О применении учения преподобного Силуана Афонского об обожении к такой важной сфере деятельности, как педагогическая.
Научиться Духом Святым
Преподобный Силуан Афонский является одним из наиболее близких нам по времени святых. Знаменитая книга его ученика, архимандрита Софрония (Сахарова), повествующая о жизни и учении старца Силуана и приводящая его бесценные Писания, стала излюбленным чтением многих. Перед читателем книги раскрывается образ подвижника-исихаста (исихазм от греч. – «покой, безмолвие» – умное делание, система аскетической и монашеской практики, имеющая целью Богопознание и обожение), достигшего вершин святости – созерцания Нетварного Света. Почитая святого, христианин призван подражать его вере, применяя его духовный опыт и учение в своей жизни.
Процесс воспитания и образования человека, как и сама человеческая жизнь, имеет свою цель, причем эти цели неизбежно взаимосвязаны. Согласно учению целого ряда святых отцов, в том числе и старца Силуана Афонского, целью человеческой жизни является обожение по благодати. Следует отметить, что столь высокую тему преподобный Силуан описывает с глубоким смирением, просто и безыскусно. Так, старец на протяжении всех Писаний не употребляет собственно слова «обожение» (которое является одной из центральных тем его произведений), заменяя его такими синонимами, как «покой в Боге» и «сияние славы».
Старец пишет, что, пребывая в Божественной благодати, подвижник становится причастен Божественной вечности и в этом получает свидетельство своего спасения. Кратко учение преподобного Силуана об обожении выражено в толковании на любимое этим святым изречение Господа в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Мф. 11:29). Взирая на Спасителя, человек преображается в Его подобие и обретает покой – обожение. Состояние обожения преподобный Силуан описывает как сияние славы Христовой в людях: «Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти, и будет вечно жить с Господом на небесах и видеть славу Его. В вечной жизни все люди будут похожи на Господа. И никто не мог бы познать этой тайны, если бы не открыл ее Дух Святой. Господь радостный и сияющий, и люди будут сиять подобно Ему, как Сам Господь сказал, что праведники воссияют, как солнце; и апостол Иоанн Богослов говорит, что будем подобны Ему». И еще: «Слава, которую дает Господь святым, столь велика, что если бы люди увидели святого, как он есть, то от благоговения и страха упали бы на землю, потому что плотской человек не может вынести славы небесного явления. Не удивляйтесь этому. Господь так возлюбил создание Свое, что дал человеку обильно Духа Святого, и в Духе Святом человек стал подобен Богу».
Согласно старцу Силуану Спаситель является не только подателем спасительных средств исцеления человеческой природы, но и Учителем, не просто научающим истинам веры, но и являющим педагогически важный пример духовно-нравственного совершенства человека, меры его обожения. Христианская жизнь мыслится преподобным Силуаном как процесс обучения и образования человека, целью которого является обожение по подобию Христа. Усвоение образа Христова спасаемому человеку совершается Духом Святым. В связи с этим большое место в Писаниях преподобного Силуана отводится педагогике Святого Духа: Святой Дух (Господь Духом Святым), являя душе Христа, дает внутреннее опытное познание Спасителя, Его любви, смирения, всех тех качеств, которые необходимы человеку для обновления в нем образа Божия; вместе с тем Святой Дух и учит этим качествам.
Педагог по образу Христа
Целью православного воспитания, актуальной для любого возраста, является содействие обожению человека. В чем состоит глубинный смысл этого соработничества, можно понять из указания прп. Силуана о том, что смыслом христианского послушания является искание воли Божией. Более точную формулировку жизни по воле Божией в понимании преподобного Силуана дает его ученик архимандрит Софроний (Сахаров): жизнь по воле Божией есть Богообщение, а воля Божия заключается в приложении Евангельских заповедей к конкретным обстоятельствам жизни христианина. Через подчинение Божией воле «человек включается в вечную божественную жизнь». Поэтому учителю необходимы не только специальные педагогические знания, любовь к детям, осознание своей ответственности перед Богом, но, прежде всего, опыт евангельской жизни, жизни по воле Божией. Он должен являть собой, насколько это возможно, образ Христа, быть в этом смысле первым педагогическим примером жизни по заповедям Христовым. При недостатке такого опыта учитель должен быть крайне осторожен, использовать святоотеческие советы, выявляя их евангельскую составляющую, спрашивать совета у духовника.
Воспитать волю к добру
В учении преподобного Силуана указывается не только на необходимость послушания, но и на необходимость опыта свободного стремления к добру, который подвижник обретает в период, когда его оставляет благодать. В соответствии с возрастом необходимо предоставлять ребенку некую территорию, где он мог бы упражнять свою волю в стремлении к добру, начиная с несложных поручений или исполнения неких ежедневных обязанностей в семейном быту, а также через поддержку инициатив ребенка в осуществлении добрых дел. Как показывает жизненная практика, дети, подростки, юноши, жившие в условиях жесткого диктата, попадая в обычную среду, не могут противостоять злу, так как не получили развития их собственная воля и чувство ответственности.
С подросткового возраста наступает уже иной период, когда педагог или родитель должен будет отступать, встречая возражения ребенка. Так делал и старец Силуан: «Встречая сопротивление… немедленно умолкал». Это не означает, что он отвергал человека: он предоставлял ему возможность поступить по своей воле, не оставляя молитвы за него.
Учиться познавать Творца
Одним из видов воспитательной работы в контексте педагогики является обучение, тесно связанное с процессом познания. Преподобный Силуан выделяет три вида знания: чувственное познание, заключающееся в том числе и в телесном зрении, умственное познание и опытное познание Духом Святым. Без последнего невозможно истинное познание Бога, а осуществляется оно только в Православной Церкви. Поэтому наши познания о вере ценны лишь в той мере, в какой они возводят человека к опыту Богообщения. Но реальность, познанная человеком, должна быть и усвоена им: научение Святым Духом, точнее – Господом посредством Святого Духа, ведет к преображению по образу Христа в Его подобие.
Научение в данном случае состоит не только в опытном переживании данных состояний, но и даже в опыте оставления души благодатью, опыте необходимости свободного стремления к добру. Таким образом, христианин обретает знание Христа Духом Святым, овладевает умением жить по образу Христа, по воле Божией, и путем свободного стремления к добру, упражнения в нем даже в момент оставления благодатью, обретает навык жизни по заповедям Божиим, в уподоблении Христу достигая обожения. Целью обучения в педагогике является содействие детям в познании, приводящем к Богообщению, усвоению опыта Церкви. Пределом чисто умственного познания, согласно преподобному Силуану, является вера в то, что Бог существует. Подтверждением является пример многих ученых и философов. Однако это не означает, что ум остается ненужным в процессе познания Бога. Познание осуществляется благодатью, а ум участвует в нем: Духом душа и ум узнают Господа, подобно тому, как это было со святым Симеоном Богоприимцем или святым Иоанном Крестителем, ум познает и присутствие Нетварного Света в душе подвижника, и степень действия благодати. Очень важным моментом в учении преподобного Силуана является следующий: догматическое учение Церкви познается в духовном опыте, а следовательно, может быть постигнуто этим способом и ребенком в меру его возраста и духовного роста. Например, истина грехопадения прародителей приходит по мере осознания личного греха, а истина Воскресения Христова – в воскресении души, в первой победе над грехом.
Таким образом, умственные знания, получаемые в процессе обучения, например в школе, должны возводить ребенка к Богу как Творцу этого мира. Такой метод доступен для православных гимназий, воскресных школ и в преподавании духовно-нравственных предметов. Можно соотнести, например, материал, изучаемый детьми по истории, с соответствующим периодом в библейской или церковной истории и отметить действие Промысла Божия в этих событиях. При соотнесении с естественнонаучными дисциплинами потребуются знания в области апологетики: эволюция и дни творения, антропный принцип в физике и т.п. Православным родителям, дети которых учатся в обычной школе, придется выделять дополнительное время на приготовление уроков, выявляя пробелы в школьном образовании. Например, при изучении азбуки часто замалчивается роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в создании славянской письменности. Тогда как это фундаментальный факт, повлиявший на всю историю нашего отечества.
Нет образования вне Церкви
Развитие христианина не оканчивается каким-то определенным возрастом, даже смертью. В настоящем состоянии полноту благодати не может понести наше тело: оно может умереть от преизбытка благодати. Как ни парадоксально, но и телесное развитие не является чем-то обособленным от развития духовного, но напрямую зависит от него: только по всеобщем воскресении христианин обретет и новое состояние своей телесной природы, способное в полноте понести славу обожения. Одной из главных характеристик развития является его иерархичность, подчиненность всех компонентов (физического, психического, социального и т.п.) духовному, при этом не обособленному от других составляющих. Согласуясь с указанием преподобного Силуана о пребывании благодати только в Православной Церкви, следует понимать, что и необходимую «социальную ситуацию» для духовного развития ребенок может обрести только в церковной общине.
Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием. Как говорилось выше, в деле обожения человека действием благодати Святого Духа Учителем является Сам Бог, а центральным является образ Христа, без взирания на который невозможно стать поистине воспитанным и «образованным», то есть преображенным человеком. Из этого напрямую следует, что процесс воспитания и обучения не может быть внецерковным, ибо вне Церкви не может быть полноценного действия благодати. В отличие от гуманистической педагогики, которая является антропоцентрической и ориентируется на человека в его нынешнем состоянии падшей природы, православная педагогика, согласно вышеприведенному учению об обожении, является христоцентричной. Она ориентируется на Христа, явившего высоту человеческой природы и полноту ее обожения, а также является церковной и направленной на формирование личности, стремящейся к единению с Богом и внутреннему преображению. В центре образовательных занятий должно стоять Евангелие, как наиболее полно отражающее образ Христов, они должны быть тесно связаны с жизнью церковной общины, подготавливая человека к полноценной жизни в Церкви. Это же касается и семейного воспитания, которое традиционно предполагает чтение Евангелия, совместную молитву и совместное посещение богослужений.
По учению преподобного Силуана основой бытия Церкви является Предание как пребывание Святого Духа в ней, поэтому и Писание Богодухновенно и является одной из форм Предания Церкви, ибо слово Господне говорится и пишется только Духом Святым. Святой Дух действовал в пророках, и они говорили слово Духом Святым, Он учил истинной вере праотцев и патриархов. Тот же Дух дает душе разуметь слова Господни и само Священное Писание. Творения святых отцов и самого преподобного Силуана, не являясь Священным Писанием, все равно пишутся по влечению Духа, поэтому в их словах ощущается сила благодати. Здесь бы хотелось остановиться еще на одном важном моменте учения преподобного Силуана – передаче благодатных состояний. Благодать присутствует не только в Таинствах, передается не только через богослужение. Через слово носителей благодати человек может обрести благодатное духовное состояние, о чем свидетельствует и ученик преподобного Силуана, архимандрит Софроний, переживший этот опыт передачи благодатного состояния от старца через слово Духа. Педагог, родитель является не просто примером жизни для ребенка, но и может передавать ему духовные состояния, которые, к сожалению, не всегда являются благодатными. Отсюда проистекают такие негативные явления, как «семейный грех». Неосторожно брошенное слово, сопряженное с греховным духовным состоянием, может послужить причиной падения другого человека. Наиболее прямой путь передачи благодатных состояний – через участие в богослужении и домашнюю молитву. В домашней молитве мы учимся на образцах, составленных святыми, что не исключает и нашего личного живого обращения к Богу. Однако этот способ трудно применим в преподавании духовно-нравственных предметов в общеобразовательной школе, где воспитание реализуется по направлению от знаний к вере.
На образовательных занятиях и в семейном кругу возможно и необходимо использовать отрывки из Писаний преподобного Силуана. Поэтически-псалмопевческий стиль призван передать духовное состояние старца читателю. Особенно стоит обратить внимание на беседы старца с детьми.
От дел любви оправдишися
Итогом православного образования должно стать раскрытие образа Христова, обретение человеком Богоподобия в исполнении двух заповедей о любви к Богу и людям. Двумя главными чертами этого Богоподобия, пребывания человека в благодати Святого Духа, согласно преподобному Силуану, являются смирение и любовь к врагам. Как путем к обретению смирения является покаяние и молитва, так и любовь к врагам приобретается в результате аскетической практики стяжания благодати. Вполне естественно, что обретение любви к врагам невозможно без обретения любви к своей семье, друзьям, ближним. В практике православного воспитания последнее достигается через научение ребенка делам любви: помощи родителям, доступным для ребенка видам ухода за престарелыми членами семьи, организации в воскресных школах сестричеств милосердия. На стадии совершенства любовь к ближнему становится любовью ко всем, выражающейся в молитве за мир.
Любовь к Богу также имеет свои стадии развития. Преподобный Силуан выделяет следующие: «Любовь к Богу бывает различная. Кто борется с плохими помыслами, тот в своей мере любит Бога. Кто борется с грехом, просит Бога, чтобы дал ему силы не грешить, но по немощи еще впадает в грех и скорбит о том и кается, у того благодать в глубине души и ума, но страсти еще не побеждены. А у кого побеждены страсти, тот уже не имеет борьбы, а только всячески блюдет себя, как бы не впасть в грех; у этого благодать большая и ощутимая. Но кто чувствует благодать и в душе и в теле, тот совершен муж, и если сохранит эту благодать, то тело его освящается и будут мощи». И еще: «Когда человек боится оскорбить Бога каким-нибудь грехом, это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов, это вторая любовь, большая первой. Третья, еще большая, когда кто ощутимо имеет благодать в душе. А кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле – это совершенная любовь; и кто сохранит эту благодать, у того будут мощи, как у святых мучеников, или у пророков, или у преподобных и других великих святых». В состоянии совершенства благодать становится неотделима не только от души подвижника, но и не разделяется с его телом и по смерти, так что его останки становятся святыми мощами и являются видимым свидетельством обожения и любви Христовой к людям.
Молитвою и любовью хранится благодать
В заключение хотелось бы коснуться и места земного, профессионального служения человека в деле обожения, ибо в деле спасения человека важны все аспекты его земной жизни. Мы знаем примеры многих святых, которые свое жизненное служение соделали служением Богу и ближним, путем к обожению. Среди них равноапостольные цари и князья, распространявшие веру Христову, полководцы и воины, положившие «душу свою за други своя» (Ин. 15:13), врачи, явившие подвиг милосердного служения ближнему, и многие другие.
Архимандрит Софроний так описывает сочетание земного служения с духовным восхождением в жизни старца Силуана. На экономском послушании у преподобного Силуана это осуществлялось через хранение благодати как важнейшее дело христианина. Последнее, в свою очередь, осуществлялось через Богообщение в непрестанной молитве. Сердцем этой молитвы была христоподобная любовь к ближнему: тайная молитва жалости и скорби, болезнующего сердца за подначальных рабочих, оплакивание каждого из них. Результат – ответная любовь рабочих, а также иное отношение к труду. Здесь заметно противопоставление материального и духовного: внешне работа эконома состоит в том, чтобы наблюдать «интерес» обители, внутренне же необходимо соблюдение заповеди Христа о любви к ближним. Соблюдение заповеди – важнее «интереса», только благодаря соблюдению заповеди и есть «интерес», и при признании приоритета первой все остальное будет идти лучше (ср. Мф. 6:33). При старце Силуане работа шла лучше, чем при других экономах. Таким образом, послушание эконома осуществлялось в хранении благодати через соблюдение неразрывного триединства: непрестанной молитвы и исполнение двух заповедей (о любви к Богу и ближнему), являющихся сердцем этой молитвы.
Так и педагог призван обретать и хранить благодать, с любовью относясь к ученикам, молясь о каждом из них. Тогда его пример послужит ориентиром для ребенка в формировании его отношения к будущей профессиональной деятельности как служению любви. При таком настрое мотивация педагога, родителя будет направлена на воспитанников; через осознание своего недостоинства к столь высокому призванию будут рождаться покаяние и молитва, способствующие духовному (стяжанию благодати) и профессиональному росту педагога, преподавателя. Педагогу необходимо обладать и соответствующими профессиональными качествами. В творениях преподобного Силуана есть такие слова, звучащие предупреждением каждому педагогу: «Кому не дано учить, а он учит, тот оскорбляет величие Божие».
Елена Иванова