Господь создал человека по образу Божию и подобию. И наши прародители находились в райских обителях. По учению святой Церкви цель творения заключалась в том, чтобы люди участвовали по мере своих способностей и возможностей в блаженстве, которое в бесконечно большей степени испытывает Бог.
Источником блаженства было общение людей с Богом. Но случилась трагедия: находясь в райских обителях, наши прародители нарушили волю Божию, не раскаялись в своих поступках, и следствием грехопадения было изгнание их из рая.
Начался новый период истории человечества.
Но уже прародителям Бог сказал, что наступит такое время, когда на земле будет Спаситель рода человеческого и появится у людей возможность к возвращению в потерянный рай.
Таким Спасителем и Искупителем рода человеческого явился Господь наш Иисус Христос, Который есть воплотившийся Сын Божий.
Господь Иисус Христос имеет Божескую и человеческую природу, но личность в Иисусе Христе Божеская: Он есть Богочеловек, Господь.
Господь сообщил людям богооткровенную Истину: как им жить на земле, чтобы достигнуть вечного блаженства.
Господь принес за род человеческий искупительную жертву. И «нас ради человек и нашего ради спасения» Он воскрес из мертвых, вознесся на небо. На земле была основана святая Церковь. И с этого времени на земле начался новый период истории человечества. Люди, живущие на земле, через исполнение воли Божией имеют возможность достигнуть вечного блаженства. И кончина таких праведников является всего лишь переселением из места подвигов на земле в место блаженства в Царстве Небесном. И святая Церковь знает много таких праведников.
Много праведников просияло и на земле Русской.
Святые отцы учат, что Господь дает различные дарования людям и целым народам. И величайшим благом, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, для русского народа, величайшим дарованием Божиим является Православная вера.
И то, что благоверный князь Владимир и его ближайшие помощники, советники приняли Православную веру, способствовало укреплению могущества нашей страны, просвещению ее светом Христова учения.
После Крещения Руси много появилось на ее земле праведников, о которых знает святая Церковь. И одним из таких великих праведников был преподобный Сергий Радонежский.
Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный жил и подвизался в XIV веке. Он родился в семье благочестивых родителей, бояр Кирилла и Марии, которые впоследствии приняли монашество. Имея пламенное желание угодить Богу и всецело посвятить себя на служение Ему, он пришел в местность, где сейчас находится Сергиев Посад, и начал совершать подвиги. Господь благословил его труды, он явился основателем обители. Господь засвидетельствовал его жизнь различными знамениями и чудесами.
Одно из таких величайших знамений милости Божией было явление Преподобному Сергию Божией Матери.
Божия Матерь имеет особое дерзновение перед Богом. В церковных песнопениях Она называется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». Это означает, что она достигла такого совершенства святости, что с высшими ангелами: херувимами и серафимами, славословит Господа в Царстве Небесном.
Так, например, восточные патриархи говорят о Божией Матери, что почитаем мы Ее более, нежели рабу Божию, поскольку хотя Она и есть воистину раба Единого Бога, но и Матерь, родившая плотски Единого от Троицы. Посему и величаем Ее, высшую без сравнения всех ангелов и святых, воздаем поклонение большее, нежели какое прилично рабе Божией, и относится к святым ангелам, пророкам, мученикам и вообще ко всем святым.
Матерь Божия, Приснодева Мария, по словам святых отцов, высшее существо из всех: ангелов, херувимов и серафимов, не говоря уже, что несравненно высшее всех святых людей.
И Преподобный Сергий сподобился благодаря своей подвижнической жизни посещения Божией Матери, Которая сказала ему: «Услышаны молитвы твои. Я буду неустанной ходатаицей у престола Божия за всех, живущих здесь и посещающих эту обитель, до скончания века». Поэтому место это является освященным стопами Божией Матери.
И хранится предание о дне Явления Божией Матери. Совершаются в этот день богослужения торжественные. Известно также, что Божия Матерь явилась Преподобному во время чтения акафиста Ей, в связи с этим в Лавре каждую пятницу соборно совершается акафист Божией Матери в Троицком соборе.
Преподобный Сергий получил дар прозорливости, так, он, благословляя князя московского Димитрия Донского на сражение с татарами, предсказал победу и освобождение Руси.
Преподобный Сергий воскрешал умерших, исцелял различные недуги, а однажды ему было видение, в котором он увидел множество небесных птиц над монастырем и даже за его пределами, и таинственный голос сказал: «Как вот ты видишь множество этих птиц, столько же будет у тебя учеников. Они будут жить в разные времена, но через исполнение заповедей Божиих стремиться ко святости». И вот этими учениками действительно явились многие монахи, жившие в этой обители, а затем – многие подвижники, которые трудились в Московской духовной академии, в Троицкой и Вифанской семинариях, которые связаны с Лаврой.
В 1392 г. Преподобный Сергий, почувствовав приближение своей кончины, дал последние наставления братии. Кончина его явилась всего лишь переселением из обители земной в обитель небесную.
После кончины Преподобного Сергия многочисленные свидетельства говорят о том, что Преподобный Сергий помнит и молится о людях, живущих на земле. Он старается помогать им в различных трудных обстоятельствах.
Это объясняется тем, что христианская любовь соединяет святых угодников Божиих, находящихся в Царствии Небесном, с земными собратьями. Движимые любовью, святые, еще живя на земле, молились Богу за других людей, помогали им. Эту любовь к земным братьям они переносят в загробную жизнь, потому что любовь будет пребывать вечно. Поэтому, находясь в Царстве Небесном, святые заботятся о своих земных собратьях. Лучшим выражением этой заботы является их молитвенное ходатайство пред Богом за своих земных собратьев. Тем более что теперь они, как друзья Божии, имеют еще большее дерзновение ходатайствовать за нас.
Верование в то, что святые действительно могут ходатайствовать пред Богом за членов Церкви воинствующей, служит основанием и побуждением для членов Церкви земной призывать святых в своих молитвах. Причем святые призываются не как какие-нибудь боги, могущие своими силами помогать людям в их нуждах, а как близкие к Богу, сильные предстатели о нас пред Богом, усиливающие своими молитвами и ходатайством значение наших молитв пред Господом.
Поэтому святая Церковь помнит о своих святых, и в дни памяти Преподобного Сергия совершаются торжественные богослужения, на которые собираются святители во главе со Святейшим Патриархом, многочисленные паломники.
Родители Преподобного Сергия – преподобный схимонах Кирилл и преподобная схимонахиня Мария
Биографические сведения говорят, что родители Преподобного Сергия, Кирилл и Мария, были люди добрые и богоугодные. В житии его говорится и о том, что родители дали ему благочестивое христианское воспитание.
Известно, что Преподобный Сергий в детские годы не имел способности к усвоению наук, и чудесным образом он получил такие способности. И в связи с этим он, когда уже достиг святости, имел дар помогать в науках. Поэтому к нему обращаются за помощью, когда стремятся к познанию каких-то наук или к приобретению каких-то знаний. И промыслительно, что на территории Лавры находится духовная школа и студенты и преподаватели приходят за благословением к Преподобному Сергию на каждый грядущий день.
Преподобные Кирилл и Мария ощущали на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы их чувство благодарности Богу было выражено в каком-то внешнем подвиге. И в связи с этим уже в конце своей жизни они решили всецело посвятить себя служению Богу. Они принимают монашество и поселяются в Хотьковском Покровском монастыре.
Преподобные Кирилл и Мария тоже достигли святости, и летопись свидетельствует о том, что они после окончания своей земной жизни явились ходатаями за людей, живущих на земле.
Так, например, в 1770–1771 гг. Россию постигло одно из величайших бедствий: страшная болезнь – моровая язва губила население городов и сел нашего отечества и, достигнув Москвы, истребила множество народа. Сергиев Посад также лишился многих своих жителей, хотя число их было гораздо меньше числа погибших в населенных местах Московской губернии.
В самой же обители Преподобного Сергия после совершения братией вокруг монастыря крестного хода с молениями об избавлении обители от губительной болезни сохранились невредимыми монашествующие, ученики семинарии, которых было около 200 человек, несмотря на то, что Лавра была открыта всем приходящим. Даже из служителей Лавры, которые жили в Сергиевом Посаде и имели свои дома между домами умирающих от язвы, никто не умер.
Тогда многие монастыри и храмы, села, ранее принадлежавшие Лавре, брали от нее на благословение святые иконы.
В Хотьковском Покровском монастыре с августа до декабря 1771 г. насельницы обители неусыпно читали Псалтирь и молитву святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии у их гроба. И из других мест с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебен у Тихвинской иконы Божией Матери, прилагая молитву к преподобным:
«О, раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахиня Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с Преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Упоминаемый в летописи Хотьковско-Покровского монастыря список с Тихвинской иконы Божией Матери находился в трапезной, возле гробов святых Кирилла и Марии. Во время эпидемии холеры в 1848 г. Тихвинскую икону с молебным пением носили по всем кельям, и ни одна из сестер не заболела. С конца мая до октября в Хотьково во множестве стекался народ из окрестных деревень для моления перед этой иконой Божией Матери. Перед ней постоянно совершались молебные пения, всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям Преподобного Сергия.
В память этого чудесного избавления от болезни установлено совершать молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери каждую субботу и читать канон, молитву Богородице и молитву угодникам Божиим – схимонаху Кириллу и схимонахине Марии.
Существует предание, что Преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробами. Так и повелось: паломники, идущие для богомолья в Троице-Сергиеву Лавру, считали своим долгом предварительно посетить Хотьковскую обитель и поклониться гробницам святых Кирилла и Марии.
Праведные родители Преподобного Сергия схимонах Кирилл и схимонахиня Мария воспитали своего сына в благочестии, вложили в его душу любовь к Богу и Церкви, родной земле, к трудам милосердия, и Преподобный Сергий, приняв от них богатое духовное наследство, щедро передавал его русским людям. Он по праву считается одним из достойнейших пастырей нашего Отечества, ибо был величайшим подвижником, основателем пустынножительного монашества в Северо-Восточной Руси.
Преподобный Сергий, благоговейно почитаемый всеми, известен своим благочестием за пределами нашей страны – покровитель и наставник иноков и пастырей, миротворец и патриот своего Отечества.
Авва Сергий – заступник и молитвенник за всю Русскую землю, чудотворец при жизни и великий ходатай пред Богом за российскую паству после своей кончины.
Многочисленные почитатели и духовные чада Преподобного Сергия Радонежского верят, что его родители схимонах Кирилл и схимонахиня Мария находятся в обителях небесных вместе с Преподобным Сергием, помогая чадам Русской Православной Церкви в достижении спасения. Эту веру укрепляют знамения и чудеса, совершаемые схимонахом Кириллом и схимонахиней Марией.
На гробницах преподобных Кирилла и Марии, находящихся в Хотьковском Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.
О современных чудесах свидетельствовали: настоятель Покровского храма иеромонах Герман, монахиня Екатерина и многие прихожане храма и паломники.
3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня прославления Преподобного Сергия, на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого угодника Божия, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Ученики Преподобного Сергия
Ближайшим учеником и преемником Преподобного Сергия был преподобный Никон.
Преподобный Никон тоже достиг святости и почитался уже во время своей земной жизни. По благословению и под руководством преподобного Никона был построен Троицкий собор, в написании икон которого участвовали такие известные подвижники, как преподобный Андрей Рублев, Даниил Черный.
Преподобный Никон сподобился быть свидетелем обретения мощей нетленных Преподобного Сергия и способствовал прославлению его в лике святых.
Одним из ближайших учеников Преподобного Сергия был преподобный Михей. О нем известно только, что он присутствовал при явлении Божией Матери вместе с апостолом Петром и Иоанном Богословом.
О преподобном Андрее Рублеве мало биографических сведений, но он прославился на
весь мир, написав икону Святой Троицы.
Имеются два мнения о явлении Трех Странников Аврааму.
Есть мнение святых отцов, что Аврааму явился Сын Божий в сопровождении двух ангелов, в связи с этим иконописцы некоторые излагают такую святоотеческую мысль.
Есть другое, тоже распространенное, мнение, что здесь произошло величайшее таинство явления Святой Троицы.
Преподобный Андрей Рублев, изучив тщательно Священное Писание и святоотеческое учение, написал икону, в которой выражается мысль о явлении миру Святой Троицы.
Церковь прославила преподобного Андрея Рублева на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г.
В числе учеников Преподобного Сергия был и преподобный Максим Грек. Он был сыном богатого греческого сановника в городе Арте, в Албании, получил блестящее для того времени образование. В юности он много путешествовал, изучал языки и науки в европейских странах, побывал в Париже, во Флоренции, по возвращении на родину прибыл на Афон, принял иночество в монастыре. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествующими древними императорами.
В это время великий князь московский Василий Иоаннович (происходило это в XVI веке) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софьи Палеолог, и обратился к Константинопольскому Патриарху с просьбой прислать ему ученого инока. Инок Максим получил указание ехать в Москву.
По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем – толкование на Книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг. преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручаемое.
Митрополит Московский Варлаам высоко оценил труды преподобного Максима. Но впоследствии преподобному Максиму пришлось претерпеть множество скорбей, потому что он как богослов пытался наставлять народ, даже высокопоставленных лиц, указывать на их недостатки, в связи с этим у него появились недоброжелатели. В последнее время преподобный Максим подвизался в обители, где перед кончиной он получил утешение: явился ему Ангел и сказал, что скоро он переселится в место блаженства.
Преподобный Максим Грек тоже канонизирован на Поместном Соборе в 1988 г.
В 1996 г. совершилось обретение его честных мощей. Они хранятся сейчас в Духовском храме.
Известным подвижником был преподобный Дионисий Радонежский. Жил он в XVII веке, и с 1610 г. был архимандритом, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питалась овсяным хлебом и водой, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных.
В 1611–1612 гг. совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным он писал окружные послания с призывом прислать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к Димитрию Пожарскому с призывом ко всем ратным людям ускорить поход на Москву.
Он способствовал исправлению богослужебных книг. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре. Его честные мощи находятся под Троицким собором.
Архимандрит Георгий (Тертышников)
Справка
Архимандрит Георгий (Тертышников; 1941–1998) окончил Московскую духовную академию в 1973 г. Преподавал в Московской духовной семинарии. Член Синодальной комиссии по канонизации святых. Духовный писатель, автор более 200 монографий и статей.