Одним из великих подвижников духа был и остается Преподобный Сергий, о котором написано очень многое. К сожалению, от него не осталось никаких письменных свидетельств: ни его писем, ни проповедей, ни тем более сочинений. Единственным более-менее приемлемым источником является житие Сергия, написанное Епифанием Премудрым, позже дополненное и доработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным, на которое ссылаются все историки, философы, богословы.
С одной стороны, это весьма осложняет изучение жизни и деятельности великого подвижника, поскольку нет объективной основы, зафиксированной в письменных памятниках. С другой стороны, существуют довольно многочисленные легендарные повествования о его жизни и деятельности, что одновременно и облегчает освещение его духовного творчества, и вместе с тем осложняет, поскольку опора на сказания и легенды никогда не бывает в достаточной мере надежной и объективной.
Видимо, следует иметь в виду, что Преподобный Сергий, жизнь которого протекала семь столетий назад, не предполагал обширного и воплощенного в письменных свидетельствах творчества, поскольку он сам представлял собой нечто цельное, от земли Русской, от культуры и духа русского народа, и сущность его духовно-нравственного учения заключалась больше в образе его жизни, его поступках, поведении и весьма скупых, но весомых слов и выражений. В этом смысле, может быть, следует исходить именно из его личности и его практических деяний, освобождая их от многовековых наслоений, которые неизбежно затемняют ясный и яркий свет, излучаемый самой личностью. Это можно сравнить с археологией, которая, снимая один слой за другим, постепенно добирается до погребенных под ними сокровищ. Поэтому методология раскрытия огромного богатства, сконцентрированного в личности Преподобного Сергия, может представляться людям именно по мере передачи его деяний, поступков, слов и мыслей.
В житии, написанным Епифанием, повествуется о том, как юному отроку Варфоломею трудно давалось обучение грамоте. К счастью, однажды он встретил старца, который дал ему кусочек просфоры со словами, что это есть знамение Божие и оно поможет понимать священное Писание. Старец сказал также вещие слова о том, что Варфоломей избран Богом еще до рождения, что он будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь и что он будет Обителью Святой Троицы и многих приведет за собой к Богу и пониманию божественных заповедей. В этих словах старца прозвучало все наиболее важное и существенное, что раскроется в жизни, деяниях и духовном подвиге Преподобного Сергия.
С этого момента отрок Варфоломей стал с особой силой тяготеть к духовной жизни и духовному подвижничеству. В 23 года он стал иноком, о чем мечтал еще с ранней юности, получив имя Сергия. Он стал первым иноком, постриженным в церкви Святой Троицы, которую он построил в пустыни вместе с братом и с которой началось его великое духовное подвижничество.
Этот период известен тем, что многие люди из разных слоев русского общества стремились уйти от мирской жизни, к отшельничеству, чтобы ничто не мешало им служить Богу. Они поселялись в диких, непроходимых лесах, обустраивались. Постепенно к ним начинали стекаться другие иноки, они сообща начинали вести хозяйство, налаживали быт. Так постепенно возникали монастыри, способствовавшие освоению северных русских территорий. Россия покрывалась своеобразной сетью монастырей – духовных центров, объединявших русский народ единым духовным началом. Этот процесс некоторые историки метко назвали монастырской колонизацией в смысле духовного и хозяйственного освоения пустовавших земель (В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров).
Трудно переоценить этот позитивный во многих отношениях процесс, одним из активнейших деятелей которого стал Преподобный Сергий. По выражению В.О. Ключевского, Преподобный Сергий «был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества <…> он пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». Достаточно заметить, что из Сергиева монастыря в XIV в. образовалось 13 пустынных монастырей-колоний и две обители – в XV веке. Всего же в XIV–XV вв. из Сергиева монастыря или его колоний образовалось 27 пустынных монастырей и 8 городских. Среди них самим Преподобным Сергием были основаны такие известные монастыри, как Андроников, Симонов монастыри в Москве, Борисоглебский монастырь в окрестностях Ростова Великого и многие другие.
В чем выразился самый важный и существенный смысл жизни и служения Преподобного Сергия? На наш взгляд, прежде всего и главным образом это глубинное понимание и рационально необъяснимое постижение Святой Троицы – одного из самых трудных для постижения христианских догматов.
Автор первого жизнеописания Преподобного Сергия Епифаний Премудрый повествует о том, что идея Троицы была дана Преподобному Сергию от Бога. Так, когда Варфоломей спросил своего старшего брата Стефана, во имя какого святого нужно освятить недавно построенную ими церковь, Стефан ответил: «Зачем ты спрашиваешь и для чего искушаешь меня и допытываешься? Ты сам знаешь ответ на свой вопрос не хуже меня, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: «Блюди себя, дитя! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, еще когда мать носила тебя в утробе и дал о тебе знамение до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь во время пения Святой литургии, так что все люди, стоявшие там и слышавшие, удивились и ужаснулись, говоря: «Кем будет этот младенец?» Но священники и старцы, мужи святые, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: «Поскольку в чуде с младенцем отобразилось число три, это означает, что ребенок будет учеником Святой Троицы и не только сам будет благочестиво веровать, но и многих других соберет и научит веровать в Святую Троицу». Поэтому тебе подобает освятить эту церковь во имя Святой Троицы». Когда Стефан закончил, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Любезно мне слово твое, и я того же хотел и замышлял. Душа моя желает создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Смирения ради я спрашивал тебя, и Господь Бог не оставил меня – дал мне по желанию моего сердца и хотения моего не лишил меня».
Так и произошло: митрополит Феогност дал свое благословение на освящение церкви во имя Святой Троицы. Было это за два года до того, как Варфоломей принял постриг под именем Сергия, и началось его многолетнее и плодотворнейшее духовное служение, неразрывно связанное со Святой Троицей.
Известно, что догмат о Святой Троице восходит к Ветхому Завету, где рассказывается о явлении Бога Аврааму в виде трех Ангелов, что породило уже в те времена множество толкований этого явления. С тех пор сказание о Троице не только не становилось более ясным и рационально объяснимым, но скорее наоборот, его толкования представлялись все менее понятными и все более труднообъяснимыми.
Преподобному Сергию предстояло решить труднейшую задачу: не просто объяснить содержание и смысл догмата о Святой Троице, но представить его таким образом, чтобы он был понятен каждому человеку. Особая трудность состояла в том, что суть догмата нельзя было выразить на языке философии, богословии и истории того времени. Надлежало найти то тайное и сокровенное, что олицетворяла Святая Троица. Преподобный Сергий справился с этой задачей с присущими ему смирением, скромностью и изяществом – он нашел это тайное и сокровенное в едином: в единоверии, в единомыслии, в единении. По данным ему свыше способностям он как бы прозревал одновременно прошлое, настоящее и будущее не в каком-то постепенном сложении различных сил – умственных, нравственных, исторических, а именно в том, что дано в виде Божественной идеи и Божественного идеала, к постижению которых следует прилагать все свои силы. Как указывали многие, смысл Святой Троицы состоит, прежде всего и главным образом, в единстве тела, души и духа человека, в единстве общества, единстве всего человечества, наконец в единстве всего мироздания. Таким образом, единство представляется единством духовным, нравственным, политическим, социальным, космическим, то есть единством абсолютно универсальным и следовательно, единством единственным и уникальным – праведным путем, по которому должно следовать все сущее.
Но где найти человеку силы, чтобы не только понять, уяснить и освоить это единство и неуклонно следовать по истинному пути? На этот труднейший вопрос Преподобный Сергий давал не концептуально схоластический ответ, а ответ, представленный в виде образа жизни, образа мыслей, поведения и поступков, истоком чего может быть только внутренняя свобода человека. В основе же этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина здесь – Бог в трех лицах-ипостасях, то есть Святая Троица.
Таким пониманием Святой Троицы Преподобный Сергий заронил в душу русского народа семена той внутренней свободы, которая ведет каждого человека к единению с другими людьми, единению общества и государства посредством высочайшего нравственного поведения человека, следующего божественным заповедям. И тогда внутренняя свобода становится свободой семьи, общества и государства. В этом смысле Преподобный Сергий предвосхищает все последующее многовековое развитие не только России или Европы, но и всего человечества, ибо только такая политика, экономика, историческая деятельность народов имеет оправдание и смысл, если она основывается на высочайшей культуре, высших ее ценностях, на самой высокой духовности. Только в этом случае возможно избежать всякого рода конфликтов, столкновений и войн, сохранить мир во всем мире как основу развития всего человечества.
Видимо, не случайно понимание Сергием Святой Троицы было подхвачено его учениками и последователями и, прежде всего, Андреем Рублевым, создавшим, мало сказать, гениальную, но непревзойденную никем «Троицу» – идеальный зримый образ абсолютного единения, единства всего сущего.
На вопрос о заслугах Преподобного Сергия перед русским народом и государством и о его месте в Российской истории можно было бы писать пространные сочинения. Если же говорить кратко, то его величайшие заслуги состоят в том, что он заронил веру русского народа в самого себя, что в годы лихолетья он явил народу неиссякаемые истоки силы народного духа, который не могут сломить никакие внешние и внутренние враги, если этот дух продолжает питаться из животворного источника Православной веры. Неслучайно, что при его жизни, в течение 50-ти лет множество людей приходили к нему за благословением и вместе с водой из источника черпали утешение и ободрение, делясь этим затем с другими. Процесс духовного возрождения народа реализовался в исторической победе в Куликовской битве и воздействии Преподобного Сергия на последующие поколения русских людей – обретение ими такой крепости духа и высочайшей нравственности, при которых народу стали не страшны не только татаро-монголы, ни и никакие другие внешние угрозы.
Трудно переоценить огромный вклад Преподобного Сергия в духовное возрождение Руси, в частности, в развитие русского монашества и строительство монастырей. Так, в течение 1240–1340 гг. было построено три десятка обителей, тогда как в следующем столетии, особенно после Куликовской битвы, было основано уже до 150 монастырей. При этом, как отмечает В.О. Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных». Это огромная сеть православных монастырей на Руси была не только своеобразным покровом от внутренних и внешних угроз и бедствий, но и сетью духовных центров, где вырабатывалась духовность народа, его высокая нравственность, его сознание и самосознание.
Нельзя не согласиться со словами В.О. Ключевского: «Так духовное влияние Преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. <…> При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. <…> Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
В этом смысле само имя Преподобного Сергия Радонежского есть величайший памятник русскому народу, его могучему уму, способному постигать самые сложные проблемы, его высочайшей духовности и нравственности, взрастивших мужественный, несгибаемый и вместе с тем добрый и великодушный характер русского народа; памятник Русскому Православию, ведущему народ по праведному пути, по пути священных христианских заповедей. Имя Преподобного Сергия для каждого русского человека является святым и священным именно благодаря тому, что в его образе соединились высочайшие человеческие качества и добродетели.
Кажется, ни один из великих людей в человеческой истории – ни император, ни полководец, ни деятель литературы и искусства не заслужили такой величайшей похвалы, какую воздавали и воздают многие поколения русских людей Преподобному Сергию Радонежскому. Кажется, нет ни одной добродетели, которой бы он не обладал и которую бы не применял в своей жизни ко всем тем, кто к нему обращался будь то за советом, помощью, исцелением, благословением. Он вышел из глубин народа, неся в себе его основные качества, его необыкновенный ум, кротость и терпение, смирение, склонность к простоте, врожденную скромность и неприхотливость, граничащую с аскетизмом, великодушие и любовь ко всем людям без исключения. Все эти качества и добродетели Преподобный Сергий формировал и воплощал в развитии высочайшей духовности русского народа, и эта любовь к своему народу породила ответную любовь народа к нему, любовь, которая не только не увядает со временем, а напротив, расцветает и благоухает, охватывая все новые души и пространства. От этой любви только возрастает воздействие личности святого Сергия на все дела и помыслы русского народа.
Вся последующая история развития России показала неразрывную связь ее судьбы и судьбы русского народа с именем Преподобного Сергия, идет ли речь о ее мирном развитии или о тяжелейших временах иноземных нашествий, вооруженных конфликтах и войнах. Русско-турецкие войны, Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, февральская и октябрьская революции, Великая Отечественная война, перестройка и реформы последних десятилетий – из всех этих событий русский народ выходил и выходит не только не порабощенным, ослабленным и бессильным, но наоборот, вновь и вновь встает, возрождается и становится еще более могучим, развитым и непобедимым.
Личность Преподобного Сергия всегда была, есть и будет истоком необычайной духовности русского народа, его несгибаемой воли, мужества, терпения, доброты и любви, снискавшей ему мировую славу и мировое признание. Имя Преподобного Сергия Радонежского излучает и изливает на русский народ, на всю Святую Русь свет божественной Благодати, которая охранит их и поможет во всех будущих начинаниях и свершениях.
Константин Долгов