Педагогические размышления об одаренных детях
Слово «одаренность» имеет корень -дар-, который есть в целом ряде привычных нам слов: дарить, одаривать, подарок, даровитость, даром, дармовой и т.д. По В.И. Далю дарить – это «отдавать навсегда безмездно, отдать даром, приносить в дар». Помните из детства: «без-воз-мезд-но, то есть даром»? Дар – это что-то, отданное (данное) кем-то кому-то даром и навсегда. Одаренность, даровитость, талантливость – это Божий Дар человеку быть способным что-то делать лучше других. А бездарность – это отсутствие этого дара или неумение его разглядеть. Господь милостив и щедр, а человек, хоть и создан по образу и подобию Божиему, не всегда внимателен к этому дару. Он может зарыть талант, а может его и не пытаться увидеть изначально. Тогда «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29).
Поскольку человек несет в себе поврежденный грехом образ, а поврежденность эта у разных людей (детей) имеет разный масштаб и разную глубину, то, по-видимому, одаренность – это Божий дар минимальной поврежденности человеческой природы. Искать причины того, почему этот дар у людей разный, на мой взгляд, бессмысленно, ибо это дар. А дар дается не за что-то, не за заслуги, а просто так, без-воз-мезд-но, то есть даром. А если за что-то, то это не дар, а награда. Поэтому искать источник одаренности в наследственности или генах – дело пустое, ибо источник этот – Бог.
Одобренный и одаренный ребенок – это объект особой педагогической заботы, ибо он более подвержен опасности впасть в соблазн или в прелесть. Одаренный ребенок – это всегда зона нравственного риска. Это как дар внешней красоты. За красавицами глаз да глаз нужен. Их беречь и пасти (с-пас-ти) труднее, чем барышень неброской внешности. Ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Для родителей одаренный ребенок – это крест, который нести непросто. Ребенок обделенный (например, инвалид) менее подвержен риску соблазна, чем одаренный.
У одаренного ребенка гораздо легче и быстрее распаляется эгоизм. Его гордыню проще подогреть успехом. Толстое пухлое портфолио, из папок которого торчат грамоты и дипломы, распаляет тщеславие. Тщеславие распаляет славолюбие и себялюбие. И если все это усугубляют воспитанием стремления к лидерству и конкурентоспособности, то в итоге мы получаем интеллектуального монстра, неспособного к заботе и ответственности, быстро забывающего тех, «кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера».
Несколько лет назад меня позвали консультировать педагогов одного замечательного центра дополнительного образования для интеллектуально одаренных детей. До моего прихода в эту команду педагогов воспитанники центра завоевали все возможные призы и дипломы на всех российских интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Все стены были увешаны дипломами, грамотами и медалями. Один из шкафов в кабинете директора ломился от кубков и памятных знаков. Но коллектив педагогов, добившийся, казалось бы, высот и признания, забил тревогу. Стало вдруг очевидным, что постоянная доминанта на победах в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных конференциях деформирует личностные качества воспитанников. И это искажение (порча образа) тем сильнее, чем успешнее наш ученик.
Одним словом, мы увидели, что ученики, воспитываясь в обществе потребления, становятся высокоинтеллектуальными потребителями. Этот отрицательный педагогический эффект (на фоне внешних успехов) заставил коллектив пересмотреть некоторые педагогические установки. Мы, как нам кажется, вовремя спохватились. И спасло нас то, что мы в каждую группу высоколобых интеллектуалов добавили одного–двоих либо «трудных», либо детей-инвалидов и сумели (не сразу, но сумели) настроить первых на даяние и заботу.
Даяние, одаривание, возможность даром поделиться этим даром Божиим, порождало благодарность тех, кому был дарован недуг и немощь как напоминание о необходимости и возможности дарить заботу и милосердие. «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор. 9:9). Харизма (χάρισµα – милость оказанная, Божественный дар) одних порождала евхаристию (εύχαριστία – благодарность, благодарение) других. И все обрели общую радость (χάρις – радость, милость, дар, благодарение). А все только потому, что «мое только то, что я отдал» (преподобный Максим Исповедник).
Профессор Андрей Остапенко