Урок в воскресной школе, посвященный Святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийскому.
Учитель: Сегодня наш рассказ пойдет о святом, имя которого, без сомнения, назовет каждый, увидев его изображение на иконе. Посмотрите, пожалуйста, на иконы и репродукции, которые приготовлены в классе, и ответьте, что это за святой.
Вы правы, это – Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.
Когда жил Святитель Николай и где находился тот город – Миры Ликийские, где он был архиепископом?
Миры Ликийские были главным городом в Ликии, области в Малой Азии, во времена Святителя Николая, то есть более 1700 лет назад (родился святой около 280 года). Но и спустя много лет в далекой России считали и считают Святителя Николая самым близким и родным святым, скорым помощником, заступником и утешителем. Почитание святителя Николая на Руси и в России было очень распространено, оно возникло, видимо, еще до перенесения его мощей в XI веке.
Каким изображают Святителя Николая иконописцы?
В житии Святителя Николая, составленном в X веке византийским агиографом Симеоном Метафрастом, есть описание облика святого: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Святителя Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благости Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершенствовался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое светлое сияние…» Изображается Святитель на иконах милостивым и кротким, но одновременно – торжественным и строгим.
К людям Святитель Николай неизменно милостив, скор на помощь всякому, с верою призывающему его, а часто помогает и тем, кто никогда не видел и не знал святого. Народ русский за это ласково величает Святителя Николою Милостивым, Николою Угодником. Русские люди в старину говорили: «Никола – второй после Бога заступник».
По народному поверью, в день памяти святого 6/19 декабря Николай Чудотворец спускается с небес на заснеженную Русскую землю и смотрит: все ли ладно у людей, не попал ли кто в беду, не нужна ли кому помощь. А все темные, злые силы, убегают от него, как огня-молнии боясь сурового взгляда очей Святителя Николая.
Как изображен Святитель на иконах?
Изображение Святителя Николая на иконах или поясное, или в полный рост.
Много ли было образов Святителя Николая в России и часто ли обращались к нему в своих молитвах наши соотечественники?
Образ Святителя Николая был в каждой церкви, в каждой православной семье. Ни одно важное житейское дело не начинали без молитвы, в том числе – особой молитвы Святителю Николаю. Перед запахиванием поля, перед посевом или выгоном скота стол в красном углу избы накрывался столешником, на него выкладывали ковригу хлеба со щепоткой соли и зажигали лампадку у стоящей на божнице иконы Святителя Николая Чудотворца и молились всей семьей, читая акафист святому.
Во время крестного хода «на посевы» и для совершения молебна, обязательно износилась икона Святителя Николая.
Различаются ли чем-то изображения в полный рост Святителя Николая на иконах?
Существует два типа изображения святителя в полный рост: Никола Зарайский (правой рукой благословляющий, а левой – держащий Евангелие) и Никола Можайский (с мечом в правой руке и городом (церковью) – в левой, в память чудесного спасения Можайска от врагов).
Вместе с иконописными образами в ряде районов России получили распространение «резные, истесанные, издолбленные иконы» Святителя Николая. Такие деревянные раскрашенные фигуры высотой от 45 до 195 см имелись во многих церквах и монастырях. Несмотря на запрет Святейшего Синода (такие изображения, в отличие от иконописных, считались неканоническими) резные иконы Святителя Николая почитались крестьянами, в качестве древних и чудотворных.
Как отмечался день памяти Святителя Николая на Руси?
В деревнях и селах день Святителя Николая отмечали устройством трапез, на которые приглашались все, даже самые бедные односельчане. Эта традиция появилась в очень давние времена. В житии Святителя Николая, составленном в Византии, говорится о том, что в Греции творили «по вся лета память святому Николе, каноны строя» и ставили в дому своем три трапезы: одну братии и странным, вторую – убогим, а третью – друзьям и соседям. И у православных на Руси установилась традиция праздновать особенно (ввиду осеннего довольства) зимний день памяти Святителя Николая Чудотворца, устраивая в складчину обильные трапезы, для которых варилось большое количество пива из зерна нового урожая.
Такие трапезы – «никольщины» – справлялись в течение нескольких дней. Эти дни были праздниками большаков (то есть глав семей). А если Николин день был престольным праздником на селе, то на «никольщины» сходилось много соседей, съезжались родственники из деревень и окрестных сел. Говорили: «На «никольщину» зови друга и недруга – оба друзьями будут».
Декабрьский праздник Святителя Николая знаменовал начало зимнего сватовства. После Божественной Литургии служились в храмах молебны о тех, кто думал по окончании Рождественского поста или по весне играть свадьбу.
А по погоде на зимний Николин день приметливые наши предки судили о предстоящей зиме и о будущем лете:
Какой день в Николу зимнего, такой и в Николу летнего.
Иней на Николу – к урожаю.
Подошел бы Николин день, а уж зима на санках приедет за ним.
Коли на Николин день метель метет, след заметает, – дороге не стоять, будет оттепель.
Домашнее задание
Подготовить сочинение об одном из храмов во имя Святителя Николая, в котором желательно изложить историю создания храма, рассказать служивших в нем священниках.
Ольга Потаповская