В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Тропарь, глас 1
На Руси праздник Успения Пресвятой Богородицы издревле стал одним из самых почитаемых. Ему посвящались многочисленные храмы. В Киево-Печерском патерике есть сказание об основании преподобными Антонием и Феодосием Успенского храма в созданной ими обители, что сопровождалось чудесами (место для храма, а также его размеры были определены Божией волей).
В последующие времена киевские монахи, основатели монастырей, по примеру Киево-Печерской Лавры посвящали главные храмы Успению. Успению Пресвятой Богородицы посвятил святой великий князь Владимир деревянный храм во Владимире (992 год), на его месте в XII веке был построен Успенский собор святым князем Андреем Боголюбским. Успению были посвящены соборы XII века в Смоленске и Суздале. Успенским стал главный собор Московского Кремля, заложенный в 1326 г. при великом князе Иоанне Калите святым митрополитом Петром как свидетельство Божия попечения о Московском княжестве.
Успению посвящены также собор Почаевской Лавры, заложенный в 1237 г. киевскими иноками, спасавшимися от татар, освященный чудесным явлением Богоматери в 1240 г. Кафедральный Успенский собор в Ростове Великом, по преданию, также построен святым князем Владимиром. Переславский храм, соборы Троице-Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монастыря и множество других больших и малых храмов Русской земли посвящены этому празднику.
На Руси издревле почитаются чудотворные иконы Успения, среди которых следует назвать Киево-Печерскую (врученную, по преданию, греческим строителям Успенского собора Самой Царицей Небесной); две иконы московского Успенского собора (одна из которых написана на гробовой доске святителя Алексия, митрополита Московского, написание же другой приписывают святому митрополиту Петру); Псково-Печерскую (с которой связано спасение от поляков Пскова и Печерского монастыря в 1581 г.), а также икона Успения, написанная на обратной стороне Донской иконы Божией Матери. Считается, что эта двусторонняя икона была написана великим иконописцем Феофаном Греком в 1380–1390-е гг., когда византийский мастер появился в Москве и выполнял здесь княжеские заказы по украшению и росписи храмов и дворцов. Первоначально Донская икона с Успением на обороте находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенном в память победы русского народа на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань.