«Семейная жизнь – это подвиг, причем непрерывный», – говорит протоиерей Валериан Кречетов, отец семерых детей и дедушка 34 внуков. В день золотой свадьбы отца Валериана и матушки Наталии Константиновны их взрослые дети отметили: они не помнят, чтобы папа и мама ссорились или спорили.
Богу и людям служить
– Отец Валериан, современные семьи – очень разные, одни ориентированы на любовь, другие на партнерские отношения, третьи – на благополучие, комфорт. А какую семью благословил Господь? В чем духовный смысл семьи?
– Ответ здесь – тот же, что и на вопрос, который когда-то задал мне младенец, ребенок: «А зачем Бог сотворил человека?» Господь сотворил человека по образу Своему и подобию. А как сказал сербский преподобный Иустин (Попович), любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества. Человек, сотворенный по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек. А любви несвойственно жить в себе. Любовь должна на что-то изливаться, должна иметь предмет любви. Почему Бог – любовь? Потому что это – Троица, Единосущная и Нераздельная. Три Лица: Отец, возлюбленный Сын, Дух Святый. Вся жизнь в любви. Как сказал Господь,
«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18).
Господь сотворил человеку жену, чтобы он мог проявлять любовь к себе подобному. Мы любим иногда животных – кошечек, собачек, лошадок, можно кого угодно любить, но хочется, чтобы предмет твоей любви тебя полностью понимал – был бы тебе единосущен. Поэтому Господь сотворил Еву из ребра Адама.
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23).
Любовь, общение – вот то, что было дано первым людям.
Но, по словам Иоанна Богослова, мы должны любить Бога, потому что
«…Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19).
Человек обязан строить свою жизнь так, чтобы пребывать в ответной любви к Богу и к ближнему. Потому что, по слову Иустина (Поповича), – вся суть жизни, бытия заключается в Богоявлении и Богослужении. Бог как Сущий, как Источник Жизни, Сама Жизнь, явил Себя в Своем творении, в создании человека. Как человек являет себя в каких-то делах, так Бог явил Себя в творении мира. А венец творения, человек, не просто существует сам по себе, он должен пребывать в ответной любви и в постоянном служении Богу и ближнему. Помните последний куплет Баллады о разбойнике Кудеяре? «Сам Кудеяр в монастырь ушел Богу и людям служить».
Мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. И мы должны любить своих ближних, прежде всего родителей, своих родственников, вообще всех, поскольку мы сотворены Богом и все имеем одного Отца, поэтому говорят «братья и сестры». Все, чем пользуется человек, создано до него и для него, в общем-то. Поэтому человек должен быть благодарным – родителям в первую очередь, потому что они дали ему бытие, воспитали его, учили, и вообще всем старшим поколениям. Почему уважение старших всегда было законом во всем человечестве? Это – естественно. Что мы без своих предков, если нас оставить без их знаний, изобретений? Ничего.
Брак дан также для того, чтобы люди могли по первообразу Господа, сотворившего человека, творить детей. Ведь Бог создал человека, мужа и жену, а уже жене дал возможность творить детей. Кому дал Бог, кому не дал Бог… Ведь дар-то Божий. Поэтому в Таинстве Брака (венчании) дается благословение – в помощь и продолжение рода человеческого.
Человек есть то, что он ест
– Батюшка, вы сказали, что Господь создал семью для продолжения рода человеческого. Но сейчас наблюдается странное поветрие: молодые женщины, вроде бы здоровые, не могут забеременеть, врачи отмечают большое количество замерших беременностей.
– Вы правильно сказали – «вроде бы» здоровые. Но если все это происходит, значит, все-таки нездоровые. Печальное явление, которое касается всего бытия: люди забыли и не думают о том, что семья дается для продолжения рода человеческого. И начинают «жить для себя», а детей или убивают, или, как говорят, «предохраняются» от них, избегая рождения ребенка. Есть такое выражение в народе – «желанный». Так вот дети, которые даже рождаются, часто бывают нежеланными, ими тяготятся.
Это настроение – против заповеди, данной Богом –
«плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28).
Люди начинают по-своему «планировать семью»: сколько и кого рожать. Целые государства – Китай, Индия, другие страны – ограничивают рождаемость.
– В России есть много пар, желающих иметь детей, но у этих женщин не получается забеременеть, выносить ребенка. Такого не было еще 20, 10 лет назад. Как вы думаете, с чем это связано?
– Почему не бывает детей у тех, кто желает, – вопрос сложнее. Я думаю, здесь важен вот какой момент. То, что сотворил Бог, все воспроизводится: из семени вырастает дерево, оно дает новые семена, жизнь передается через семя. Акт самовоспроизведения относится к Божественному действу, а не к человеческому. Человек не сотворил ничего, чтобы самовоспроизводилось. И самое печальное – когда человек начинает в созданное Богом вмешиваться, когда живое несет на себе печать его вмешательства – оно перестает воспроизводиться. Ведь генетически измененные растения не имеют продолжения рода. Год или два, а потом они вырождаются – таковы плоды вмешательства человека в гены.
И когда люди начинают питаться этими фруктами, овощами, функция самовоспроизведения у них также начинает нарушаться. Как у растений в зародыше погибает жизнь, так и у человека. Это мое предположение, конечно, но очень похожее на правду.
Шея вертит головой
– Отец Валериан, посоветуйте: как нацелить молодых людей, девушек на семью? Ведь сегодня крепких многодетных семей почти не осталось. Даже в пример привести некого.
– Это начинается с младенчества, когда человек учится жить не для себя, а для своих ближайших: вот, ребенок отдает шоколадку маме, бабушке. Есть такое изречение: духовное пробуждение или выздоровление начинается с того времени, когда человек начинает о ком-то заботится. Часто с этого и начинается. Человек о ком-то заботится, а потом чувствует, что тот становится родным, необходимым, уже без него как-то не можешь. Потом появляется близость, родственность. И смысл-то семейных уз в том и заключается, что человек живет не один, а о ком-то заботится. Муж о жене, жена о муже и детях, муж о жене и детях.
– В свое время в России сохранялся определенный уклад жизни, все работало в одном направлении – и Церковь, и семья, и школа, и государство. Сейчас у нас государство – светское, школа – либеральная. Как можно в таких условиях воспитать нормального человека?
– Воспитанием занимаются, прежде всего, Церковь и семья. Если есть внутренний фундамент в семье, все испытания можно пережить с Божией помощью. Почему сказал отец Владимир Воробьев моему отцу: «Бери такую жену, чтобы христианка была как кремень». Это значит – твердость веры, преданность воле Божией, знание семейных принципов. Домострой в хорошем смысле слова.
– А девушке какого мужа брать?
– Христианина. Живущего по вере.
– Только их сейчас практически не осталось.
– Да есть еще. У Бога есть. «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». То есть труженицу. Так же и мужа, можно сказать, – ищи не в хороводе, а в огороде. Конечно, чтобы добрый человек был. Естественно. Когда любовь есть, тогда все просто. По-человечески это сложно,
«Богу же все возможно» (Мф. 19:26).
Одно только нужно – молиться, просить, чтобы Господь указал. А Господь укажет.
– Батюшка, в житии православных покровителей семьи – муромских святых Петра и Февронии – описано, как, будучи простой девушкой, Феврония настаивает на женитьбе на ней князя Петра. То есть при создании семьи роль женщины может быть активной, решающей?
– Да, от женщины многое зависит. В Священном Писании сказано своеобразно очень, я обратил на это внимание:
«…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24).
Муж к жене прилепляется. Не сказано – жена оставит отца и мать и прилепится мужу своему. Думаю, это связано с тем, что женщина сотворена быть матерью. Ева – мать всех живущих:
«И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20).
Женщине, как матери, свойственно заботиться. Поэтому с годами муж обычно уже не обращается к супруге «жена», а говорит «мать». А жена обращается к нему «отец». В сущности, выстраиваются отношения Адама и Евы, когда муж становится отцом для жены, а Ева оказывается для мужа матерью – как мать всех живущих.
– То есть молодая девушка может выбрать себе жениха и настаивать на том, чтобы он женился на ней? Как Феврония?
– Если будет такая, как Феврония, то, я думаю, может. Этот юмор, что шея вертит головой, а голова на шее, основан на жизненном опыте. Опыт жизни самой показывает, что семейный очаг оберегает мать. До трех лет проходит примерно половина жизни человека, а дитя находится в руках матери. Поэтому фундамент воспитания закладывается в младенчестве. Именно поведение матери, ее слова, пример очень важны для всего общества. Потому замечательный педагог Григорий Иванович Суворов, директор московской 31-й школы, когда-то сказал: «Мы говорим об идеальном обществе. Дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю». Настолько важна жизнь женщины-матери.
Непорочные в пути
– Батюшка, стоит ли говорить с детьми, с подростками о целомудрии, например, обсуждать с ними проблему абортов?
– Если есть возможность такая, конечно, нужно говорить, потому что они просто иногда не знают каких-то вещей. Или другие им рассказывают по-своему. Говорить нужно, но самое главное – личный пример.
– Будущая матушка, по каноническим правилам, должна быть девственницей. Почему Церковь предъявляет такие высокие требования к жене священника?
– Так и священник должен быть девственником. Вообще все люди перед заключением брака должны быть девственниками, а священник – обязательно, будучи
«образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).
Это само собой разумеется – как иначе можно быть образцом? Кто стал родителями Матери Божией, пророка Иоанна Крестителя? Праведные Иоаким Анна, Захария и Елисавета –
«непорочные в пути, ходящии в законе Господнем» (Пс. 118:1).
У нас гуляк, пьяниц на работу не берут. А в служение Богу кого попало, что ли, можно брать? Нет, это не так просто.
– Может быть, поэтому у священников относительно крепкие семьи?
– Да, я думаю. Но, прежде всего, конечно, потому, что Господь, когда Его, собственно, просят – укрепляет, помогает. Истинная Божественная Благодать, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая», действует.
Когда мы с матушкой Наталией Константиновной праздновали золотую свадьбу, дети встали и сказали: «Мы не помним, чтобы папа с мамой ссорились или спорили». А матушка добавила: «Батюшка никогда ничего от меня не требовал». Видишь, что человек ответственный – ну, что сделала, что успела, смогла – то сделала. Так что все просто.
Не руби с плеча – разберись. Прежде – помолись
– Батюшка, а могут влиять родовые грехи на поведение мужчин, женщин в браке?
– Наследственность есть, никуда от этого не денешься. Когда мы получаем по наследству какие-то дарования, материальные блага, то спокойно их принимаем. Но иногда мы не получаем ничего или получаем что-то отрицательное. Тут многое от человека зависит – как он станет над этим работать. Конечно, справиться с этим без Церкви, без духовной помощи – невозможно. Почему духовник и советовал моему отцу брать в жены христианку как кремень. Воспитание, устои, привычки с детства – все это очень важно.
Как-то мы воспитывались так, что голос не поднимали никогда. Как ты можешь перед учительницей что-то говорить? А сейчас…
Дух мира таков, что это – дух революционный, дух непослушания, гордыни: отец – на сына, сын – на отца.
«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 11:21).
– Батюшка, а что противопоставить этому духу гордыни? Как с ним можно бороться?
– Смирением. Духу гордыни можно противопоставить смирение…
– А как и кому смиряться? Ты ребенку слово, а он в ответ – десять. Смиряться – родителям?
– Да, приходится смиряться родителям. Это проблема сейчас. Основной пастырский труд сегодня – это семейные разборки.
Я недавно получил на эту тему наставление от своего внука – точнее, его передала мне моя дочь. Ее сыновья старшие порвали струны, она рассердилась на них – хлопоты предстоят, затраты какие-то… Вот она младшего и спрашивает: «Сема, что с твоими братьями делать?» Он встал так – руки в боки – и говорит: «Надо разбираться». Она: «С чего начнем?» – «Принеси икону, помолимся давай». Значит – не руби с плеча, сначала разберись. А для того чтобы разобраться – надо помолиться. Не помолишься – не разберешься. Детский «старческий» совет.
Феминизация и ее плоды
– Батюшка, мы как-то опубликовали статью под названием «Муж на диване». И она вызвала очень живой отклик – оказалось, что это проблема многих семей.
– К несчастью, в какой-то момент был запущен очень непростой процесс. Тот же Григорий Иванович Суворов написал в свое время кандидатскую работу, которая называлась «Феминизация». Он отмечал, что через ношение брюк – а это сейчас особенно распространилось – женщины приобретают отрицательные черты мужской натуры. Жены, взяв на себя функции мужчин, превратились в эмансипированных бизнесвумен. А у мужчин появились далеко не лучшие черты женской натуры, даже во внешности. Женщины, предприимчивые и инициативные, перестали заниматься хозяйством, оставив это мужчинам. А поскольку очень часто современные мужья хозяйством заниматься не умеют, то по большей части просто ничего не делают. Таким образом, женщины взяли на себя бразды правления, а мужчины эти бразды отдали и сидят на шее своих половин.
– Успешные мужчины, видимо, отплатили женщинам за феминизацию: раньше – в соответствии с протоколом – первые лица государств, компаний на многие мероприятия приходили с женами. Сейчас жен никуда не берут.
– Да, неудобно, видимо, некоторым показывать жен. У кого-то не одна жена, и не первая, и не последняя.
Держать или отпустить?
– Батюшка, а бывают случаи, когда не нужно сохранять семью?
– Это нужно молиться, чтобы Господь указал. Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать: держать или не держать, отпустить, как говорят, – это зависит от обстоятельств, которые складываются.
Помню, одной я советовал молиться, и ее муж вернулся, правда, недолго прожил, умер, но уже дома, в семье. В другом случае тоже говорю: молись. Молилась она, молилась, а они – раз, и разлетелись. Она, правда, ушла в монастырь. Что было в его дальнейшей жизни – не знаю.
То есть во всех случаях нужно молиться и просить воли Божией. Какой путь? Если семейный, то – кто избранник? А дальше, когда уже Бог благословил, надо нести семейный крест.
Когда во главу угла ставят только земную жизнь, благополучие, это одно. А когда главное – спасение – совсем другое. Можно в семье прожить и погибнуть, можно и без семьи спастись.
– Вы когда-нибудь благословляли на развод?
– Не помню, по-моему, нет. Иногда кто-то приходил, говорил: жить невозможно. «Ну, невозможно, смотри уж, раз не можешь». А «разблагословлять», если Бог благословил, я не могу. Бывают ошибки иногда, поэтому нужно поступать по воле Божией. Господь любого человека может поставить на место, причем в одно мгновение: какая-то автомобильная катастрофа, авария, и все остановилось.
– Батюшка, а можно начать жизнь семьи сначала, с чистого листа?
– Я думаю, что можно. Но непросто. Не так жили – значит, надо измениться. Я знаю такие примеры, когда человек оставлял свою прежнюю жизнь. Главное – надо просить помощи Божией. Нужно вообще стараться узнать волю Божию о себе.
– Есть какие-то молитвы о сохранении, укреплении семьи?
– Тропарь об умножении любви:
«Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче».
Потому что сначала оскудевает любовь, сердца удаляются друг от друга, а потом уже и тела отдаляются.
– Я знаю, что вы очень большое значение уделяете тому, венчана пара или нет…
– А как же – это же Таинство, благословение Божие. Но молиться нужно еще до заключения брака. Мой отец молился, чтобы Господь ему жену дал, и Бог дал ему маму мою. Я просто молился Матери Божией, чтобы Она сподобила меня служить Богу. Больше ничего. А уж как – Господь покажет. И Господь показал – надо жениться, и указал на ком. Господь дал жену и повел, прям за ручку, по всей жизни.
Нужно увериться в том, что именно это – воля Божия. Иногда Господь проверяет, посылает испытания. Папа был мастером спорта, чемпионом Москвы по академической гребле, как-то он пригласил маму кататься на лодках, а она с юмором была, спрашивает: «А вы умеете плавать?» – «Оскорбляете…» Мастер спорта, и не умеет плавать! «Вредная такая, никогда на ней не женюсь», – подумал папа. А вот женился, оказалось, что воля Божия есть. Не сразу все устраивается. Когда он попал в тюрьму, она с ним переписывалась, потом какое-то время папа был на поселении, в ссылке как бы, и мама приехала к нему – там они и венчалась. Это было уже, конечно, непросто: он – политический заключенный, какая перспектива открывалась?
Вообще вступать в брак нужно раз и навсегда. Как ты потом разведешься? Нет уж.
Не жди благодарности
– А что можно пожелать мужьям и женам?
– Быть мужем и женой. Есть такой тест. «Что вы хотите: иметь жену, иметь детей, иметь хозяйство – или быть мужем, быть отцом, быть хозяином? Что вы хотите: иметь мужа, иметь детей, иметь хозяйство – или быть матерью, быть женой, быть хозяйкой?» Быть или иметь?
Поэтому, конечно, нужно воспитывать мужчин и женщин, а не однополые существа. Нужно ходить церковь, молиться, а дальше уже Господь устроит. В церкви человек и находит кого-то, а не где-то подбирает…
– Вы как-то рассказывали, что в свое время на комсомолок даже не смотрели.
– Да. Беда вся в том, что во главу угла не ставят веру. А я думаю, что это одно из необходимых условий. Но конечно, в любом случае семейная жизнь – это подвиг. Раньше хоть песни были – «На подвиг Отчизна зовет». В житейское море человек тоже уходит на подвиг.
– Мама одной моей знакомой говорила дочери: семья – это каторга. И к этому ее готовила. Когда та вышла замуж, даже немножко расслабилась: «Меня, – говорит, – готовили на каторгу, а муж оказался добрый, любит меня…»
– Совершенно верно. Хотя это не каторга, но на самом деле семейная жизнь – подвиг, причем непрерывный, – выходных уже не будет. Профессор МДА Константин Ефимович Скурат в новом катехизисе приводит прекрасные цитаты о семье Сократа: о том, что если собираешься жениться, то приготовься в два раза (а я думаю, что в два раза – это минимум) уменьшить свои желания и минимум в два раза увеличить свои обязанности. По сути это так. И когда вдруг часть твоих обязанностей кто-то начинает брать на себя – уже радость.
Как тот состарившийся игумен, которого братия просила открыть тайну: «Отче, расскажи, как ты столько лет мог нами управлять? Мы же неуправляемые?» – «Ладно уж, скажу. Когда я вас на что-то благословлял, что-то просил сделать, я был уверен, что вы этого не сделаете или сделаете не так, как я прошу. Поэтому если не сделали – обычное дело. А сделали – радость необыкновенная».
Действительно, очень мудро. Так же, как не ждать благодарности. Древнее изречение: тебе сделал кто-то добро – запомни это, ты сделал кому-то добро – забудь это.
Записала Ольга Каменева