Память преподобного Макарию отмечается 17/30 марта и 26 мая/ 8 июня (обретение мощей в 1521).
Макарий, преподобный, игумен Калязинский, в миру Матфей, родился в 1400 г. в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи, бывшего в услужении у великого князя Василия Василиевича. С семи лет Матфея начали обучать грамоте, и он на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу прочитанное. Пришед в совершенный возраст, он сочетался по воле родителей браком с благородною девицею Еленою Яхонтовою. После женитьбы он условился с женой о том, что в случае смерти одного из них другой принимает монашество. Отец и мать преподобного, спустя год умерли, а еще через три года скончалась и супруга Матфея. Потеряв все, что привязывало его к мирской жизни, он удалился в Кашинский Николаевский Клобуков монастырь и там постригся под именем Макария. По прошествии некоторого времени, имея уже сан священника, Макарий с другими семью иноками удалился в пустыню за 18 верст от Кашина, водрузил там крест, поставил келии и, таким образом, положил основание монастырю, известному под названием Троицкого Калязина, где был до самой кончины своей игуменом. Название Калязина дано было монастырю благодаря некоему Иоанну Каляге, которому принадлежали окрестные земли. Этот Каляга вначале препятствовал заведению обители. Опасаясь, как бы пустоши его не были отписаны ко вновь устрояющемуся монастырю, он решил умертвить преподобного мужа, но не успел, ибо впал в тяжкую болезнь. Получив облегчение, явился он к преподобному Макарию, сознался в злом умысле своем и с чистосердечным раскаянием пал к ногам святого угодника, отдавая все свои земли во власть его. Макарий уговорил Калягу принять иноческий сан. Когда собралось довольное число иноков, епископ Тверский поставил Макария игуменом новой обители.
Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477 г). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий († 9 сентября 1515 г.) в 1478 г. посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: «Когда пришел я на это место, – говорил преподобный Макарий Калязинский, – пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле». Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: «Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: «Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы»».
С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460–1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария – преподобный Паисий Угличский († 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им.
Преставился преподобный 17 марта 1483 г. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали.
По прошествии 38 лет, в 1521 г., мая 26-го, при великом дмитровском князе Василии Иоанновиче, при митрополите Московским Данииле и Калязинском игумене Иоасафе, обретены были мощи преподобного Макария нетленными и положены в соборной Троицкой церкви в стене по правую сторону в раке. В 1599 г. царь Борис Годунов устроил вместо деревянной серебряную раку. Церковь совершает память преподобного Макария 17 марта. Кроме того, празднуется день обретения мощей преподобного 26 мая.
В 1610 г. литовцы взяли Калязинский монастырь приступом, умертвили воеводу Давида Жеребцова, который защищал обитель, а вместе с ним игумена и монахов; ограбили казну, выжгли здания и рассекли раку преподобного, извергнув из нее святые мощи. Здания монастырские были возобновлены и приняли прежний вид уже по освобождении России от внутренних смятений. В 1700 г. при архимандрите Исаии и келаре старце Макарии Сафонове заново сооружена была серебряная позолоченная рака монастырским иждивением и иждивением доброхотных дателей, и 18 сентября того же года переложены в оную святые мощи преподобного Макария преосвященным Сергием, архиепископом Тверским.
Чудесное спасение мощей в 1982 г.
Из книги «Жития Калязинских святых», сост. С.В. Кустов. Тверь, 2002)
Рака с мощами преподобного Макария Калязинского была вскрыта комиссией 8 февраля 1919 г. Руководил этим кощунственным актом председатель уездного ЧК А. Соколов. Мощи были переданы первому директору Калязинского краеведческого музея Ивану Федоровичу Никольскому (1898–1979), который не вписал их в инвентарные книги, и благодаря этому власти постепенно о них забыли. Никольский пробыл на посту директора музея до 1972 г. Ныне Калязинский музей носит его имя.
В связи с кражей ценных предметов из Калязинского музея новым руководством (рекомендованных райкомом КПСС) о мощах снова вспомнили. В 1982 г. группа верующих из села Спасское обратилась к директору музея (уже к третьему) с просьбой передать святые мощи Церкви. Испуганные власти составили комиссию, включив в нее работников культуры и образования. Комиссия вынесла заключение, что хранящиеся в музее мощи Макария Калязинского якобы не являются таковыми, а есть обыкновенные кости неизвестного происхождения. Власти, получив основание, дают распоряжение директору музея А.В. Землякову сжечь мощи. Но директор, несмотря на молодость, а ему исполнился тогда всего 21 год, принимает решение спрятать мощи, а в райком доложить об исполнении распоряжения. Никто не мог предположить тогда, что всего через шесть лет эта святыня выйдет из-под спуда. В 1988 г. святые мощи преподобного Макария Калязинского официально были возвращены Церкви.