В чем заключается подлинный смысл подвига новомучеников и исповедников российских? Почему не захоронят Ленина? Как преодолеть родовые грехи теперь уже внуков и правнуков революционеров? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области.
Во имя чего жить и за что умирать
– Отец Валериан, 100 лет прошло после Октябрьской революции, а подвиг новомучеников и исповедников нашими соотечественниками все еще не осмыслен. В учебниках истории так и не появилось соответствующего раздела. Улицы, станции метро называются в честь революционеров, палачей. В год столетия революции в прокат выходит клеветнический – по отношению к русской истории, к расстрелянной царской семье – фильм «Матильда». Скажите, в чем смысл подвига новомучеников для них самих и для нас, их соотечественников?
– Мученик по-гречески – «мартирос», то есть свидетель. Новомученики – это свидетели Истины. Сам Господь пошел путем страданий, мучений: «Я пришел свидетельствовать истину» (Ин. 18:37). И подвиг новомучеников понадобился, поскольку «…умалишися истины от сынов человеческих. Суетна глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая» (Пс. 11:1–2), то есть когда осуетилось человечество, в частности, в нашей стране. Россия шла семимильными шагами, она была одним из ведущих государств мира по своим показателям, по росту, по обширности территории, проникновению во все другие страны – множество было скуплено земель. Россия возвышалась. Но это земное – благополучие, богатство. И как часто бывает – Господь это богатство отнял, отодвинул от России, потому что «трудно богатому войти в Царствие Божие» (Мф. 19:23).
А самое главное богатство – духовное. Духовное богатство – это то, что, собственно говоря, является источником жизни здесь, на земле. Кто здесь будет жить? «Блажени кротции, яко тии наследят землю», «…научись от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:28), как Господь говорит. Смирение и кротость являются теми качествами, которые дают человеку возможность в земной еще жизни наследовать землю. Как сказал святитель Николай (Велимирович), «самая большая в мире земля принадлежит самому кроткому в мире русскому народу».
Свидетели этой истины – мученики. Священники шли на мучения прямо за веру. У остальных, кулаков так называемых, тружеников, отнимали землю. Но все равно эту землю не наследовали их гонители – они умирали, вырождались. Мы знаем, что главарь процесса уничтожения веры, православных людей умер от запредельной степени сифилиса мозга. Это известно, но почему-то не пишут о нем, фильмы не снимают. Клевета, сказано, как червь избирает наиболее зрелый плод и наиболее достойных людей. Это закон земной жизни. Основатель и первоисточник клеветы есть дьявол, он называется клеветник.
Поэтому подвиг новомучеников заключался в напоминании миру о том, для чего человек живет. Очень хорошо сказал митрополиту Антонию (Блюму) его отец: «Важно то, ради чего ты живешь и ради чего готов умереть». Если умирал православный, верующий – он умирал ради Бога и ради жизни вечной. А те, которые воевали против истины и тоже умирали, умерли за что? За ничто. «Кто был ничем» – тем же и остался, и умер за ничто.
Человек судит о другом по своему состоянию
Что касается святых царственных страстотерпцев – то на пороге XX столетия Господь явил всему миру образец семьи, причем интернациональной семьи. Неслучайно в России заключались браки с представительницами других народов – православие объединяет все доброе, все народы.
Почему оплевывают сейчас их образы, пытаются подтасовать под современное понимание? Есть такое выражение: «понимать в меру своей испорченности». Это же истина древняя, общеизвестная, что человек судит о другом по своему состоянию.
Есть такой пример у святых отцов: около храма ходит человек в ожидании чего-то, а чего – неизвестно. Проходит мимо верующий, думает: «Наверное, человек пришел помолиться, не знает, когда служба, вот и ожидает». Проходит вор: «Наверное, высматривает, что стащить, украсть». Подходит блудник: «Наверное, поджидает кого-то, назначил встречу…» Это – как раз про авторов «Матильды». Они не понимают другого. Как говорится, у них все интересы ниже пояса, ничего выше-то этого, к несчастью, нет. А то, что они называют выше, все равно переворачивается и становится опять ниже. Все эти объяснения свободных отношений все равно сводятся к грязи обычной.
Поэтому новомученики и явили собой идеальный пример – как можно жить в наше время. Оказывается, были и есть еще люди, которые так живут – как сказано в Евангелии, не от мира сего. «А если бы были от мира сего, мир свое любил бы, понеже несть от мира сего, избрав от мира сего, ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).
Были глубоко верующие люди, занимавшие высокие посты и в советское время, Господь их скрывал. Иногда это открывалось, и тогда они являли миру примеры мученичества, исповедничества. Я лично слышал рассказ отца Иоанна (Крестьянкина) о том, как его пригласили исповедовать некоего государственного деятеля. Отец Иоанн говорил, что в жизни не слыхал, чтобы человек с таким сокрушением, с такими слезами исповедовался в своих грехах.
Земля не принимает
– Батюшка, сегодня говорят, что и Сталин, и Ленин тоже каялись перед смертью…
– Насчет Ленина не знаю, а Сталин действительно причащался последние месяцы жизни. Ленин, слышал, ползал за врачом: «А Боженька меня простит?» Но есть свидетельства, что это было не покаяние, а страх животный.
Наш старец, отец Сергий Орлов, в свое время был в гуще революционных событий, и он говорил (накануне революции Ленина никто не знал): «Кто это такой? Какой-то публицистишка».
– А кто же делал революцию?
– Революцию делали другие: Троцкий, Свердлов, Дзержинский. В том, что Ульянов был подставлен во время Октябрьского переворота, он сам признается в произведении, которое так и называется «Заметки постороннего». Оно вышло буквально за две или три недели до переворота.
В наше время одна монахиня пыталась за Ленина молиться. И ей было видение: жаба под колпаком сидит, и луч света отражается, не может проникнуть. Ей сказали: бесполезно.
– Это, видимо, мавзолей, в котором Ленин до сих пор лежит.
– В отношении мавзолея – как понимать: вроде пытались его прославить, а по народному-то понимаю – земля не принимает. Почему, когда заходит речь о его захоронении, вопрос никак не решается – 100 лет почти прошло, а земля его не принимает.
– Уйдет последнее поколение советских коммунистов – тогда и похоронят…
– Не от этого зависит. Есть предсказание, что антихрист родится в России, но на землю Русскую не вступит – его увезут в младенчестве за границу. И этого тоже на земле-то нет – он на подставке. В этом глубокий смысл, как говорил Господь апостолу: «Что делаю сегодня – не знаешь, уразумеешь после» (Ин. 13:7).
Сейчас, например, уже становится понятно, что, взорвав Храм Христа Спасителя и закладывая фундамент для своего идола, гонители веры заложили фундамент для второго Храма Христа Спасителя. Который и был построен. Причем если фундамент для Дворца съездов все время уходил под землю, то когда был построен храм – усадка прекратилась полностью.
По пути прогресса и уничтожения
– Батюшка, хуже всего, что упомянутый фильм снимается на государственные – наши с вами – деньги.
– Удивляться нечему. Как было, так и остается – мир миром, только названия, вывески меняются, а святые – не от мира сего. Конечно, деньги появляются за счет честных тружеников. Мы, например, восхищаемся Древним Египтом – так он трудом Израиля построен – это факт исторический – они гнобили израильтян…
Но тут нужно помнить простую вещь: что, когда человек что-то делает ради Бога, то учитывается это не в налоговой инспекции, не в ведомости, а у Бога. Мы знаем, среди святых были рабы (например, Иоанн Русский), а их господами оказывались язычники. У нас ищут наглядную пользу, а подвижники в пустынях молились и, чтобы не быть в праздности, с места на место перекладывали песок. А что хорошего болтаться-то? Поначалу еще ничего, а потом, когда состарится человек – плясать не может, прошьет его какой-нибудь прострел, ходить не будет – наперекосяк. И что остается? Ничего. А тот, кто трудится, – до последних своих деньков на своих ногах.
У нас шутят: «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». Во-первых, помрут все, но все-таки лучше быть здоровым до конца, чем гнить, где-то лежать, плеваться мокротой табачной.
А по поводу того – что-то делать или не делать, или не получается что-то – эти вопросы очень непростые. Чтобы делать что-то разумное, нужно иметь ум. А он дается от Бога. Как Дмитрию Менделееву приснилась таблица химических элементов, хотя он и трудился, конечно, в химической области. Александр Флеминг, открывший пенициллин, сказал: «Меня прославляют, как совершившего что-то такое великое, на самом деле я только увидел, что сотворено Богом для человека. Честь принадлежит не мне, а Богу». Поэтому слова Священного Писания «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126:1), собственно, относятся к каждому делу. Господь дает – человек делает, трудится. Получается, не получается – это другой вопрос. А может, и не нужно этому получаться.
Потому что ведь так называемый прогресс по времени охватывает примерно 150 лет, а до этого люди занимались другим: Господь им что-то давал, и им было достаточно. А потом увлеклись космосом, информацией, произошел скачок, полетели неизвестно куда, как Александр Солодовников написал: «Мы вглубь космических загадок / летим, как ведьма на метле, / чтоб и на звездах беспорядок / устроить, как и на Земле».
У нас сейчас серьезные экологические проблемы, загрязненность океанов, воздуха – но, может, мы живем только потому, что люди до нас обходились без достижений научно-технического прогресса. Иначе человечество уже давно задохнулось бы от выхлопных газов или умерло от радиации. По крайней мере, древние размышляли над этими вещами, и еще Аристотель сказал, что множество знаний еще не предполагает наличия ума. А увлечение знаниями и пренебрежение нравственностью есть движение не вперед, а назад.
Сегодня мы умножили возможности – но для кого? Для преступников? Теперь одной кнопки достаточно, чтобы взлетело все на воздух…
Потому что на самом деле все достижения в первую очередь используются в военном деле – то есть для уничтожения людей. Защита – да, но от кого-то же защищаются. Значит, сначала нападают, а потом защищаются.
«Я не верую, я знаю»
– Батюшка, в Акулове несколько лет назад рядом с храмом Покрова Богородицы была построена церковь Новомучеников и Исповедников Российских. Расскажите о ее создании.
– Церковь появилась очень просто: на этом месте стоял прежний деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Графиня Варвара Петровна Шереметева-Разумовская в 1807 г. построила в Акулове новый каменный храм, а тот, что пришел в ветхость, разобрали. Но поскольку здесь совершалась бескровная жертва, литургия, то на месте Престола вырыли колодец, поставили крест, а со временем построили часовню. В годы гонений все порушили – но колодец остался. Здесь в наше время и был возведен храм-часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских.
Дело в том, что при Покровском храме есть небольшое кладбище, где покоятся исповедники. Многие не знают, например, что у нас похоронен митрополит Харьковский Нафанаил. Он 10 лет скрывался в Федосине, у сестры настоятеля нашего храма отца Сергия Орлова – Олимпиады Васильевны. Это супруга священномученика Димитрия Остроумова, который уже канонизирован. Митрополит 10 лет жил у них в подполе, иногда на чердаке, Господь его хранил. Он и скончался там, похоронили его потихонечку. А после войны отец Сергий Орлов перевез его к нам.
У нас похоронены: исповедник владыка Стефан (Никитин), которого Матронушка Анемнясевская вызволила из тюрьмы; отец Дорофей (Рябинкин), постриженик Данилова монастыря, который был в чувашских лагерях; иеромонах Евфросин (Данилов), отсидевший 10 лет на Колыме; отец Николай Морев, который пять лет провел на Беломорканале.
Что касается меня лично – в 1937 г. мой дед сидел, а на руках меня носил священник отец Михаил, которого в том же году расстреляли. Я сподобился такой милости – быть носимым на руках священномученика. В эти края приезжал владыка Арсений (Жадановский), расстрелянный также в 1937 г. Мой отец сидел в одной камере со схиархиепископом Феодосием Коломенским, который сейчас канонизирован. Моя теща печатала труды епископа Афанасия (Сахарова), который полжизни, 30 лет, провел в заключении. А книга «Отец Арсений» – это материал, собранный братом моей тещи. На станции Пионерской, там, где мы сейчас живем с матушкой, жила и скончалась схиигумения Фамарь (Марджанова) – бывшая княжна. Вопрос о ее канонизации уже решен, по крайней мере местночтимой святой она уже признана.
Именно молитвами новомучеников и исповедников мы живем, их предстательством Господь нас соединяет. О том, как это возможно, мне лично рассказывал дальний родственник митрополита Филарета (Дроздова) Владимир Петрович Седов, которому митрополит дважды являлся наяву. Митрополит сказал: «Твоя прапрапрабабушка Марина Никитична и моя мать Евдокия Никитична были родные сестры». И он попросил восстановить могилу Евдокии Никитичны Дроздовой, рассказал, где она находится.
Владимир Петрович сказал мне удивительные слова: «Я всегда был человеком глубоко верующим, а теперь я не верую, я знаю. Я, как с вами, говорил с человеком из другого мира».
Безработица святых
– Старец Кирилл Павлов говорил, что надо воспитывать современных детей так, чтобы они в случае гонений на Церковь могли принять мученичество за Христа. То есть воспитывать новомучеников…
– А как же иначе? Без признания будущей жизни и эта становится бессмысленной – чтобы выжить, можно продать, предать. А если есть будущая жизнь – здесь ты все равно умрешь, а там-то от суда не уйдешь. Поэтому, в сущности, для людей твердой веры смерть была, как говорит апостол Павел, приобретением. Вот умирает человек верующий – он увидит все, во что верил. Какая радость-то! И больше никаких не будет скорбей. Здесь мы все время чего-то опасаемся. А там уже нечего опасаться. Здесь дотерпел – и все.
Но у нас не приучают к терпению. Я на днях был на земле своих предков – в Обояни, в Курской губернии. У них книжечка небольшая вышла – о священномученике Петре Григорьеве, других священниках – новомучениках, которую я читал с большой радостью, с таким светлым чувством, потому что застал тех людей, которые прошли гонения и остались в живых. Они все трудились ради будущей жизни. Апостол Павел прямо говорит: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19).
– Революция разделила людей на святых, праведников и преступников. И это наследство легло на наших детей, внуков, правнуков. Господь же наказывает до четвертого рода…
– Когда мы пользуемся достижениями наших предков в хорошем смысле этого слова, это считается нормальным: мы рождаемся в семье, получаем жилье, здоровье. Но почему мы должны наследовать только положительное? Действительно, хорошее передается в роды́ родо́в, плохое до четвертого рода. Потому что это показывает, что хорошее – и есть жизнь. Как сказано еще в Ветхом завете, «аще добр будешь – себе и ближним своим, аще зол будешь – себе зол будешь (един зла и пожнешь)».
– Получается, что близится «амнистия»: если считать, что 100 лет – это приблизительно четыре поколения…
– Уже сейчас многие люди, даже те, которые были партийными деятелями, обратились к Церкви. Я вспоминаю беседу с одним милым человеком – из такой серьезной системы нашей безопасности. И он начал как-то возникать в отношении веры. А отец его, большой чин в этой области, так спокойно говорит: «Как ты думаешь, я человек глупый или умный?» – «Ну, батя, ты вроде человек серьезный». – «А мой отец был умнее меня». А отец жил еще до революции, верующим был, естественно. «Я понял», – говорит сын.
– Отец Валериан, а можно ребенка с родовым грехом перевоспитать?
– С Божией помощью – только так это возможно. Со своей-то душой без Божией помощи не справишься, а уж с душой другого человека…
Матушка недавно прочитала пример, как один молодой человек пропивал, проматывал состояние отца. И однажды увидел над храмом Матерь Божию. Он ужаснулся, вошел в церковь и там увидел свою мать у иконы Богородицы – перед ней была лужа слез. Он стал позади, начал молиться и пришел в ужас от своего безумного поведения, своей жизни и исправился совершенно.
Молитва матери со дна морского достает. Наш старец, отец Кирилл (Павлов), рассказывал: его мать по тысяче поклонов в день делала. Такие были матери.
Меня иногда спрашивают: что делать? Я говорю: молитесь. «Ну я молюсь». – «Евангелие читайте». – «Да я читаю». – «А сколько?» – «Одну главу». Ничего себе! Там сколько глав-то во всех Евангелиях? А она одну главу прочитала – и все.
Как говорил старец Сергий Орлов, для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись. А какой же это подвиг, если она одну главу прочитала, три поклона положила?
– Батюшка, да мы немощные.
– Но это тот самый пример, когда действительно для спасения нужен подвиг. Вот поэтому у нас и не получается-то. А может, и получается, но не так быстро. Потому что мы тоже очень расслаблены. И ленивы.
– А есть примеры помощи новомучеников и исповедников российских нашим современникам?
– Конечно есть. Старец Николай Гурьянов всегда очень почитал царя Николая, еще до прославления, естественно. И вот мой сын едет как-то на машине после ночной смены. Его останавливает работник ГАИ, начинает придираться, а у него глаза воспаленные от бессонной ночи. А тот думает в меру своей испорченности. Сын отдал ему документы, спокойно сидит в машине, но взмолился: «Господи, молитвами отца Николая и царя Николая, Господи, помоги мне!» И вдруг тот подходит, говорит: «Забирай документы, поезжай». Не спрашивая ничего.
Новомученики помогают – конечно, без сомнения. Просто дело в том, что наша молитва, как вы говорите, – писк комариный. А нужно взывать-то как. Как Господь сказал Моисею: ты что вопиешь ко мне?
Мне недавно рассказывали такой случай: является современному подвижнику греческий святой Нектарий Эгинский – грустный такой. Тот спрашивает: «А что это вы такой грустный?» Он отвечает: «Да у нас безработица, никто не просит нас ни о чем». Безработица у них там, понимаете? Мы там устраиваем безработицу, не прося! Просить-то нужно! Макарий Великий, когда на него бесы нападали, молился, молился, а потом уже возопил: Господи! Господь ему явился, Макарий и говорит: «Где ж Ты был?» «Я, – говорит, – все время был около тебя, но ждал, когда ты как следует попросишь».
Подвиг матери
– Батюшка, что может сделать государство для воспитания будущих поколений?
– Прежде всего – не мешать родителям воспитывать своих детей и не мешать семьям, особенно многодетным, строить на своей земле жилище и вести хозяйство. Ну а если помогут – это святое дело.
Говорят, у нас сейчас наркомания, разврат, и что же? У меня милостью Божией 35 внуков, у одной из дочерей 10 детей. И вот недавно совсем: она находится у своей мамы, моей жены, и один из детей заплакал на крыльце. И вдруг приходит полиция, какие-то люди: «у вас тут истязают ребенка». Ребенок спокоен уже. Но они начинают дочь допрашивать, требуют какие-то документы, объяснения. Чего объяснение? Что ребенок заплакал? Они не знают, что такое дети, понимаете?! Чем они занимаются? Не занимаются теми, кто убивает детей, аборты творит, не занимаются несовершеннолетними, которые курят, пьют, а занимаются матерью, которая 10 человек растит, пример, можно сказать, по сравнению с другими! По-человечески это не объяснишь. Логике не подчиняется. Таков мир. Не все, конечно, слава Богу, такие, поэтому и живет еще человечество.
– Раньше говорили: мать-героиня, теперь – объект для ювенальной юстиции. И как в таком государстве можно воспитать кого-то?
– Да, но воспитывает семья. Директор 31-й школы, замечательный педагог, кандидат педагогических наук Григорий Иванович Суворов, говорил в свое время: «Все желают построить идеальное общество. Я вам скажу путь к построению такого общества: дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю». На собрании родители Григорию Ивановичу задали вопрос: чем мы можем помочь школе в воспитании наших детей? Он сказал: «Простите, школа может стараться вам помочь, но воспитывать должны родители».
Но у нас не дают воспитывать не только новомучеников, вообще не дают воспитывать детей! Ювенальная юстиция занимается теми, у кого много детей, у кого действительно проблем с воспитанием нет. Но придется в этой жизни как-то выживать.
Милостью Божией мы, мои дети, все семеро, выросли в атеистическое советское время и сохранили веру. Вот это и есть подвиг матери, подвиг семьи – с Божией помощью совершаемый.
О православной основе педагогики сказал классик Константин Ушинский. По его словам, «современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».
«Человек – это его вера», – говорил Иван Кириевский. Поэтому среди террористов православных настоящих-то ни одного нет. Среди тех, кто жертвовал собой при действиях террористов, есть православные. Я лично знал офицера, который пошел на смерть для того, чтобы спасти людей в Беслане.
Воспитание без православной основы просто невозможно в полноте. Без духовной основы, без внутреннего содержания внешнее на чем держится? Ни на чем.
Записала Ольга Каменева