Писании сказано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8–10).
Мы все заключены под грехом, и нечем хвалиться друг перед другом. Как некоторые говорят: «Да, я грешил, но вот такого я не делал». Поистине нет разницы между грехами, как и сказано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10–11). Поэтому неприятно и даже противно бывает видеть, как один грешник обвиняет, обличает другого грешника. Лично меня одно присловие, девиз, спасает от греха осуждения: «…врач! Исцели Самого Себя» (Лк. 4:23).
Итак, не будем крутить головою вокруг себя, кто как живет, а лучше займемся сами собою. Будем стремиться, где для нас возможно, исполнить Заповеди Божии, а где споткнемся и согрешим, будем искать спасение во Христе.
Беседовала Ольга Орлова