Что предлагает нам новая «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» и применимы ли ее положения в современных вузах? Отвечают участники посвященной обсуждению документа III Международной научно-практической конференции в рамках Рождественских чтений «Духовно-нравственная культура в высшей школе», ведущие профессора вузов и общественные деятели.
Архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии
Тема XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» обнажает целый пласт богословских и философских вопросов о соотношении временного и вечного, природы и сути бытия, времени, истории, прогресса, человека. Традиции и новации неразрывно связаны: традиция, укорененная в онтологии, – это всегда обновляющаяся жизнь.
Новации необходимы в Церкви: они активно внедряются и используются в ней, например, в духовном образовании, в богослужебной жизни, о чем свидетельствуют переводы на местные языки Священного Писания и богослужений, использование в учебном процессе современных технологий, внедрение в систему церковного образования передового опыта других высших учебных заведений и т.д.
Но Церковь призвана оценивать все новые явления, исходя из цели своего бытия, которой является духовно-нравственное преображение личности на пути следования божественному Откровению. Признавая за богооткровенными истинами христианства совершенную вечность и незыблемость, она оценивает все явления этого мира с точки зрения их пользы или вреда для духовного развития личности и общества.
Как в прошлом, так и сегодня духовные школы не только дают богословское образование, но и воспитывают тех, кто готовится к служению алтарю Господню, и это измерение образовательного процесса является очень важным. И здесь задачи церковных и светских вузов совпадают. Русский философ Иван Ильин писал, что только высоконравственные люди могут создать мощное и сильное государство. Уместным будет привести слова известного русского ученого Д.И. Менделеева: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Отрадно, что принятая в 2015 г. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. своей приоритетной задачей называет «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (раздел 1).
При этом Стратегия предусматривает «расширение сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами» (раздел 2).
В Стратегии говорится о повышении «престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке» (раздел 4).
В этой связи я вспоминаю одно из посещений Духовной академии Святейшим Патриархом Кириллом, который также отметил, что на первом месте в учебном процессе должно быть качество – преподавателя, профессора, студента: «Успех или неуспех зависит от всех нас, как мы молимся на литургии, от учащих и учащихся».
Думается, что само по себе появление Стратегии воспитания свидетельствует о том, что духовно-нравственное становление личности стало сегодня общенациональным делом. Всем тем, от кого зависит его успех, я хотел бы пожелать творческой энергии, помощи Божией в создании эффективных механизмов реализации этой Стратегии.
И Церковь ждет этих результатов, как ждет их все российское общество.
Валерий Николаевич РАСТОРГУЕВ, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Многие установки Стратегии развития воспитания (в самом названии содержится стилистическая погрешность, так как воспитание – это и есть развитие, а развивать можно систему воспитания) носят декларативный характер, так как входят в противоречие с практикой и доминирующими тенденциями бесконечного реформирования высшей школы. К примеру, «создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям» принципиально недостижимо при свертывании преподавания дисциплин гуманитарного блока в высшей школе и введении «трехэтапной модели» с заведомо обедненной, искусственно «приземленной» первой ступенью (бакалавриат). Эта «удешевленная» (дегуманизированная) модель подготовки кадров доминирует именно в педагогических вузах. При этом «ступени для избранных» (магистратура и аспирантура) становятся труднодоступными или недоступными для многих в силу ряда причин, в том числе из-за непомерно высокой стоимости «второго» обучения. Важное положение Стратегии, согласно которому «формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся… главным фактором национального самоопределения», вступает в противоречие с практикой повсеместного вытеснения русского языка в сфере научной и педагогической работы в высшей школе. Статус преподавателя вуза все в большей степени зависит от того, в каких изданиях он публикуется: в искусственно обесцененных русскоязычных журналах или англоязычных, издатели которых меньше всего заинтересованы в развитии интеллектуального и духовного потенциала России. И так почти по всем позициям, изложенным в Стратегии.
Владимир Николаевич МАЛЫШ, доктор технических наук, профессор, декан факультета физико-математических и компьютерных наук, заведующий кафедрой электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий Липецкого государственного педагогического университета
Россия – государство и общество с более чем тысячелетними культурой и историей. Необходимо вернуть в вузы духовно-нравственное начало, которое присутствовало в советской школе, но только теперь на основе православия. Содержательной основой Стратегии воспитания, включая систему высшего образования в России, должны стать православные ценности, русская культура во всем ее многообразии: история, художественная литература, искусство, язык, устное народное творчество. Высшая школа в РФ должна быть национальной и патриотической, служить своему народу и государству.
Основной инновацией в воспитательной работе в вузе, на мой взгляд, должно стать широкое использование информационно-образовательной среды вуза. Для современного студента информационно-коммуникационная среда стала частью жизни, поэтому стратегия переноса воспитательной деятельности в эту сферу позволит, в большой степени, вытеснить чуждые для нашей молодежи социокультурные ценности.
Андрей Всеволодович КУРБАТОВ, академик Международной академии общественных наук, директор Православной Свято-Алексиевской гимназии
Новая Стратегия воспитания – это попытка выйти из технологического штопора, в который ввела страну инновация действующего законодательства. А именно: конституционный запрет (ст. 13) на государственную идеологию и объявление идеологического многообразия. Эта инновация превращает в антиконституционные все традиции воспитания в государственных образовательных учреждениях как царской России, так и Советского Союза, которые всегда опирались на государственную идеологию, цензуру и систему поддержки (обеспечения) эффективности государственной идеологии.
В настоящий момент, когда цензура тоже запрещена Конституцией, свобода совести, по мнению многих аналитиков, реализуется как свобода без совести, а воспитание в государственных учреждениях больше не может традиционно трактоваться как формирование мировоззрения, соответствующего государственной идеологии, – для государства и общества особую остроту приобретает ответ на вопрос: каким должно быть воспитание в эпоху идеологического многообразия, начавшуюся с момента принятия действующей Конституции РФ?
Актуальность этого вопроса обусловлена нарастающей угрозой целостности государства по причине, о которой больше двух тысяч лет назад четко и ясно сказал Христос: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25–26). Атеисты это тоже хорошо понимали, поэтому государственную идеологию, цензуру и систему обеспечения эффективности государственной идеологии как инструменты воспитания полностью сохранили, несмотря на инновационную (по тем временам) замену веры в Бога на веру в то, что Бога нет, а Православной Церкви как духовного лидера государства – на Коммунистическую партию. Поэтому стратегия воспитания была одинаково понятна и государству, и народу – система-то осталась традиционной, несмотря на инновационный переход от строительства Святой Руси к строительству коммунизма. Всем было ясно, чем обеспечивается единство народа, духовное, нравственное, идейное. А сейчас это не ясно никому.
Воспитание в условиях идеологического многообразия – это инновация, для которой весьма сложно обеспечить гармонию с традициями, с одной стороны, а с другой – не обеспечить тоже нельзя, потому что объективный закон «обучение без воспитания только вред государству наносит» никто не отменял. Попытка государства этот объективный закон проигнорировать закончится его самораспадом, что в общем-то и констатировало ЦРУ США, опубликовав статью с прогнозом, что после 2015 г. Российскую Федерацию ждет самораспад по модели краха СССР.
В предельно упрощенном виде вопрос о предотвращении очередного развала можно сформулировать так: что, кроме силовых методов («насильно мил не будешь»), обеспечивает единство Российской Федерации? Что обеспечивает ее духовное, нравственное, идейное единство? Недаром Президент РФ в очередном Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что прямо нам адресованы слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве…» Но в чем наше единство – вот вопрос. Д.И. Менделеев жил в эпоху, когда во всех государственных образовательных учреждениях главным предметом был Закон Божий, тогда как действующая Конституция однозначно определяет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», – а Стратегия развития воспитания в РФ «опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».
Но Конституция РФ – основной закон, а Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, утверждающее Стратегию, – подзаконный акт, поэтому по действующему законодательству человек очень даже свободно может не только отринуть традиционные ценности, но и активно принимать участие в реализации нетрадиционных, и государство будет обязано эти его устремления защищать, поскольку «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (Конституция РФ, ст. 2). По существующей иерархии нормативных актов основной закон выше подзаконного акта, а информационная среда при отсутствии цензуры, запрещенной Конституцией, активно, а многие считают, что агрессивно навязывает совсем не те ценности, на которые опирается Стратегия.
Традиционные методы подготовки кадров в области воспитания не позволяют положительно решить задачу обеспечения духовного единства нации в условиях системы конституционно закрепленных инноваций: идеологического многообразия, запрета на цензуру, свободы совести и объявления прав и свобод человека высшей ценностью. Поэтому необходим принципиально новый подход для достижения гармонии инновации идеологического многообразия с традиционными духовно-нравственными ценностями, на которые опирается правительственная Стратегия.
Примером такого подхода может являться технология ценностно-смыслового самоуправления, прошедшая успешную 20-летнюю апробацию в условиях действующей Конституции РФ в рамках экспериментальной площадки, работавшей по ценностно-смысловой парадигме образования. Смысл подхода заключается в том, что человеку любого возраста дается возможность изучить и осознать не только достоинства свободы, но и опасности, сопряженные с ее неправильным использованием или злоупотреблением, а также освоить методы, гарантирующие формирование потребности и способности использования свободы только во благо как себе, так и окружающим. 20-летние исследования динамики системы ценностей показали, что все участники образовательного процесса, несмотря на агрессивность информационной среды, осознанно и свободно выбрали систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, на которые, собственно, и предлагает опираться Стратегия.
Примечательно, что эта технология воспитания оказала положительное влияние на качество образования. В течение 20 лет у всех участников образовательного процесса наблюдалось одновременное повышение показателей интеллекта, здоровья, обученности и творческих возможностей.
Учитывая остроту вопроса, сегодня представляется необходимым организовать подготовку кадров, владеющих данной технологией, потому что успех Стратегии развития воспитания тоже подчиняется объективному закону: «Кадры решают все!»
Татьяна Николаевна ПЕТРОВА, доктор математических наук, профессор ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
Сегодня в целом общество испытывает духовный кризис и как следствие – низкий уровень общей культуры студентов и школьников, иждивенческие настроения, неспособность самостоятельно решить многие жизненные проблемы цивилизованным путем, отсутствие целеполагания, примитивные интересы и неуважение к окружающим людям – социальный эгоизм.
Распространены такие социальные пороки общества как расовая ненависть, социальная агрессия, преступность и отсутствие патриотизма у современной молодежи. Будущее нашей страны рискует оказаться в руках циничных, эгоистичных, совершенно безнравственных людей, лишенных чувства долга перед своей страной, семьей и окружающими, игнорирующих элементарные моральные законы социума в угоду своему богатому, сытому, лишенному нравственных сомнений и угрызений совести существованию.
Поэтому духовно-нравственное воспитание молодежи становится предметом общественной и государственной политики. У новой Стратегии амбициозные задачи: «формирование новых поколений, ориентированных на традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Это документ о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге – укреплять нашу страну. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными и грамотными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Основная задача Cтратегии воспитания – как раз сформировать людей, мыслящих по-новому. Без этого никакое общество развиваться не будет. Особенно в условиях бума технологий.
От того, как мы воспитываем молодежь, будут ли это креативные, настроенные на поиск нового люди, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время – сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной геополитической обстановке.
Единственным выходом из глубокого культурного кризиса безнравственности видится обращение к духовно-нравственному воспитанию молодежи на основе сбалансированного единения традиционных и инновационных форм организации образовательного процесса. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Однако, когда мы прописываем то, к чему надо стремиться, – это идеал. У всех есть свои слабости. Процесс духовно-нравственного воспитания современных студентов не может представлять собой набор тех или иных мероприятий. Это ежедневная кропотливая работа, которую мы просто обязаны выполнить качественно!
Олег Викторович КИРИЧЕНКО, главный редактор научного православного журнала «Традиции и современность», доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
Стратегия, безусловно, – символичный, базовый документ для нашего времени. В нем со всей очевидностью заявлена максимально возможная в данный момент благожелательность власти по отношению к традиционным ценностям. В данном случае – в вопросах воспитания. Накануне неизбежной скорой войны. Это сегодня главное. Нельзя не умилиться, глядя на этот вариант государственной позиции и сравнивая его с государственной «стратегией» в вопросах воспитания подрастающего поколения еще двухлетней давности. Это небо и земля. Но умиляться не стоит. Все дело в том, что государственная власть продолжает несмотря ни на что (опыт прошлой – Великой Отечественной войны) идти тем же путем, чтобы максимально оттянуть время и не сделать главное – дать полную свободу православию, Церкви и в целом православной культуре. Тогда было то же самое: власть кинула хорошую мясную кость русскому народу уже в 1934 г. и продолжала тем же самым манить его вплоть до войны и даже позже, до 1943 г. И лишь потом, когда дело приобрело настолько серьезный для страны характер (материальных сил уже не хватало, а о моральных и говорить не приходится), русским позволили соединиться с православием (но только до 1945 г.). И русские сотворили чудо.
Дело не в том, что «как мало нам надо», а в том, «как много мы можем». Сейчас то же самое. Тянут, надеются на то, что война все спишет (то есть «крамолу» предоставления свободы православию). Поэтому данный документ – это, конечно, не просто полумера, это условность, рассчитанная на «психологическое воспитание», которое, как известно, формируется с помощью идеологических манипуляций сознанием. Сейчас (в данном документе) власть взывает к русским и русскости. На это намекают все эти туманные фразы о российских традиционных ценностях. Сейчас документ рассчитан на получение «пушечного мяса», готового идти в бой за Россию великих дедов и отцов. И тут же – «приверженность идеям интернационализма».
Среди культурных приоритетов, опять же на первом месте стоит мировая (читай: западная), а потом – отечественная культура. Документ называет качества воспитуемой личности: «здоровая, счастливая, свободная, ориентированная на труд». Ну чем не жертва на заклание? О религии в документе говорится один раз (с. 4), там, где пишется о семейных клубах. Не мало ли для большой страны: все духовное воспитание ограничивать почти кухонной свободой говорить о религии в семье и клубе?! Таково мое мнение.
Ирина Егоровна ПЛОТНИКОВА, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии ВГМУ, кандидат педагогических наук;
Александр Анатольевич ФИЛОЗОП, доцент, кандидат психологических наук
В новой Стратегии дается понимание того, какую главную задачу в воспитании подрастающего поколения должно решать наше общество и государство в ближайшее десятилетие: «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (с. 1).
Стратегия опирается не на плюралистическое толкование общечеловеческих ценностей, а на систему духовно-нравственных ценностей, которые веками формировались в процессе культурного развития России: «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» (с. 2).
В разделе «Основные направления развития воспитания» большая роль отводится поддержке российской семьи, испытывающей сейчас явный кризис. Значительно изменился вектор семейных ценностей в сторону чуждых нашей российской идентичности «либеральных» западноевропейских ценностей: отсутствие почитания родителей, уважения к истории своего рода и своей страны, разрыв духовной связи между поколениями. Семья, ее уклад и традиции для многих молодых людей перестали быть ценностью. Поэтому меры поддержки семейного воспитания, предусмотренные Стратегией, дают надежду на возрождение института российской семьи и приоритета права родителей на воспитание детей перед всеми другими лицами.
Безусловно, современная молодая российская семья нуждается в просвещении по самому широкому кругу вопросов: правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогических, без которых невозможны нравственно-здоровые супружеские отношения и гармоничное воспитание родителями своих детей.
Просветительская работа среди молодых семей должна проводиться с прямым участием государства, через поддержку семейных клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих сохранению и возрождению семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ, что и прописано в Стратегии отдельным пунктом как мера поддержки семейного воспитания.
Ирина Ивановна КОСИНОВА, доктор геолого-минералогических наук, профессор Воронежского государственного университета, председатель правления МПОО «Объединение православных ученых»
Среди применимых в воспитательной работе современных вузов инноваций я бы отметила: 1) введение курсов духовно-нравственной культуры в высшей школе; 2) внедрение духовных практик в образовательный процесс в рамках читаемых курсов, учебных практик, курсовых и выпускных квалификационных работ; 3) постановка тем курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, включающих методологию традиционных духовных ценностей. А среди традиций – восстановление в Федеральных государственных образовательных стандартах для направлений естественных и точных наук блока философских и экономических дисциплин для формирования мировоззрения обучающегося.
Александр Анатольевич ИЛЬИН, профессор Поволжского православного института им. святителя Алексия, митрополита Московского (Тольятти)
Для меня главная «новация» этого актуального документа заключается в том, что принятая Стратегия выдержана в традиционной стилистике и потому дает надежду на возвращение к историческому пониманию самой природы воспитания. Хочется при этом верить, что заявленные цели хотя бы отчасти воспрепятствуют процессу депрофессионализации отечественного образования, процессу, который не просто маскируется привычной наукообразной риторикой, как раньше, но открыто объявляется едва ли не главным достижением новых образовательных технологий.
Как за деревьями можно не увидеть леса, так и за вошедшими ныне в моду «общепрофессиональными компетенциями» можно потерять саму профессию, отделив ее от призвания и подменив механической суммой так называемых знаний, умений, навыков.
Если хотя бы на мгновение забыть о живом духовно-историческом единстве профессии и призвания, то воспитанию конец и внедряемые «компетенции» на самом деле станут общими до степени «стандарта», хорошо известного по басне И.А. Крылова. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». Это прекрасный и незабываемый пример традиционной связи профессии с призванием, о котором не зря молчат изобретатели образовательных технологий, наследники знаменитых игроков крыловского квартета, или, если употреблять современный жаргон, «проекта».
Поскольку новая концепция воспитания в целом направлена на творческое продолжение традиции, то и появляется надежда на поистине спасительный воспитательный результат, когда через, казалось бы, личный выбор профессии находится, обретается призвание, дарованное человеку по милости Божией.