Молодежи всегда нужен достойный пример, на который можно было бы равняться.
«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26–27),
– учит Священное Писание. Благочестивые образцы для подражания особенно нужны сейчас, в наши дни. Но куда же обратить нам свой взор, чтобы увидеть эти образцы? Обратимся к веку прошлому, когда благочестие, милосердие, братолюбие и другие христианские качества были привычными и понятными как среди бедняков, так и среди людей зажиточных, именитых. Вот один из них – орловский купец Иван Михайлович Немытов.
1
Родители его были людьми кроткими и богобоязненными, они любили посещать храм Божий. Эту привычку они привили и своему сыну. Ваня рано выучился читать, Евангелие было его любимой книгой. Страх Господень, поселившись в его сердце, уже до конца жизни не покидал его. День ото дня, из года в год он преуспевал в любви к Богу и к людям.
Повзрослев, Иван Немытов открыл собственное дело – стал торговать скотом. Много лишений и скорбей претерпел он, так как дело это было многотрудное и рискованное. «Бывало, уйдешь на Украину, то чего-чего не испытаешь – и голод, и холод, и усталость, – вспоминал Немытов. – Идешь степью – ни дома, ни шалаша, ни даже дерева какого нет во всей округе, а дождь льет как из ведра, – нитки на тебе сухой нет, – так и ляжешь на сырой земле. С зарею – опять то же. За всем тем не знал простуды. Милосердный Господь хранил».
Однажды, шагая по дороге, Иван Михайлович обнаружил, что его преследуют разбойники. Он прибавил шагу – те тоже. Он побежал – и те за ним. Нашего путника спасло то, что впереди показался обоз с людьми и собаками.
Как-то Немытов спешил по делу и на полном скаку упал с лошади, расшибся и до конца жизни страдал болями в боку. Неоднократно он терпел убытки в торговле, от которых едва не разорился. Один раз, в середине лета, он возвращался домой с большим стадом овец. Неожиданно (по какой причине, неизвестно) все овцы подохли – на протяжении 40 верст дорога была завалена трупами животных. В другой раз у купца пал гурт быков. В довершение всего у Немытова сгорел дом со всем добром.
Как же купец отнесся к этому? Может быть, он стал роптать, гневаться, выходить из себя? Ничуть не бывало! Он благодарил Бога за все. Он понимал, что Господь испытывает его, как в свое время испытывал многострадального Иова. «Бог дал – Бог взял», – говорил Иван Михайлович. Он не посрамился в своем уповании на Господа. Достаток вернулся к нему, да еще и с лихвой.
Будучи человеком благочестивым, Немытов любил посещать монастыри. Здесь душа его расцветала. Как только наступал пост (Петров, Успенский, Рождественский или Великий), он со своим другом книгопродавцем Герасимом Макаровым отправлялся в одну из близлежащих обителей, чтобы поговеть и причаститься Святых Христовых Таин. Он не упускал ни одной возможности, чтобы побеседовать с духоносными старцами и получить от них душеполезное наставление и поучение. Архимандрит Моисей (Брянская Белобережская пустынь), схимонахи Леонид и Макарий (Оптина пустынь), схимонах Афанасий (Севская Плошанская пустынь) оказали на Немытова большое духовное влияние. Особенно ему полюбились умилительные речи старца Афанасия, который и стал его духовным отцом.
Однажды во время Великого поста Немытов пришел в келью своего духовника, чтобы исповедаться. Это событие стало известно благодаря дневниковой записи купца.
– Господи, помилуй меня, великого грешника! – воскликнул Немытов со слезами на глазах. – Согрешил паче песка морского. Недостоин есмь человеколюбия Твоего, владыко, но достоин всякого осуждения и муки. Помолись обо мне, отче, да помилует меня милосердный Господь на Страшном Суде Своем.
– Не отчаивайся и не печалься, сын мой, – сказал схимонах, положив обе руки ему на голову. – Уповай на милость Божию.
– Научи меня, отче, любить Господа и всегда творить Его святую волю, – продолжал смиренный паломник, опускаясь на колени. – А также научи меня выполнять заповеди Христовы, ибо я их постоянно нарушаю.
– Помолимся, сын мой, – сказал старец, – ибо сказано:
«Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
Они погрузились в молитву.
– Ну вот, и слава Богу! – сказал через некоторое время схимонах.
– Отныне, сын мой, душа твоя будет стремиться к Богу более, нежели к миру. Но и скорбей будет у тебя побольше. Крепись! Прогоняй врага нашего спасения постоянной молитвой, крестным знамением и постом. Проси Господа, чтобы Он помогал тебе жить так, как подобает истинному сыну Церкви.
2
Как проходил день у Ивана Михайловича? Вставал он весьма рано, читал утренние молитвы, Апостола, Евангелие, Псалтирь, кого-нибудь из святых отцов – Иоанна Златоустого, преподобного авву Дорофея или святителя Димитрия Ростовского. Затем он благословлял всех своих домочадцев на предстоящий день, не забывая сказать им что-либо душеполезное. После этого Немытов спрашивал:
– Явились ли мои благодетели?
Дворник отвечал:
– Да, батюшка, явились – все до единого.
Купец подходил к окну, отодвигал занавес. Двор был полон народу. Это были нищие, собравшиеся сюда со всех концов города. Хозяин подзывал экономку и вручал ей мешочек с деньгами.
– Смотри, чтобы ни один человек не остался без милостыни, – говорил он обычно.
– Иван Михайлович, почему вы называете нищих своими благодетелями? – спросил купца городской пристав.
Немытов ответил:
– Потому что они и есть мои благодетели. Я в них нуждаюсь более, чем они во мне. Господь что нам заповедал? Творить милостыню. Я это и делаю. Деньги, которые у меня есть, принадлежат не мне, а Богу. И вот Он смотрит, как я ими распоряжусь. Если я положу их в сундук, то никакой пользы они мне не принесут. А если я раздам их нуждающимся, то поступлю правильно. Я кладу эти деньги в небесную копилку. Во спасение своей души. Господь сказал:
«Если кто-нибудь напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, не потеряет награды своей» (Мф. 10:42).
Впрочем, в доме у купца бывали и другие просители. Случится ли у кого-то пожар, требуется ли выдать замуж бедную, но скромную девушку, случится ли необходимость способному, но неимущему юноше поехать учиться в столичный университет – все идут к сердобольному христианину. Давая деньги, Иван Михайлович предупреждал, чтобы об этой милостыне никому не было известно.
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3–4).
Немытов любил принимать странников. Не проходило, наверное, ни одного дня, чтобы в его доме не было гостей. Настоятель какой-либо обители, приехавший в Орел по духовным делам, богомольцы, направляющиеся на поклонение святыням в Москву, Киев или Иерусалим, монах, прибывший со Святой Горы Афон для сбора подаяний, – все находили у благочестивого купца и кров, и угощение, и непритворное внимание.
– Принимая этих людей, я принимаю Самого Христа, – говорил Иван Михайлович.
Особенно наш герой был рад, когда его навещали священнослужители местного прихода. Если же кто-то из них долго не заходил к нему, он считал это для себя большой потерей.
– Вы лишаете меня мзды от Господа, – говорил он этому человеку.
Однажды (это было в весеннюю пору) священник местной церкви, закончив вечернее богослужение, отправился домой. Река, которую ему нужно было перейти, вскрылась, лед с шумом и треском стремился вниз по течению, ни о какой переправе не могло быть и речи. Батюшка повернул обратно, решив переночевать у Немытова. Был поздний час, в доме все уже спали. Несмотря на это, гостю был оказан самый радушный прием. Хозяйка тут же поставила самовар, однако иерей отказался от угощения, так как утром ему предстояло служить Божественную Литургию.
Как-то серьезно заболел старший сын Немытова. Он долго не вставал с постели. Пригласили священника. Василий Иванович (так звали старшего сына) исповедовался и причастился Святых Христовых Таин.
– Как хорошо, что мой Вася заболел, – сказал Иван Михайлович соседу, который зашел его навестить.
– Что же тут хорошего? – возразил тот. – Болезнь – это ведь одни скорби. Кроме того, Василий Иванович ведет все торговые дела, а для этого нужно здоровье.
– Господь лучше нас знает, что нам полезнее, – сказал Немытов. – А я так глупой моей головой рассуждаю: не пошли Бог Васе болезни, он бы и не вспомнил, за житейскими делами, о грехах своих. А теперь волей-неволей покаялся, и милосердный Господь сподобил его быть причастником Бессмертных Своих Таин. Какая великая милость
Божия! Что же касается до наших торговых дел, то Отец Небесный лучше нашего может их управить.
3
«Деньги любят счет», – не раз говорил купец своим подчиненным и строго следил за ведением финансовых счетов. Один раз Василий Иванович вернулся с Украины, где провел ряд выгодных сделок. Отчитываясь перед отцом, он никак не мог припомнить, на что израсходовал один рубль.
– Батюшка, – оправдывался он, – я ворочал такими суммами, что рубль для меня не имел никакого значения.
– А для меня имеет! – возразил отец. – Прошу вспомнить, на какие нужды ты его истратил!
– Батюшка до того рассердился, что чуть было не прибил меня, – вспоминал позднее Василий Иванович. – Конечно, дело здесь было не в рубле. Отец хотел показать мне, что в торговых делах не бывает мелочей. В другой раз, – продолжал старший сын, – закончив свои дела на Украине, я на очень выгодных условиях купил партию овец. Узнав об этом, отец сильно рассердился.
– Разве был у нас с тобой разговор об этой покупке? – спросил он у меня.
– Нет.
– А для чего же ты тогда купил этих овец?
– Я предполагал получить большую выгоду.
– А я предполагал, чтобы ты не поступал своевольно!
В этом случае отец преследовал цель воспитать во мне одну из величайших христианских добродетелей – послушание.
Вернувшись как-то после обедни домой, Иван Михайлович увидел в дальнем конце двора петуха с курами. Он подошел поближе и обнаружил, что они клюют остатки пшенной каши. Хозяин позвал невестку, которая была ответственна за кухню.
– Кто выбросил пшенную кашу на двор? – спросил он.
– Я.
– А разве нельзя было употребить ее для других, более достойных целей?
– Батюшка, это остатки вчерашней каши. Куда ее еще было употребить?
– А разве вчерашняя каша – это плохая каша? Разве нельзя было отдать ее голодным людям, которых немало в нашем городе? Еда – это дар Божий, а ты как с ним обошлась?..
– Простите, батюшка, виновата…
– Бог простит. Во искупление греха пойди и положи три земных поклона перед святыми иконами.
То, что Немытов поступил совершенно правильно, подтверждает эпизод из жития преподобного Саввы Освященного. Один из его учеников служил в поварне. Как-то он приготовил для братии монастыря столько бобов, что добрая половина их осталась. Недолго думая, он выбросил их в окно. Преподобный Савва, заметив это, собрал бобы и приготовил из них кушанье. На трапезу он пригласил ученика.
– Понравилось ли тебе мое угощение, чадо? – спросил святой, когда трапеза закончилась.
– Да, отче, – ответил ученик, – в жизни не едал ничего вкуснее.
– Воистину, чадо, – сказал преподобный, – я приготовил это кушанье из тех бобов, которые ты выбросил в окно.
После этого, преподав ученику приличное назидание, он наложил на него эпитимию.
К концу жизни Немытов заболел, да так, что домашние его уже и не надеялись, что он встанет с постели.
– Буди воля Божия, – смиренно сказал купец.
Как-то утром, когда, выпив чаю с малиной, больной забылся в полудреме, ему явился старец в монашеском облачении. Благословив купца, он сказал:
– Скоро выздоровеешь.
– Кто ты? – спросил у него Немытов.
Старец ответил:
– Амфилохий.
И сделался невидим.
Через некоторое время от болезни не осталось и следа. Ивану Михайловичу очень хотелось узнать, какой же именно Амфилохий являлся ему. Он долго молился Господу, прося Его открыть тайну, и наконец получил ответ. Духовные люди, услышав из уст купца описание монаха, сказали, что это был старец, находившийся долгое время у раки святителя Димитрия Ростовского. Он был известен своими высокими аскетическими подвигами.
Дожив до 87 лет и почувствовав упадок сил, Иван Михайлович стал готовиться к переходу в иной мир: почти каждый день исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, несколько раз соборовался. Своим родным, друзьям и знакомым он стал раздавать иконы, духовные книги, шкатулки и другие вещи. Экономке он приказал увеличить ежедневную раздачу денег нищим. Он поступал так потому, что помнил слова Спасителя:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21).
В эти дни Господь сподобил его принять монашеский постриг и облечься в ангельский чин.
5 мая 1875 г. Иван Михайлович позвал к себе всех домашних, благословил их, сказал краткое духовное назидание и через несколько часов мирно отошел ко Господу. Отпевание старца совершил преосвященнейший Макарий, епископ Орловский и Севский, ему сослужил многочисленный собор духовенства. Это произошло в радостные Пасхальные дни.
Николай Кокухин