Иоанн (Руденко), епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Кирилла
Я когда впервые в келье старца оказался, сам я тогда еще был мирянином, но меня сразу охватило ощущение какого-то инобытия, точно передо мной сидит какой-то древний пророк, и я у его ног, встав на коленки, оказался с ним вне времени и пространства. Я совершенно уже не помнил, что я в Лавре, а это лаврский архимандрит… Нет, этого ничего уже не существовало. Как я уже не представлял себе, в каком веке мы вообще находимся. Какая жизнь там бурлит за стенами окрест… Что со мной до этого происходило… Все это вмиг исчезло и растаяло, как нечто будто и не существовавшее никогда. Несущественное. Главное – на всю оставшуюся жизнь – то, что тебе говорит старец…
Я как впервые испытал это чувство надмирного спокойствия и мира, уже не мог погружаться в суету. Люди к отцу Науму стекались с самыми разными бедами, скорбями, чрезвычайными происшествиями… – что-то у всех постоянно происходило. Жизнь одного заносила туда, другого в иную сторону… Что-то у кого-то шло наперекосяк. Батюшка все терпеливо выслушивал, выправлял. Он всегда был с Богом. Это устроение и нам завещал.
Господь же неизменно спокоен, у Него все вовремя и все кстати. Дай Бог нам хоть в малой мере стяжать в молитве это присущее старцу единение со всевидящим и всеведущим и управляющим всей нашей жизнью Творцом. Тогда все будет слава Богу.
Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Свято-Никольского монастыря г. Приволжска (Ивановская митрополия)
Отец Наум все время указывал на нехватку у людей решимости ко спасению. Он приводил пример евангельского слепца, который шел за Христом и кричал изо всей силы: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Слепца и ругали, и стыдили, и останавливали, но он продолжал кричать еще громче и громче. Тогда-то Господь и остановился, повелев привести его. «Чего ты хочешь от Меня?» – спросил его Господь, когда слепого подвели. «Чтобы мне прозреть, Господи!» – ответил тот. «Прозри: вера твоя спасе тя», – сказал Господь и пошел дальше. И прозревший за Ним последовал! Славя Бога (Мк. 10:46–52). Батюшка всегда нам указывал на решимость, настойчивость этого человека, уверовавшего во Христа всей душой. «Сколько миллионов слепцов живет сейчас в мире? – вопрошал батюшка, – если бы все они возымели такую же веру, как этот евангельский слепец, и так же неотступно попросили у Господа прозрения, прежде всего духовного, то Господь так же просто и быстро исцелил их сразу всех. Потому что для Бога возможно все». Батюшка нас так воспитывал: для верующего человека нет ничего невозможного.
Как бы слепы и мы ни были, надо молиться Господу. Совершать какие-то богоугодные дела. Нас, например, совершенно еще неоперившихся, не знающих, какой путь избрать, батюшка отправлял потрудиться тогда еще на расчистке Хотькова монастыря. Он объяснял нам, что место, где мы трудимся, является усыпальницей родителей Преподобного Сергия – Кирилла и Марии. (Они тогда еще не были канонизированы, канонизация состоялась гораздо позже, 3 апреля 1992 г., в 600-летие со дня преставления Игумена земли Русской.) Когда мы хотим быть на хорошем счету у какого-нибудь высокопоставленного лица, – проводил батюшка аналогию, – и нам вдруг выпадает возможность оказать какую-нибудь услугу его родителям, то, конечно же, мы этой возможностью воспользуемся, потому что сын обязательно будет благодарен за своих родителей и уже нас не оставит своей милостью и заступничеством. Так же и Преподобный Сергий устроит нас по жизни.
Эти слова батюшки многократно подтвердились. Так и я стала монахиней. Благословение на монашество я получила от батюшки быстро. Точнее, он меня благословил для начала сшить себе облачение, что тут же было исполнено. Однако сначала его, оказывается, надо было еще сложить в мешочек, потом – в наволочку и спать на нем, как на подушечке, – ждать воли Божией, которая по молитвам старца через некоторое время и свершилась.
Но у меня еще была младшая сестренка, которую я, стоило ей только окончить школу, тут же повлекла к старцу. А она вся из себя такая модная… Не успел батюшка с ней еще поговорить как следует, а я уже выпрашиваю для нее четочки, – только лишь краем уха услышала, что он сказал ей: нужно читать пятисотницу. Я уж не могла усидеть на месте и стала приставать: «Батюшка, а благословите ей четочки!» Четочки он, как известно, благословлял тем, кто примет монашество. Он и стал мне втолковывать, что неудобно, мол, будет ей такой молодой современной девушке ходить с четками… На нее же все смотреть будут! И начал сыпать один за другим советы, как можно использовать элементы современной модной одежды для чтения молитвы Иисусовой: это могут быть бусы, которые можно потихоньку незаметно перебирать, зимой это может быть муфта на шнурках, в муфте держать руки и считать по пальцам, а еще можно заказать себе пальто с пелериной (старец даже показал, какого покроя должно быть это пальто)… И сразу стало понятно: не носить моей младшей сестренке рясу… Речь идет о замужестве.
Вместе с нею батюшка нас отправил на несколько дней потрудиться в Хотьково. Сестренка там очень усердно потрудилась, и тут же, точно действительно заступничество Преподобного Сергия, все у нее в жизни устроилось: и учеба, и служение, а главное – семья. А я стала монахиней. «Всем сестрам – по серьгам», что называется. Хотя с серьгами – отдельная история.
Над ними батюшка иронизировал: «Обрати внимание, чем ниже уровень развития, тем больше человек стремится себя украсить. Гляди, вон дикие племена все лицо раскрашивают, кольца и в ушах, и в носу. Ты себе в нос не хочешь ничего повесить?» Так мог и образумить.
Подготовила Ольга Орлова