Давно подмечено: те приходы, где чтут новомучеников, – одни из самых быстрорастущих.
В священническом роду протоиерея Димитрия Смирнова – не один десяток пострадавших в годы гонений за Христа. Некоторые из них прославлены, например прадед, расстрелянный на Бутовском полигоне священномученик Василий Смирнов. Предыдущим же настоятелем до отца Димитрия в храме святителя Митрофана Воронежского был также расстрелянный на Бутовском полигоне священномученик Владимир Медведюк.
– Отец Владимир Медведюк – исповедник, мученик, многодетный отец, красавец, замечательный проповедник, к кому пол-Москвы съезжалось на проповеди! – говорит про своего предшественника отец Димитрий. – Он родился и вырос в простой семье на Холмщине в Восточной Польше, тогда это была Россия. Он в свое время и Беломорканал строил, и за 101-й км его потом высылали. Он в Троицком храме в селе Язвище Волоколамского района служил – в том селе, где родился преподобный Иосиф Волоцкий. Оттуда его взяли и расстреляли. До сих пор его младшая дочка жива. Сын ее, протоиерей Сергий Поляков, служит в Москве настоятелем храма Живоначальной Троицы в Воронцове. Священномученик Владимир Медведюк очень хорошо влияет на весь наш приход. Это просто чувствуется, как все преображается от того, что в общине его память чтится, икона его висит, что мы все вместе празднуем день его памяти. Это очень замечательно на всех нас отражается. Для воспитания народа в христианском духе крайне важно, чтобы каждый храм прославил, помнил и чтил своего новомученика. Я просто безмерно счастлив оттого, что и прадеду Василию строится в Конькове храм, уже службы идут в освященном временном храме, и что у нас на приходе Небесный Покровитель – новомученик Владимир Медведюк. Через них мы очень много получаем! Приобщаемся к целому пласту истории России в ее очищенной новомученической линии наследования. Для воспитания людей это чрезвычайно много значит.
На объединенном приходе храмов, где настоятельствует отец Димитрий Смирнов, сложились крепкие традиции почитания новомучеников: действует музей, устраиваются вечера памяти, совершаются паломничества в места подвига и почитания новомучеников, ведется изыскательная научно-исследовательская работа. Так, к отцу Димитрию подошла как-то после службы пенсионерка и сказала, что хотела бы заняться темой новомучеников, да не знает, с чего начать. Он адресовал ее к своей дочери Марии, уже давно работающей в архивах, собирающей сведения о пострадавших родственниках и не только. Сообщив обратившейся элементарные начальные сведения, консультант потом изумлялась: «Как, оказывается, много может сделать всего один человек!» Если бы так каждый уделил хотя бы немного своего внимания и, возможно, еще молодых сил, этому благотворному опыту пострадавших за Христа, мы бы жили уже в другой стране.
В 2005 г. приходу отца Димитрия передали еще один храм, в котором служил священномученик Михаил Марков, который также, как оказалось, является ему дальним родственником. Священномученика Михаила дважды арестовывали, ссылая в Казахстан, а потом в Сибирь, где он и скончался 16 июня 1938 г. в Мариинском лагере НКВД. Святой был прославляем Господом еще в советские времена являемыми чудесами, о чем еще будет сказано ниже, и почитался в народе.
– В декабре 2005 г. отец Димитрий Смирнов предложил мне принять служение в отдаленной, почти разрушенной церкви Можайского района. Как выяснилось впоследствии, настоятелем храма до его закрытия был новомученик отец Михаил Марков, – говорит принявший служение в Троицком храме села Горетово протоиерей Илья Шапиро.
Но сначала храм надо было восстановить…
Этот рассказ отца Ильи – уникальный опыт восстановления и росписи храма, посвященного памяти подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Даст Бог, опыт этот будет востребован, потому как храмы новомученикам и исповедникам, приделы в их память строятся и освящаются сейчас по всей стране, чтобы паства росла и народ русский возвращался к Богу.
Предисловие. «Расписывайте всё!»
2013 г. подходит к концу… Завершаются работы по реставрации Троицкого храма. Некогда рассыпавшиеся стены четверика укреплены бетоном, пристроены и отделаны лепестки, вставлены новые окна. Смотришь на массивные – более двух метров толщиной – стены и думаешь: расписать бы! Но таких уж солидных средств не предвидится… Средств хватит разве что расписать алтарь… Заручились на этот план поддержкой благодетеля и начали, благословясь. На горнем месте – «литургия святителей»; сверху, в конхе – Троица Живоначальная; над окнами по бокам – божественные песнописцы – плача и радости: Андрей Критский и Иоанн Дамаскин; дальше – к западным углам алтаря – их преемники на Руси новой – святители Тихон (между прочим, автор чудной службы Державной иконе Божией Матери) и Афанасий Ковровский – певец собора русских святых; в углах алтаря – святители – покровители храма – Николай Мирликийский и Московский Петр. На западной стене: сверху – Божия Матерь в окружении Архангелов; ниже – Спас Нерукотворный с поясными святыми по сторонам: к северу – мужи праведные: Иоанн Кронштадтский, Алексий и Сергий Мечевы; к югу – жены-мученицы: Великая матушка Елисавета и София с дочерями: Верой, Надеждой и Любовию. А в северном и южном углах западной стены – тоже покровители храма – мученики: новый – Михаил и древняя – Ирина. Нельзя было удержаться и не расписать глубокие стены алтарной преграды. И тогда уже решили: храм, в котором служил новомученик, им, новомученикам, должен быть посвящен, их образам должно и на иконах здесь быть и в росписях. Так возникла мысль о святых в створах Царских и боковых врат: епископы – в центре, священники – с севера, монахи и миряне – с юга. Особо сказать можно о свитках, вложенных в руки святым с их подлинными текстами. Возлюбленный дух свободы нашего отца-настоятеля подсказал так слова из творений Григория Богослова – для образа сего святителя справа от горнего места: «Христос – разоритель буквы, совершитель Духа».
Наступил праздник Благовещения 2014 г. – престольный для нашего храма в Петровском парке… Радуясь духом и благодаря Господа, ждем в гости упомянутого в начале благодетеля нашего. Он приезжает и дивится, и – от избытка сердца глаголют уста: «Расписывайте всё!»
Распятский придел. «Зову вы с собою на страдания и смерть за Христа»
Главной задачей было расписать северный придел. Именно здесь планировалось устроить алтарь в честь священномученика Михаила Маркова и всех новомучеников и исповедников – это новая задача. До иконостаса тогда было еще далеко, а общехрамовый крупный план росписей не давал возможности изобразить многих новомучеников, без которых, казалось, и краткая духовная история их эпохи выглядит одним большим пробелом. Нужна была принципиальная идея росписи всего храма, важно было уже тогда представить, что со временем будет изображено и в центральной части, и в южном лепестке. Так возникла концепция трех Великих Дней: север – Великая Пятница – Пасха Распятия, центр – Великая Суббота – Пасха погребения (вхождение в Царство), юг – Пасха Светлого Воскресения. Как оказалось впоследствии, такой подход вполне согласуется с оформлением интерьеров древнейших храмов и с подробно разработанной видным христианским искусствоведом А.М. Лидовым идеей иеротопии – священного пространства храма в целом и его частей.
Так в своде северного – Страстного – придела появился образ крестного пути Спасителя (от суда Пилата – до восшествия на Крест). А ниже – на южной стене придела – история судеб новомучеников, как бы повторяющая путь страданий Христовых. На северной же стене и в конхе лепестка – смертные страдания Самого Спасителя (они были изображены в алтарной части) и Его последователей – новомучеников. Потому на южной стене придела мы видим судебно-тюремную историю мучеников ХХ века, их испытания жизнью, а с противоположной стороны – испытания смертью.
Ниже на южной стене – новомученики, идущие вслед за Господом. Вот изображенные ровно под судом Пилата над Господом злопыхательства следователей и судей – самый показательный псевдопроцесс – над священномучеником Вениамином Петроградским: «Что бы мне ни присудили – жизнь или смерть – я скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все!» – такими были последние на суде слова святителя перед приговором к расстрелу. Потом в росписях этой стены следуют заточения в тюрьмах – встреча заключенных священномучеников Кирилла Казанского и Фаддея Тверского, утешившего старшего собрата: «Только сейчас начинается настоящее христианство, владыко!» Далее – образы ссылок: здесь, конечно, изображен священномученик Петр Крутицкий – символ церковной правды и стояния в вере: «Веруй и умей нести свой крест!» И наконец, последнее – шествие на личную голгофу – видим митрополита Киевского Владимира, как его душили цепочкой от креста, ведя к месту расстрела. В алтаре северного Страстного придела этот крестный путь новомучеников завершается образом Предтечи Иоанна – первомученика, приносящего свою усеченную за правду главу.
На противоположной северной стене этого распятского придела – образы смертных страданий новомучеников: то, как священномученика Феофана Ильменского топили зимой в проруби, а священномучеников Иоанна (Поммера), Пензенского и Рижского, и Илью Четверухина заживо сожгли; здесь же явлен расстрел в Бутове и заживо погребаемые жертвы палачей, священномученики Тихон Воронежский, распятый на Царских вратах храма, и Иоанн Кочуров, брошенный на шпалы железнодорожного полотна…
Над всей этой мукой Распятый на Кресте Спас на востоке и благословляющий на северной стороне святой Патриарх Тихон: «Чадца! Зову вы с собою на страдания и смерть за Христа». В этом страстном приделе исповедуются.
В трех арках, соединяющих северный придел с центральной частью храма, тоже изображены страдания… В северо-восточной арке – ветхозаветные (Авель, Исаия) и новозаветные праведники (Вифлеемские младенцы, Захария); в северной – ссылка и смерть в лагере священномученика Михаила; с северо-западной стороны – молитва митрополита Иосифа Чернова и мученичество святого Вукашина Сербского. Надо сказать, что не только русских новых страдальцев мы решили изобразить в росписях храма. Жестокий XX век явил сонмы мучеников и в иных Поместных Церквях: Сербской, Грузинской, например.
Здесь же, в северном приделе, видим погибшего в Освенциме грузинского архимандрита Григола Перадзе, вошедшего добровольно за другого узника в газовую камеру.
И – после завершения росписей в северной части храма (а они дались живописцам намного труднее алтаря и западного лепестка) – стало ясно, что и иконостас, и немногочисленные иконы придела должны соответствовать основной – страдательной – теме росписей. Так появилось здесь Распятие по образу годеновского, исполненное пензенскими мастерами. Также и образы апостола Андрея на кресте и побиения первомученика Стефана органично вошли в этот придел. Последние иконы были выполнены грузинским живописцем Зурабом Модебадзе и грузинскими же резчиками под руководством Георгия Нодадзе – уже после установки ими же сотворенного малого иконостаса в мученический придел. Подлинную же полноту внесла сюда драгоценная нам икона-мученица (простреленная и исцарапанная богоборцами) – большой образ грозного пророка Илии, чудом сохранившийся. Страдали не только люди, но и иконы и храмы, мощи прошли через поругания, страдала под игом богоборческим вся Русская святая земля…
Пасха погребения – вхождения в Царство
Центральный придел посвящен Пасхе погребения – вхождения в Царство, и здесь мы видим ряды новомучеников, восходящих в Царство Божие. Это их следование Христу, побеждающему смерть, это – их благословенная суббота. Помню, как одну знакомую художницу уговаривал посетить в Италии Равенну – столицу мозаики. Побывав там, художница поделилась впечатлением: «Уже можно больше нигде ничего не смотреть». Вспоминаю это в связи с нашими росписями центральной части – и вот почему. Есть в Равенне прекрасная, незабываемая базилика Аполлинаре-Нуово. Там итальянские мученики и мученицы тех, первых веков христианства, изображены восходящими в Царство Божие в два ряда: мужской – на южной стене, женский – на северной. Вот и нам захотелось изобразить мучеников последнего времени, преимущественно – русских, подобными рядами. И вдохновляют их образы Спасителя, восходящего в Иерусалим, и Пресвятой Девы-Матери – в вертепе Вифлеемском.
В этих новомученических рядах: священномученик Философ Орнатский стоит рядом со своими сыновьями, которых расстреляли в 1918 г. вместе с великим их родителем. Протоиерей Философ, отец 10 детей, построил не менее 12 храмов. Последние символически тут же в росписях и изображены. Завершают же мученические ряды – ближайшие нам по времени святые XX века – страдальцы Святой земли – отец Филумен у колодца Иакова и Анастасия Елеонская (Строгилу).
Определив сюжет боковых росписей нижнего яруса, оставалось заполнить еще три пространства: клирос-балкон, западную стену под ним и неширокую полосу над карнизом, опоясывающую всю центральную часть храма. Роспись клироса хотелось устроить вполне традиционно, изобразив святых покровителей церковного пения и создателей богослужебных текстов. Здесь мы также следовали, как и при росписи алтаря, принципу единства памяти древних и новых свидетелей и творцов богослужебной красоты. Так появились здесь преподобный Косма Маиумский с текстом кондака Успению и инокиня Кассия с первым ирмосом Великой Субботы. Тексты эти тоже раскрывают основную тему росписей центральной части – Пасху погребения. И святые новомученики мужского и женского чинов с росписей соприсутствуют своим подопечным – нашим певчим – и благословляют их. Святитель Василий Кинешемский изображен с цитрой – той самой, на которой он играл и которая благоговейно хранится в его музее; а священномученик Сергий Кедров – знаток церковного пения – со скрипкой своей, хранящейся ныне в музее Бутовского храма новомучеников. Мученицы же Нина Кузнецова и Татьяна Фомичева представляют женскую половину клиросной композиции. В центре же здесь – большая старинная икона Покрова Богородицы с образом преподобного Романа Сладкопевца, рядом с которой на стене – текст тропаря Покрову.
Под клиросным балконом – тоже в духе традиции – мы решили поместить образы Небесных Покровителей тех, кто в большей мере потрудился для нашего храма. Мужской и женский новомученические ряды как бы подсказали идею росписи полосы над карнизом. С южной и северной стороны здесь изображены евангельские притчи – тоже мужские и женские. Причем темы их соответствуют классическому принципу: тезис–антитезис–синтез: обращение человека к Богу – Божественное снисхождение к человеку – Богочеловеческое единение. Так, в женском ряду мы видим-читаем истории вдовы и судии, потерянной и обретенной драхмы и, наконец, встречающих Жениха десяти дев. В мужском же ряду притч, соответственно, – мытарь и фарисей, милосердный самарянин, заботящийся о несчастном путнике, и блудный сын в объятиях прещедрого Отца. С восточной же стороны – на алтарной стене над иконостасом – завершение этой полосы: темы евхаристические – Великий Четверг: умовение ног, Тайная вечеря и моление о Чаше.
Пасха Воскресения: каким чудом Божиим возрождается Русская земля
Южный придел посвящен собственно Пасхе Воскресения – здесь новомученики явлены уже в небесной славе. В юго-восточной арке – той, что на солее у главного алтаря, – как и с противоположной стороны – картины из Писания: две паремии Великой Субботы, прообразующие Воскресение Христово: переход Моисея через Красное море и пророк Иона, выходящий на сушу из чрева кита. В центральной же южной арке – фрагменты жития священномученика Михаила, свидетельствующие о его благодатных дарах в жизни земной и дерзновении пред Господом на небесах: прекращении по его молитвам пожаров на полях и избавлении паствы села Горячкино (там, где был его последний приход) от гибели в годы войны – причем уже после мученической кончины пастыря. Во время Великой Отечественной войны его прихожане были согнаны в храм, и туда была брошена бомба, но она не взорвалась, что мы, конечно, теперь связываем с молитвами уже представшего прежде Господу мученика-пастыря.
В юго-западной арке, там, где разместили канун и панихидный столик, где поминаются усопшие, – изображены два дорогих нашей памяти кладбища. Это, во-первых, – Бутово – с молящимся о всех страдальцах святейшего этого места священномучеником Серафимом (Чичаговым) – вместе с теми из них, кто еще ждет своего прославления на земле. А с противоположной стороны арки – Михново (чудная православная община в литовской земле) с основателем ее – протоиереем Понтием Рупышевым, благословляемым своим духовным отцом – праведным Иоанном Кронштадтским. Так получилось в росписи этой арки – не намеренно, но зримо и промыслительно, – что отец Иоанн благословляет и священномученика Серафима (Чичагова), тоже своего духовного сына.
Пройдя арки, взойдем теперь в южный лепесток храма. Две его противоположные стены – северная (соединяющая с центральной частью) и южная (вместе с конхой) – открывают два образа небесной славы. Из темы Великой Субботы, подчеркнутой росписями в центре, вырастает тема Воскресения Христова. Здесь сверху – доминирующий образ Сошествия во ад, а ниже – воскресные Евангелия – явления Ангела мироносицам и Самого воскресшего Господа – Марии Магдалине и ученикам. Так, обед на Тивериадском море, завершающий все Четвероевангелие и являющий будущее блаженство в Царстве Небесном, изображается в восточном углу – в непосредственной близости к алтарю. Композиция южной стены имеет основанием своим славу Креста Господня, явленную жизнью, смертью и небесной славой новомучеников и всех святых.
Получилось так, что в росписях всего храма до работы над южным приделом лишь один двунадесятый праздник пока не был отражен: это Воздвижение Креста. Здесь мы его видим как центральный образ южной стены, над ним, в конхе – Державная Матерь Божия с обращенным к Ней Собором новомучеников (как уже говорилось ранее – преимущественно, но не только Российских). Справа изображены святители и священники, слева – миряне. А ниже – древние святые русские: Борис и Глеб, Феодор и Иоанн, Московские первосвятители, Виленские мученики и царевич Димитрий, преподобные – Сергий и Серафим, бывшие молитвенной опорой страдальцам XX века. Тут же вся слава Собора новомучеников: лики знакомые, а о незнакомых – рекомендуем поинтересоваться. Только об одном изображенном мученике расскажем – но в самом конце нашего повествования.
Пока же перейдем в юго-западный угол храма, где видим ветхозаветные образы Воскресения – тоже из паремий Великой Субботы. Здесь – и жертвоприношение Авраамово, и воскрешение пророком Илией сына Сарептской вдовы, и три отрока со Ангелом в пещи Вавилонской, и центральное для великосубботней службы – пророчество Иезекиилево «о костях». Но образ еще одного – третьего – кладбища (о двух мы говорили ранее) – возвращает нас к страшной, запредельной муке земной, которую прошли новые святые. Это – «мамочкино» кладбище в Казахстане, где похоронены родившиеся в местных концлагерях младенцы, скоро умершие от голода, – младенцы, которых не давали матерям для кормления, – младенцы, тела которых втискивали мучители в бочки и так закапывали. Верим: и эти младенцы – молитвенники о многострадальной земле нашей. В завершение в юго-западном углу храма, в связи с темой Страшного суда, раскрытой в росписях притвора, на потолке изобразили по чинам сонмы святых, грядущих навстречу Христу, пришедшему в славе. Так исполняются росписи южного лепестка и – всего храма.
Мы обещали в конце рассказать об одном святом из Собора новомучеников. Это известный духовный писатель Евгений Погожев (псевдоним – Поселянин). Он тоже – страдалец за веру. И изображен мученик Евгений со свитком, на котором – название одной из его книг: «Повесть о том, каким чудом Божиим строилась Русская земля». Да, строилась земля наша – чудом Божиим по молитвам святых, и строится ныне, и поднимаются храмы Божии на ней – чудом великим по молитвам новомучеников. Так и наш храм поднялся – не немощными потугами нашими, но – верим и видим – чудом Божиим, молитвами священномученика Михаила Маркова и новомучеников – собратьев его. Слава им – в веки вечные! Аминь.
Храм в Горетове был первым, на стенах которого при реализации проекта «Скрижали» Мемориального центра «Бутово» был установлен закладной крест с надписью о служении в этом храме с 1909 по 1933 г. священномученика Михаила Маркова. Таким образом в 2013 г. была отмечена 75-летняя годовщина его мученической кончины. Вскоре на дороге установили указатель: в этом храме служил священномученик… Для нравственно вменяемых соотечественников пространство, освященное этой памятью, располагает к какой-то более собранной, ответственной жизни, оно вмещает смысл и свет и отряхивает от греха куда как лучше улиц, измаранных табличками с именами палачей-террористов. Сейчас именем новомученика Михаила Маркова в Горетовском поселении названа улица. Точно бы уже жили в другой стране, научись мы чтить память новомучеников и прославлять их жизнью, как и они прославили Господа.
Подготовила Ольга Орлова