День Покрова Пресвятой Богородицы празднуется Русской Православной Церковью 1/14 октября и является одним из самых почитаемых на Руси. История и смысл праздника тесно связаны с его названием. Покров – это омофор, широкая лента, покрывало, которое Богородица распростерла над верующими, защитив их от врагов видимых и невидимых.
История праздника
В X в. Константинополь был осажден варварами, пытавшимися захватить город. Но некому было защитить мирных жителей, потому что греческое войско еще не успело вернуться из большого похода. Тем временем во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери и часть Ее пояса, верующие начали молиться о помощи и заступничестве от врагов. Тогда святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний удостоились чудесного видения: они узрели идущую по воздуху Пресвятую Богородицу в окружении ангелов, святых и в сопровождении Крестителя Господня Иоанна и Иоанна Богослова. Блаженный Андрей спросил Епифания: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу Мира?» – «Вижу, отец мой духовный, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. Преклонив колена, Богородица долго и слезно молилась Богу, затем подошла к Престолу, сняла со Своей главы блистающее как молния покрывало и распростерла его над стоящими в храме людьми в знак защиты от всех видимых и невидимых врагов. Пресвятая Дева просила Господа принять молитвы людей, которые призывали Его Святое Имя и уповали на Ее заступление. Вскоре варвары, устрашенные небесными знамениями, сняли осаду и бежали от города.
Праздник был установлен на Руси в XII в. князем Андреем Боголюбским.
Покровский храм Московской духовной академии
Праздник Покрова является особым днем в жизни Московской духовной академии – 1/14 октября 1814 г. Академия возобновила свою деятельность в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В память об этом важном событии в 1870 г. был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм – это центр академической жизни. Каждый день в нем совершаются богослужения силами преподавателей и студентов, читают утренние и вечерние молитвы, ежевечерне один из студентов произносит проповедь. Каждую среду в храме обязательно совершается акафист Покрову Пресвятой Богородицы. В день престольного праздника студенты и преподаватели во главе с ректором собираются для молитвы на литургию, после которой бывает торжественный акт.
Покровские храмы России
Первая Покровская церковь была построена на Руси в 1165 г. Андреем Боголюбским и получила название церкви Покрова на Нерли. Ее называют «белой лебедью» русской архитектуры благодаря легкости, невесомости, миниатюрности.
В Москве царь Иоанн Грозный построил собор Покрова Пресвятой Богородицы в честь победы над Казанским ханством. 1 октября 1552 г. начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Храм возводили более 10 лет – с 1555 по 1561 г. Сейчас он более известен как собор Василия Блаженного, потому что там покоятся мощи этого знаменитого московского святого.
Покровский храм в селе Акулово был построен в 1807 г. графиней Варварой Петровной Шереметьевой-Разумовской на месте старой деревянной церкви. Храм пережил нашествие наполеоновских солдат в 1812 г., которые почти полностью его разграбили. Варвара Петровна перед смертью пожертвовала на содержание храма 15 тыс. руб., и его удалось восстановить. В голодные годы храм кормил всю округу. Настоятелем Покровского храма является протоиерей Валериан Кречетов.
Поучения
Святитель Димитрий Ростовский
Итак, братие, поспешим к сему Ее Божественному Покрову, с умилением восклицая: «Под кров Твой прибегаем, Богородице Дево! Молитв наших не презри во обстоянии, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!»
Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые Свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыльев милости Своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищных птиц, а вместе и согреть их. Но я весьма боюсь, как бы Она не сказала о нас, новом Израиле, то, что некогда Сын Ее и Бог говорил об Израиле ветхом: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37), – ибо многие из нас не хотят прибегать под кров крыльев Ее милосердия. Это – не кающиеся в своих грехах, не удаляющиеся от злобы мира сего и дел погибельных, служащие мамоне и чреву, повинующиеся страстям плоти и всем сердцем привязанные к миру сему. Но хотя многие не желают притекать под Ее кров, Она простирает омофор Своего милосердия для всех, желая принять к Себе и добрых, и злых, и чистых, и нечистых, чтобы спасти всех, уподобляясь Ноеву ковчегу, в котором спаслись и добрые, и злые, и чистые, и нечистые животные.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Мы далеко, далеко не понимаем, братья, того, сколь необходимы молитвы за нас Пречистой Матери Господа, и, чтобы видеть эту необходимость, нужно око или ум гораздо чище и светлее нашего. Одна только нежнейшая мать наша, от смысла чистая, светлая Церковь, во всем свете видит, сколь необходимо для нас Ее предстательство о нас пред Богом, и потому всякий раз, когда только начинает с нами молиться Богу, непременно призывает Ее, избранную в женах, высшую тварей небесных и земных, и по Ее ходатайству просит или даровать нам какое-либо благо, или избавить от какого-нибудь несчастья, так что трудно найти молитву без имени Пречистой Матери Божией. И справедливо! Будучи Матерью Бога Слова, следовательно, находясь ближе всех к Престолу Божества, Она, естественно, много может ко благосердию или к умилостивлению Владыки. Мы грешны и нечисты, а Она – Пречистая; как за Ее молитвы не помиловать нас, нечистых, если только мы желаем очиститься и не прилагаем снова грехов ко грехам?! Мы горды при своих нечистотах, а Она так смиренна при всех Своих добродетелях, при всем Своем величии. Kак, смотря на Ее смиренные молитвы, не помиловать нас, гордых и жестоковыйных, если мы смиряемся пред Богом и пред Нею! Богоматерь – точно как стена нерушимая между Богом и людьми. Она отводит большую часть громов небесного правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такой стеной мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность есть следствие обыкновенного порядка вещей.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Никогда больше не являлась Пресвятая Богородица в такой великой славе, со множеством Ангелов, апостолов, пророков и святых. Такая огромная и преславная свита, какую видели Андрей и Епифаний, могла сопровождать только воистину Святейшую Всех Святых, и огромно для нас значение этого Божиего свидетельства о Ней.
Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным Сыном, но своими человеческими глазами убедились в этом блаженный Андрей и Епифаний, когда сошла Она из-под сводов храма в алтарь и долго молилась, стоя на коленях.
Вспомним, что апостол Павел называет диавола князем, господствующим в воздухе, и тогда – с великой благодарностью Ей и Божественному Сыну Ее – поймем значение блиставшего Божественным светом Ее Покрова, распростертого над головами молящихся, которым Она защищала их от низко носившегося в воздухе князя тьмы и темных ангелов его, которых поражала Она молниями своих молитв, сверкавших из Ее Покрова. Видите ли, люди Божии, как велико и свято для нас значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы, как укрепляет видение блаженных Андрея и Епифания нашу веру в Нее как Заступницу Усердную мира нашего.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Память нынешнего праздника, Покрова Матери Божией, сохранена с X в., когда в годину бедствия, нашедшего на греческое государство, гибель его была предопределена всем ходом событий «и не имам заступающаго». Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило Константинополь с единственной целью стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их. Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда. Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыханием смерти. Все земное забыто, впереди – дверь в вечность и мученическая насильственная смерть на пороге. Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее блистающий паче лучей солнечных омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, покаянием очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело: враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».
Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия – удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она – неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.