Служение любви старца Паисия Святогорца в Панагуде
Панагуда – так называлась келья святого старца Паисия на Афоне, где он принимал многочисленных паломников. Панагуда – это уменьшительное название от греческого слова Панагия – Богородица, то есть маленькая Богородица, именно так называл свою келью старец Паисий. Писатель Афанасий Раковалис, который много раз встречался со старцем, вспоминает, что когда на Афон приплывал теплоход с паломниками, то они все сразу же направлялись по тропинке в Панагуду. Что их сюда влекло?
На этот вопрос отвечает игумен Киприан (Ященко), руководитель создания шестисерийного фильма о святом старце: «В Панагуде, в местечке близ монастыря Кутлумуш, старец Паисий стал исполнять послушание старческого служения. До этого и среди афонских монахов были сомнения на его счет: «Не в прелести ли этот схимник?» – и старец Паисий старался отшельничать и часто тяготился встречами со множеством паломников. А здесь, Сама Матерь Божия, так же как и преподобному Серафиму Саровскому после многих лет отшельнического уединения, дала старцу Паисию послушание принимать народ и этим спасаться самому и спасать других. Тогда уже старец Паисий отложил все свои молитвенные правила и хозяйственные дела на второй план и, пожертвовав собой, своим уединением, он фактически оказался в центре Афона, там, где было множество паломников. Именно здесь он распялся ради Христа, помогая тысячам людей, которые посещали его. Мало того, он именно в период служения в Панагуде часто выезжал с Афона в основанный им близ Фессалоник женский монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова в Суроти, здесь он уже не принимал мужчин. «Вы, – говорил, – можете приехать и на Афон». Здесь он принимал женщин, которым оказывал духовную помощь. Он никому не отказывал.
Известен случай, который рассказывают его келейники. Как-то они пытались отремонтировать фундамент его ветхой кельи, сам старец замешивал цемент с песком, а кто-нибудь приходил, стучал, и он все бросал и шел разговаривать с этим человеком, потом этот цемент застывал, он его отдалбливал, выбрасывал, а когда в очередной раз замешивал раствор, опять кто-то приходил, он опять все бросал. Келейники были в недоумении: «Ну батюшка, – говорили они, – пусть люди хоть немного подождут, мы замажем фундамент здания». А он отвечал: «Пропади пропадом этот цемент, человек намного важнее!» Как редко можно сейчас встретить такого духовника, который бы бросил все свои дела и сказал: «Намного важнее ответить на ту просьбу, на ту боль, с которой человек пришел!»
Святой старец Паисий очень любил Россию. Русских паломников, которые к нему часто приезжали, он принимал с особым расположением, даже иногда просил всех других паломников подождать, говорил, что к нему приехали из России. Дело в том, что у него был русский духовник афонский старец Тихон. А также, возможно, сам старец Паисий прозревал ту роль, которую для мира, в частности для самих греков, еще предстоит сыграть русским. Известно его пророчество о том, что русские освободят Константинополь и отдадут его грекам. Для греков это очень важно, попробуйте грекам сказать, что Константинополь будет освобожден и в храме Святой Софии продолжится та самая литургия, которая, по преданию, незримо не прекращалась там… Для греков все это очень значимо, они все станут на ноги, как будто вы читаете им сейчас Священную Историю, они будут с большой радостью все это воспринимать. Преподобный Паисий говорил, что сегодняшние дети – которые были детьми как минимум 20 лет назад – доживут до того времени, когда эти события произойдут. В целом у старца Паисия около 300 пророчеств, более половины из них уже исполнилось. Главное же, что он говорил относительно России, это то, что она будет действительно, как и ранее Русь Святая, – духовной страной, наберет силу! В этом их пророчества с преподобным Серафимом Саровским совпадают. Наш любимый святой тоже говорил о том, что Русь будет еще процветать. Их вообще часто сравнивают».
Афонский иеромонах Анастасий, более 20 лет знавший старца Паисия лично, свидетельствует: «Конечно, старец Паисий нам своим примером старался показать, что самое главное это довериться Христу, и если в свое сердце впустить любовь Христа через Иисусову молитву, то Господь направит тебя на Свой путь и ты будешь помогать людям так, как ты это должен делать. Вот, например, старец Паисий говорил: «Если взять жестяную банку с молоком, начать открывать ее консервным ножом, а на звук открывания банки приползет змея и будет готова пить молоко из твоей руки, в нашем сердце должна быть любовь ко всякой твари, даже к змее, которой требуется молоко из твоей банки. Что же говорить об измученном современнике?»
О своей личной встрече со старцем Паисием рассказывает доктор философских наук профессор Константин Михайлович Долгов: «Это был 1992 г. Старец Паисий совершенно удивительный человек, во время своего служения в Панагуде он высказывал не какие-то отдельные свои глубочайшие прозрения, у него тогда уже сформировалось не теоретическое, а цельное, основанное на собственном духовном опыте миросозерцание. У него уже было всецелое видение и понимание всей Вселенной и места в ней каждого отдельного существа. Особо сильно он переживал связь человека с Богом. Язык, которым он выражал это цельное представление о Боге, мире и человеке, не был похож ни на чей другой. Он все свои примеры брал из своего собственного опыта еще младенческой жизни, когда жил в семье, из армейской службы и монашеского служения, даже если он говорил отвлеченно, как апостол Павел, в третьем лице, он говорил про себя. Его глубочайший внутренний духовный опыт и обширное общение с людьми помогло ему выработать свой собственный образный язык. Даже особый понятийный аппарат! Вы только вдумайтесь, что он говорил. Обычная вещь – честолюбие. На нем держится очень многое, и честолюбие во все времена в человеческом обществе играло колоссальную роль. Старец Паисий перевернул историю человечества, перевернув всего одно слово, он стал говорить «любо-честие»! И мир заиграл совершенно другими цветами! Люди любочестивые – это те, кто болеет болью ближнего, страдает за каждого человека, пытается сделать добро любому и в любое время. Действительно, старец бросал все, чтобы сделать человеку добро, сказать ему добрые слова. А слова-то какие находил! Потому что у него мир уже был другой – мир слово-славия, то есть прославления Бога, прославления Божией мудрости, прославления Божественной Любви, и это слово-славие – высшая ступень понимания, углубления в сущность всех вещей, всего существующего. Совершенно поразительный был богослов. Почему к нему и сейчас такой неиссякаемый интерес? Все, когда читают, говорят, что нельзя оторваться, потому что там и сами понятия, и образы – сравнения, метафоры – такое богатство риторических фигур, какое мы не найдем и у самого выдающегося теоретика и практика словесного мастерства. Старец Паисий и в духовном, и, я бы сказал, в литературном отношении – совершенно поразительное явление!
Старец Паисий встречался с генсеками коммунистических и социалистических стран, руководителями коммунистических партий, и он задавал им вопрос: «Как вы, руководители, думаете, почему вы терпите поражения, в чем дело?» И некоторые из них прямо говорили, что их ошибка состояла в том, что они выступили с борьбой против Церкви, против религии, против веры, и поэтому все их социальные построения так быстро и неотвратимо терпели крах. Во время встречи со мной, когда старец провидел и сказал, что мне пришлось пережить очень серьезные испытания, он отметил, что люди, которые руководят сейчас в нашей стране (это были 1980-е гг.), к сожалению, не знают и не признают Бога, а раз они не признают Бога, то не видят и человека, в этом их слабость. «Их ждет поражение», – подчеркнул он. Россия будет претерпевать еще ряд серьезных метаморфоз, говорил старец Паисий, но она выйдет из всех серьезных социально-политических потрясений еще более могучей, более сильной, но это потребует приложения усилий. Кроме веры, наставлял он, вам еще необходима большая сила! Как говорил император Александр III, лучшими друзьями России всегда были и остаются наша армия и флот. Все от Бога, но надо и самим иметь колоссальную силу, чтобы никто не посмел посягнуть на Россию, чтобы защищать тех, кому нужна наша помощь.
Сегодня особенно актуально стихотворное пророчество старца Паисия о молитве, которое он написал на фотографии, отправленной матери в день своего пострига. Заканчивается оно словами: о мире мира умолить… Вот-вот разразится чуть ли не третья мировая война, и как раз значение прозрения и пророчеств старца Паисия состоит именно в том, что это все пройдет и сгинет и установится мир. Святой старец Паисий особо ссылался на то, что именно миротворцы, по Заповеди блаженства, назовутся сынами Божиими, кроткие – наследуют землю».
Переводчик с греческого Ксения Климова рассказывает: «Святого старца Паисия называют афонским Серафимом, сравнивая его с преподобным Серафимом Саровским. У старца Паисия в житии есть эпизод, похожий на таковой в житии преподобного Серафима Саровского, связанный с медведицей. Когда старец Паисий жил по благословению Пресвятой Богородицы на своей родине в Конице в монастыре Стомион, что в горах, к нему так же, как к преподобному Серафиму Саровскому, подвизавшемуся в лесу, приходила медведица, и старец Паисий кормил ее просфорой. Просфоры, кстати, старец Паисий пек сам, причем он не использовал дрожжей, он просто благословлял тесто, и оно поднималось. Старец Паисий рассказывал, куда приходила медведица, и иногда его видели вместе с этой лесной царицей».
Владыка Морфский Неофит (Масурас)свидетельствует: «Этот случай произошел лично со мной, считаю, что это чудо, которое Господь во укрепление моей веры, чтобы мне исполнить волю Божию, послал мне через старца Паисия. Давно, когда мне было 22 года и я еще был студентом, я приехал к старцу Паисию в Панагуду вместе с другими паломниками. Тогда отец Паисий меня выделил и сказал: «Ты, высокий киприот, подойди ко мне!» Я подошел к нему, и старец начал говорить: «Ты будешь строить монастыри, и я тебе сейчас хочу сразу показать, как именно эти монастыри должны быть устроены». Он взял палочку и стал чертить на земле какие-то фигуры, нарисовал на земле прямоугольник, разделил его на два квадрата и сказал, что в монастырях должно быть два двора: первый двор для мужчин и женщин – паломников, а второй двор только для монахов – для мужского пола, если это мужской монастырь, и для женского пола, если это монастырь женский. Я тогда ответил, что я не имею в планах строить какие-то монастыри, может, вы ошибаетесь? Но старец Паисий сказал: «Нет, знаю, что эти монастыри не только будут тобою построены, но они станут духовными базами, которые изгонят с твоей земли, с Кипра, турецкие и прочие военные базы, которые сейчас его территорию занимают». Прошло много времени, и когда я стал митрополитом Морфским, я действительно начал строить монастыри, сначала мужской монастырь, в котором я и устроил, как мне рассказывал старец Паисий (два двора для монашествующих и для мирян), а затем и женский монастырь. Именно в этом я увидел провидение Господа, которое явлено было мне за много лет еще в разговоре со старцем Паисием, и старец помог мне и с практической точки зрения тоже, потому что, когда пришел момент принимать ответственное решение, я уже знал ответ от Господа через старца Паисия, как надо поступать, что делать».
О святом Паисии свидетельствует старец Ефрем (Кутсу) Ватопедский: «Старец Паисий очень любил Бога и до 1974 г. в непрестанном рвении своей любви ко Христу иногда даже терял сознание, падал. Однажды из моей кельи он ушел в монастырь Ставроникита и по дороге им завладела такая любовь, что он упал и ударился о землю. И говорит: «Божия Матерь, что сейчас будет со мной? Если кто-нибудь меня увидит, пройдет мимо меня, подумает, что я сумасшедший!» – настолько в нем горела эта любовь, переполняла все его сердце. Только после 1974 г. эта любовь к Богу переросла в любовь к людям, он не мог ее уже удержать в сердце, она изливалась на весь мир, он так много за всех молился, но часто скрывал это, иначе, говорил, если скажу об этом, меня вновь посчитают сумасшедшим. Были случаи, когда он ходил в духе в некоторые в дома в Австралии, в России, во всем мире, где ссорятся, например супруги, и осенял их крестным знамением, чтобы они примирились и не ссорились. Иногда перекрестит так болеющих по грехам родителей детей, и они исцелялись. Старец Паисий – великий святой и является и сегодня на Афоне великим монахом!»
Подготовили Светлана Жиленко и Ольга Орлова
Публикуется в сокращении