Огорчает меня нечестие тех, которые наблюдают дни, гадают и думают, что, если первый день нового года и этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и весь год будут проводить так же.
Разве ты не слыхал, что говорит Павел: Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал. 4, 9–11)? Крайне безумно – по одному дню, если бы он был счастлив, ожидать того же в продолжение целого года: и не только от безумия, но и от диавольского внушения происходит такое суждение, чтобы не собственной деятельности и усердию, но круговращениям дней предоставлять дела нашей жизни.
Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, когда ты напьешься пьяным в первый день, но когда и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своему свойству – ибо день от дня ничем не разнится, – но по нашему усердию или нерадению. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош; а если ты согрешил, то он худ и мучителен. Если ты будешь так рассуждать и так располагать собою, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год будет для тебя счастлив; если же станешь сам не радеть о добродетели, а душевного счастия своего ожидать от начала месяцев и счета дней, то не будет у тебя ничего доброго. Это знает диавол, и потому, старясь остановить наши подвиги и добродетели и потушить душевное усердие, научил приписывать дням и счастие, и несчастие. Ибо кто убежден, что день бывает худ и хорош, тот ни в худой день не станет заниматься добрыми делами, думая, что все делал бы он напрасно и ни от чего не получилось бы пользы по необходимому свойству дня, ни в хороший день опять не станет заниматься этим, думая, что собственное его нерадение нисколько не повредит ему по счастливому свойству дня. И таким образом в том и другом случае он лишится своего спасения, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет жить в бездействии и нечестии.
Итак, зная это, мы должны избегать козней диавола, отвергнуть такое суждение, не наблюдать дней, не отвращаться от одного и любить другой. Злой бес строит такие козни для того, чтобы не только ввергнуть нас в нерадение, но и оклеветать дела Божии, желая вовлечь души наши и в нечестие, и вместе в нерадение. Но мы должны остерегаться и ясно знать, что нет зла, кроме греха, и нет блага, кроме добродетели и угождения Богу. Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово – тишину; то причиняет шум, а это прекращает смятения; то помрачает ум, а это просвещает и помраченный; то привлекает скорби, которых не было, а это прогоняет и те, которые были. Ибо обыкновенно ничто так не производит благодушия и радости, как наставления любомудрия: презирать блага настоящие, стремиться к будущим, не считать постоянным ничего человеческого, ни богатства, ни власти, ни почестей, ни услуг.
Если ты будешь так любомудрствовать, то не станешь терзаться завистию, когда увидишь кого-нибудь богатым, и не потеряешь духа от бедности, когда впадешь в бедность, и таким образом можно постоянно праздновать. Христианину должно праздновать не в известные месяцы, не в первые дни месяца и не в воскресные дни, но всю жизнь проводить в приличном ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Послушай Павла, который говорит: Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:8).
Итак, если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ: равно как если ты неспокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при бесчисленных праздниках и торжествах тебе нисколько не лучше плачущих. Что мне в светлом дне, когда душа моя помрачена смущением совести? Если же ты хочешь получить пользу и от первого дня месяца, то поступай так: когда ты увидишь конец года, то возблагодари Владыку, что Он ввел тебя в такое круговращение годов: сокрушись сердцем, исчисли время твоей жизни, скажи самому себе: дни текут и проходят, годы оканчиваются: большую часть купли мы уже совершили; а что сделано нами доброго? Неужели мы отойдем отсюда без всего, без всякой правды? Суд при дверях, жизнь наша уже клонится к старости. Так любомудрствуй при начале месяцев, об этом вспоминай при круговращении годов; станем помышлять о будущем дне, дабы и о нас кто-нибудь не сказал того же, что сказано у пророка об иудеях: и погубил дни их в суете и лета их в смятении (Пс. 77:33).
Праздник, о котором я сказал, постоянный, не ожидающий круговращения годов и не ограничиваемый днями, могут праздновать одинаково и богатый и бедный; потому что здесь не деньги нужны и не богатство, а одна добродетель. Ты не имеешь денег? Но имеешь страх Божий, это сокровище, лучшее всех денег, неистощимое, неизъяснимое, неисчерпаемое. Посмотри на небо, небо небес, землю, море, воздух, роды животных, разнообразные растения, на весь род человеческий; представь ангелов, архангелов, высшие силы; вспомни, что все это – богатство твоего Владыки. Быть не может, чтобы слуга столь богатого Владыки, был беден, если Господь его милостив к нему. Наблюдать дни – дело не христианского любомудрия, но языческого заблуждения. Ты приписан к вышнему граду, принят в тамошнее гражданство, вступил в общество ангелов, где нет света, сменяемого тьмою, ни дня, оканчивающегося ночью, но постоянно день, постоянно свет. Туда будем смотреть непрестанно. Ищите горнего, говорит апостол, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3:1). У тебя нет ничего общего с землею, где есть течение солнца, круговращения и дни; но если ты живешь хорошо, ночь бывает для тебя днем; напротив, для живущих в распутстве, пьянстве и невоздержании день их обращается в мрачную ночь, не потому, что померкает солнце, но потому, что ум их омрачается пьянством.
Святитель Иоанн Златоуст