Православные 22 мая отмечают День Николая Чудотворца. В народе праздник известен как Никола Вешний. В этот день Церковь вспоминает день перенесения мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских (современная Турция) в южноитальянский город Бари в 1087 г.
Нежные голубые лагуны, тающее в солнечной дымке море и россыпи чистейшего белого песка, в котором откладывают яйца гигантские морские черепахи, – такова современная Патара – малая родина Святителя Николая. Ныне это турецкий курортный городок на побережье Средиземноморья, знаменитый самыми длинными в стране пляжами, римскими банями, развалинами храма Аполлона и… рестораном «Святой Николай».
В III в., когда Угодник Божий, грек по национальности, явился на свет, Патара была частью Ликии (так называемой «Волчьей страны»), входившей в состав Римской империи.
Свое многолетнее служение архиепископ Николай нес в столичном городе Миры. Здесь он нашел упокоение, здесь пребывали его святые мощи до второй половины XI в., когда на восточные земли Римской империи обрушились сарацины. В 1034 г. Ликийская область была фактически оккупирована, а Сионский храм, таивший в себе сокровище честных мощей Святого Николая Чудотворца, охранялся лишь несколькими благочестивыми монахами.
И вот Николай Угодник в сонном видении является одному из священников итальянского города Бари и повелевает забрать свои останки из Мир Ликийских. В 1087 г. происходит так называемое «перенесение мощей», больше похожее на дерзкую вылазку викингов. 47 вооруженных барийцев под видом торговцев высаживаются в Мирах и устремляются в Сионский храм, где предлагают за мощи сторожам денежный выкуп в 300 золотых монет. Получив отказ, барийцы связывают монахов и железным молотом крошат мраморный пол помоста, под которым захоронены мощи Святого Николая. Юноша Матфей в нетерпении разбивает крышку гробницы и извлекает из переполненного миром саркофага останки Николая Угодника. Храм и весь город наполняются дивным благоуханием.
В ночь на 11 апреля каравелла с драгоценным грузом покидает Миры, а 9 мая прибывает в Бари, жители которого вместе с епископом и духовенством выходят на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.
Когда итальянские антропологи во главе с профессором университета Бари Луиджи Мартино в 1953 г. попытались восстановить подлинный исторический облик святого по черепным костям, извлеченным из гробницы в Бари, то поразились – насколько схож он оказался с иконографическим ликом, характерным для русских икон, а также с образом в барийской базилике, который считается копией прижизненного изображения святого. Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост Николая Чудотворца – 167 см. Эксперты сделали заключение даже о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме: его пытали на дыбе.
В 1992 г. Луиджи Мартино принял участие в освидетельствовании частиц мощей в храме Святителя Николая на острове Лидо, в пригороде Венеции, и пришел к выводу, что в этом итальянском городе хранятся подлинные останки святого. Выписка из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого Угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства».
Итальянские исследователи предположили, что барийские моряки в спешке изъяли не все мощи: заполучив святую главу, они поспешили на корабль. Оставшиеся части были спрятаны ликийцами под полом алтаря, но захвачены венецианцами в 1096 г., в ходе Первого крестового похода против сарацинов. Вместе с мощами Угодника Божия из мирликийской церкви венецианцами были изъяты останки еще двух святых – священномученика Феодора и святителя «Николая-дяди» – оба епископы Мир. Ныне святыни находятся в церкви Николая Чудотворца бенедиктинского монастыря на острове Лидо.
Главный источник сведений о перенесении мощей Святителя Николая в Венецию – исследования Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло» (Падуя, 1763), который, в свою очередь, почсрпнул их из анонимной венецианской рукописи около 1101 г.
Однако русские путешественники конца XVII – начала XVIII в. (П.А. Толстой, В.Г. Григорович-Барский, Б.П. Шереметьев), подробно описавшие венецианские святыни, ничего не сообщают нам о мощах Святителя Николая на острове Лидо, что может свидетельствовать о том, что их там попросту не было.
Все это не мешает жителям Венеции почитать святого Николая своим покровителем – точно так же, как это делают итальянцы из Бари и сотни тысяч наших соотечественников в разных городах России.
Родители святого Николая были богаты и благочестивы. После их смерти юноша унаследовал целое состояние и тут же показал пример необыкновенного милосердия. Добрый юноша пришел на помощь вдовцу и трем его дочерям, подбрасывая один за другим три мешочка с золотом, – эти деньги составили приданое девушек.
Далее древнее житие Симеона Метафраста повествует о поставлении святого Николая во пресвитеры его дядей, епископом Патар Николаем, и путешествие Николая Угодника в Палестину, на Святую землю. Но, как считают исследователи, здесь произошло смешение двух повествований древними агиографами. На это в XIX в. указывал, в частности, архимандрит Антонин (Капустин), который полагал, что в Ликии было два святителя Николая. Первый – Николай Мирликийский (жил в IV в., при императоре Константине), а второй – Николай Пинарский (жил в VI в., стал архиепископом при императоре Юстиниане I и долгое время был настоятелем Сионского монастыря). Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI в.
Архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя». События из жизни Николая Пинарского стали добавлять в повествование о Николае Мирликийском. Из-за этого в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой земле задолго до его основания императрицей Еленой. Как считает архимандрит Антонин, Николай Чудотворец на Святой земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.
Далее агиографы cнова приходят к согласию: скрываясь от людской славы, святой Николай идет в Миры – многонаселенный столичный город Ликии, где живет, как нищий, неустанно посещая богослужения. Промыслом Божиим он поставлен на столичную Мирликийскую кафедру. Избранный на высшее архиерейское служение, Святитель Николай становится живым правилом веры и образом кротости. В то же время Николай Угодник ревностно охраняет чистоту евангельского учения от ересей и лжеучений. Церковное предание сохранило повесть о том, как обличил он на I Cоборе в 325 г. в Никее еретика Ария за его «нечестивое» учение о Сыне Божием (Арий отвергал единосущие Иисуса Христа с Богом Отцом). Не потерпев хулу на Сына Божия, ударил святой Николай еретика по щеке.
Отцы Собора сочли такой поступок неуместной ревностью и заключили Николая в тюремную башню. Но вскоре некоторым из них было видение Господа нашего Иисуса Христа, Который подал Святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него святительский омофор. Святой Николай был освобожден из темницы и восстановлен в сане.
Будучи «образом кротости», Святитель Николай умиротворяет враждующих, встает на защиту невинно осужденных. Добрым словом он усмиряет мятеж во Фригии, спасает оклеветанных жителей города Миры. Этот эпизод запечатлен на полотне Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Картина была написана по просьбе двоюродной сестры Репина, монахини Верхо-Харьковского Николаевского монастыря Олимпиады. Николай Чудотворец предотвращает неминуемую гибель царских воевод Непотиана, Урса и Эрпилиона, оказывает помощь морякам.
В книге современного историка и агиографа Александра Бугаевского «Добрый кормчий» опубликованы ранее не издававшиеся латинские и греческие рукописи VIII–IX вв. В результате житие Николая Угодника пополнилось неизвестным до того чудом – так называемым «Деянием о подати».
Из рукописей следует, что Николай Чудотворец спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Видя бедствия паствы, Святитель Николай поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» – в алтаре увидели, что из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, Святитель заметил, как солнце слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию – и накинул… на солнечный луч. При этом мантия повисла в воздухе. Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.
Александр Бугаевский уточняет годы рождения и смерти святого: «Удалось выяснить, когда Святитель Николай умер. Это 334 г., как теперь достоверно установлено в ходе сопоставления событий из древних текстов. Благодаря эксгумации мощей видно, что Святитель Николай прожил около 75 лет. Следовательно, он родился в 260 г.».
В заключение отметим, что, заботясь о духовных нуждах своей паствы, Николай Угодник никогда не пренебрегал их телесными нуждами. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь во сне явился некоему купцу и повелел доставить хлеб в Ликию. Проснувшись, тот увидел в руке задаток – три золотые монеты, после чего повез хлеб в Миры и спас голодающих. При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого; остается им и после своей смерти. Мощи его продолжают источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.